Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Утилизационный сбор на автомобили в России: что это такое, правила, что изменилось в 2024 году

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

С 1 октября 2024 года в России вырастет утилизационный сбор на автомобили. Его индексируют каждый год, но в этот раз правительство планирует увеличить сумму на 70-85 процентов. Это коснется только тех, кто ввозит авто на продажу. «Лента.ру» рассказывает, что такое утилизационный сбор на машины и зачем он нужен, как поменялись его условия и сколько в 2024 году придется заплатить при ввозе транспортного средства в Россию.

Что такое и зачем нужен утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Он установлен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уплачивается он только один раз за одну машину: при этом уплатить его нужно при растаможке, до этого автомобиль нельзя поставить на учет и использовать. НДС с платежа не взимается. Если утильсбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.

Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Такая мера должна была сдержать резкое увеличение объемов ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей. Снижение ввозных пошлин на такие машины было одним из условий присоединения Москвы к ВТО.

Факторы ввода утильсбора:

Экологические аспекты. Старые автомобили, особенно те, которые не соответствуют современным экологическим стандартам, могут быть источником загрязнения окружающей среды. Введение утилизационного сбора на машины направлено на поощрение замены устаревших и экологически вредных транспортных средств более современными и экологически чистыми моделями — это поможет снизить выбросы вредных веществ.

Стимулирование авторынка. Утилизационный сбор был призван стимулировать развитие рынка новых автомобилей, так как владельцам старых машин становится более выгодно приобретать новые модели, чем платить сбор за утилизацию старых. Это может способствовать развитию автомобильной индустрии и повышению ее конкурентоспособности.

Содействие безопасности на дорогах. Старые автомобили могут быть менее безопасными из-за устаревших систем, технических характеристик, возрастной коррозии металла и так далее. Поощрение обновления автопарка способствует повышению уровня безопасности на дорогах.

Снижение энергопотребления. Новые автомобили, как правило, более энергоэффективны и соответствуют более строгим экологическим стандартам. Замена устаревших автомобилей на более современные может привести к снижению общего уровня энергопотребления.

Как менялся утилизационный сбор на автомобили в России?

Сперва утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица.

Производители из России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от уплаты сбора были освобождены, если брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей. Но уже с 2014 года эти послабления отменили.

С 2012 года ставки сбора несколько раз повышались, менялись условия, например, утильсбор был распространен на прицепы и спецтехнику.

За прицепы к легковым автомобилям утильсбор платить не нужно

Кто уплачивает утильсбор в 2024 году?

  • Производитель автомобиля, изготовленного в России
  • Импортер за машину, которую он ввозит в Россию
  • Покупатель, если ранее за его машину не взимался утильсбор

Когда не нужно платить утильсбор?

  • Ранее его уже уплатили, например, это сделал бывший владелец авто
  • Автомобилю более 30 лет
  • Транспортное средство является собственностью беженцев, участников программы добровольного переселения или вынужденных переселенцев
  • Авто ввезено в Россию временно
  • Машина принадлежит диппредставительствам или международным организациям с привилегиями и иммунитетом, либо их сотрудникам
  • Автомобиль выпущен менее трех лет назад и находится под таможенной процедурой в Особой экономической зоне в Калининградской области

Как рассчитывают утилизационный сбор?

Расчет суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле.

Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора

Размер базовой ставки и коэффициент расчета утилизационного сбора устанавливаются правительством.

Базовая ставка утильсбора в 2024 году:

  • на легковые автомобили — 20 000 рублей;
  • на грузовики и другие категории транспортных средств — 150 000 рублей;
  • на спецтехнику — 172 500 рублей.

Коэффициент варьируется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы.

Пример

Россиянин приобрел за границей легковой автомобиль для личного пользования. Если он ввозит в страну новую машину с объемом двигателя не более трех литров, то размер коэффициента составит 0,17. В таком случае формула будет выглядеть подобным образом:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,17) = сумма утилизационного сбора (3400 рублей)

Если автомобиль старше трех лет, то коэффициент вырастает до 0,26. В таком случае формула будет иной:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,26) = сумма утилизационного сбора (5200 рублей)

Что изменится в 2024 году?

В последний раз утильсбор для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов был проиндексирован 1 августа 2023 года. Тогда фактически приравняли утильсбор для физических и юридических лиц.

Следующая индексация запланирована на 1 октября 2024 года. Ставка для легковых автомобилей, по проекту правительства, увеличится сначала на 70-85 процентов, а затем ежегодного будет повышаться на 10-20 процентов до 2030 года. В этом случае ставка для легковых автомобилей с двигателями 1-2 литра составит около 556 тысяч рублей в конце 2024 года (сейчас 300 600 рублей) и около 667 тысяч рублей — в 2025 году.

Изменения не затронут физлиц, которые ввозят в Россию авто с объемом двигателя до 3 литров для себя, причем выплачивают все таможенные пошлины и налоги

Как объяснили в Минпромторге, ставку планируют увеличивать только для техники, которую серийно производят в России и Белоруссии. Это, например, автомобили и электромобили, прицепы и полуприцепы, бульдозеры, самосвалы, гусеничные тракторы, погрузчики.

Глава ведомства Денис Мантуров ранее заявлял, что повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка. В первой половине 2023 года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что втрое больше, чем годом ранее, причем половина машин были подержанными. По словам Мантурова, перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Это несет много рисков.

Сумма утильсбора для легковых автомобилей в 2024 году

Это стоимость утилизационного сбора для автомобилей, которые ввозят в Россию для последующей продажи, а не для личного пользования (в этом случае для физлиц предусмотрены льготы).

Для авто возрастом до трех лет

Сумма утильсбора с 01.08.2023 (рубли) Примерная сумма утильсбора с 01.10.2024 (рубли)
Для авто с ДВС объемом до 1,0 л 81 200 150 200
Для авто с ДВС объемом свыше 1,0 л, но не более 2,0 л 300 600 556 200
Для авто с ДВС объемом свыше 2,0 л, но не более 3,0 л 844 800 1 562 800
Для авто с ДВС объемом свыше 3,0 л, но не более 3,5 л 970 000 1 794 600
Для авто с ДВС объемом свыше 3,5 л 1 235 200 2 285 200

Для авто возрастом более трех лет

Сумма утильсбора с 01.08.2023 (рубли) Примерная сумма утильсбора с 01.10.2024 (рубли)
Для авто с ДВС объемом до 1,0 л 207 200 383 400
Для авто с ДВС объемом свыше 1,0 л, но не более 2,0 л 528 800 978 200
Для авто с ДВС объемом свыше 2,0 л, но не более 3,0 л 1 279 000 2 366 200
Для авто с ДВС объемом свыше 3,0 л, но не более 3,5 л 1 485 000 2 747 200
Для авто с ДВС объемом свыше 3,5 л 1 623 800 3 004 000

Условия для получения льготной ставки

При последней индексации утильсбора сообщалось, что полную ставку сбора, как для юридических лиц, придется уплатить только тем «физикам», которые ввозят авто для последующей перепродажи в течение года. При этом льготная ставка (3400 или 5200 рублей) сохраняется для физлиц, ввозящих машины для личного пользования. Однако и им необходимо выполнить несколько условий:

  • при прохождении таможни необходимо оформить пассажирскую таможенную декларацию на физическое лицо;
  • машина остается в собственности в течение года;
  • человек ввозит не более одного автомобиля в год;
  • объем двигателя автомобиля не превышает три литра.

Причем, как сообщает портал Autonews.ru, купить иномарку, ввезенную в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по льготной ставке теперь невозможно. В таком случае придется заплатить полную сумму утилизационного сбора. Исключение сделано лишь для Белоруссии — однако в этой стране таможенные ставки такие же, как в России, поэтому провоз машин с двигателями внутреннего сгорания через нее будет стоить столько же, сколько и прямой ввоз в РФ.

Теперь корректность исчисления утилизационного сбора (в том числе тот факт, что машину не перепродадут в течение 12 месяцев после ввоза) за импортируемые в Россию транспортные средства контролирует Федеральная таможенная служба (ФТС), в остальных случаях контроль возложен на налоговые органы, пояснили в Федеральной налоговой службе.

Что еще изменилось в 2024 году?

С 1 апреля для автомобилей, ввезенных из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заработала новая схема начисления утильсбора. В него включают разницу между таможенными пошлинами страны ввоза и России, а также между ставками НДС, акцизов, других налогов и сборов.

Так закрыли лазейку в законе, по которой в Киргизии или Белоруссии можно было дешево растаможить авто, а потом пригнать его в Россию. Теперь недоплаченную сумму все равно включают в утильсбор

Это стало возможным благодаря тому, что между странами заработала единая система управления рисками (СУР). За счет этого российские власти видят, какие таможенные платежи совершили владельцы автомобилей в странах ЕАЭС.

Все эти меры — увеличение утильсбора и одинаковые таможенные пошлины — приведут к подорожанию импорта автомобилей, считают эксперты. По мнению аналитика Владимира Беспалова, вырастет спрос на более бюджетные сегменты — подержанные и российские автомобили. Это может привести к тому, что вторичные автомобили тоже подорожают, но не так сильно, как новые.

Что думаешь? Оцени!
      Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
      Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
      Читайте
      Оценивайте
      Получайте бонусы
      Узнать больше