Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Такого еще не было!» В ЕС закончились выборы. Почему их результаты навсегда изменят жизнь европейцев?

Фото: Ida Marie Odgaard / Ritzau Scanpix / Reuters

Политолог Татьяна Романова: правые усилят влияние на курс Европейского союза

Выборы в Европейский парламент, прошедшие 6-9 июня, закончились победой правых и ультраправых партий, которые заметно улучшили свой результат в ключевых странах Европейского союза. Во Франции, например, каждый третий избиратель проголосовал за «Национальное объединение» Марин Ле Пен, партия президента Эммануэля Макрона «Возрождение» потерпела сокрушительное поражение. Из-за этого французы уже в июне пойдут голосовать на досрочных парламентских выборах. «Альтернатива для Германии» заняла в своей стране второе место на выборах, обогнав партию канцлера Олафа Шольца. Успеха антииммиграционные объединения добились также в Австрии, Нидерландах и Италии. Но, несмотря на это, правые партии пока не могут выработать единую консолидированную повестку. В результате центристам пока удалось сохранить за собой большинство в Европарламенте, и Урсула фон дер Ляйен по итогам кампании рассчитывает продолжить руководить Еврокомиссией еще пять лет. О том, чем закончились выборы в Европарламент и как их результаты повлияют на внешнюю политику Европейского союза, — в материале «Ленты.ру».

На выборах в Европарламент правые партии ожидаемо усилили свои позиции. «Европейские консерваторы и реформисты» и «Идентичность и демократия» будут вместе контролировать 131 из 720 мест.

Такого еще никогда не было! Это приятно, но это еще и очень большая ответственность

Джорджа Мелонипремьер-министр Италии

В новый состав органа вне фракций войдут также 15 парламентариев от «Альтернативы для Германии», 10 представителей партии «Фидес» (Венгрия), шесть членов ультраправой «Конфедерации» (Польша), а также по три представителя от партии «Возрождение» (Болгария) и SALF (Испания). Основной успех правым обеспечили победители во Франции, Италии и Австрии.

Однако, несмотря на кажущийся «правый поворот», доминирующими силами в Европарламенте остаются христианские демократы и социалисты, а самой сильной фракцией остается правоцентристская «Европейская народная партия», которая получит примерно 185 мест

Хотя этого результата недостаточно для полного контроля над Европарламентом, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, представляющая правоцентристов, уже успела заявить о победе центра и системных сил над евроскептиками.

Большинство остается за центром, выступающим за сильную Европу, и это имеет решающее значение для стабильности. Другими словами, центр держится

Урсула фон дер Ляйенпредседатель Европейской комиссии

По словам Урсулы фон дер Ляйен, центристы вместе с социал-демократами и либералами продолжат «строить бастион против радикалов слева и справа» и вскоре сформируют правящую коалицию, чтобы распределить ведущие посты в Европейском союзе.

Вместе с тем для союзников центристов результаты оказались похуже.

Если социал-демократы остались примерно при своем предыдущем результате (134 места), то либеральный альянс «Обновляя Европу» потерпел поражение, потеряв 23 места

Однако в сумме три центристские фракции будут располагать примерно 400 мандатами, что достаточно для абсолютного большинства.

Наконец, катастрофичными стали итоги выборов для зеленых: они не только лишились 18 из 71 мандата, но и уступили двум правым фракциям.

Что нужно знать о выборах в Европарламент?

С 6 по 9 июня в 27 странах — членах Европейского союза прошли выборы в главный законодательный орган объединения — Европарламент. По итогам будет распределено 720 мест.

Ключевой особенностью выборов в Европарламент является отсутствие единых стандартов для их проведения на местах: «сверху» спускается только количество мандатов, закрепленных за каждым отдельным государством, все остальное отдается на откуп национальным органам власти.

При этом число депутатов от каждой страны определяется пропорционально численности ее населения. Все страны должны быть представлены в парламенте минимум 6 депутатами, но не более чем 96. Максимальное количество мандатов закреплено за Германией.

В Европарламенте действуют так называемые европейские политические партии: они состоят из разных национальных партий и отдельных лиц, которые представляют схожее политическое направление.

Европейские партии получают финансирование из общего бюджета объединения.

Для участия в европейских выборах было зарегистрировано 35 партий и политических объединений.

По предварительным данным, крупнейшей фракцией останется правоцентристская Европейская народная партия (EPP), которая имеет христианско-демократическую и консервативную ориентацию. Ее членом является председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

На второе место выходят социал-демократы, то есть Партия европейских социалистов (ПЕС), которая объединяет более 30 социалистических и социал-демократических партий в Европе.

На третье — центристско-либеральная группа «Обновляя Европу», которая является преемником группы «Альянса либералов и демократов за Европу», существовавшей в Европейском парламенте с 2004 по 2019 год.

Представляющие евроскептиков и крайне правых «Европейские консерваторы и реформисты» и «Идентичность и демократия» (ID) занимают четвертое и пятое места.

Крупное поражение потерпели «Зеленые».

Поражение зеленых стало одним из основных результатов выборов в Европарламент, поскольку показало отсутствие поддержки зеленого курса Европейского союза, отметила в разговоре с «Лентой.ру» кандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

Это в определенной степени разочарование европейцев зеленой политикой Европейского союза. Стало понятно, что она слишком дорога и ведет к слишком большим социальным и экономическим потерям

Татьяна Романовакандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

Кроме того, в зеленых не увидели протестный потенциал: те европейцы, которые не соглашались с курсом правящих центристов, предпочли голосовать за правых. И по итогам именно эти силы можно назвать основными победителями.

Действительно, крайне правые во многих ведущих странах Европейского союза набрали значительно больше голосов, нежели в прошлый раз. Это было ожидаемо, это как раз тот случай, когда экспертные прогнозы сбылись

Татьяна Романовакандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

«Марин Ле Пен готовится стать президентом»

Долгожданный триумф правые силы смогли одержать во Франции. Хотя и на предыдущих выборах в Европарламент «Национальное объединение» Марин Ле Пен становилось лидером, теперь партия поставила новый рекорд.

31,4 %

избирателей проголосовало за партию «Национальное объединение» Марин Ле Пен — это почти в два раза больше, чем уровень поддержки коалиции Besoin d’Europe (14,5 %), в которую входит партия президента Эммануэля Макрона «Возрождение»

По сравнению с 2019 годом поддержка правых во Франции выросла примерно на 8 процентов: «Национальное объединение» увеличило свою представленность в Европарламенте с 22 до 30 кресел.

Мы готовы взять власть в свои руки!

Марин Ле Пендепутат Национального собрания Франции

Хотя подобный расклад фиксировали опросы, эффект от победы правых оказался очень сильным. Выборы в Европарламент назвали новым решительным шагом Марин Ле Пен к президентскому креслу, а положение правящих сил — не иначе как катастрофой и унижением.

Марин Ле Пен готовится стать президентом республики!

Себастьян Шенюзаместитель председателя «Национального объединения»

В ответ на успех правых Эммануэль Макрон объявил о роспуске Национального собрания и назначил досрочные выборы.

Интересно, что он обратился к нации после появления первых предварительных результатов, тем самым сделав победу Марин Ле Пен еще более масштабной.

Повсюду на континенте усилили свои позиции крайне правые партии, которые в последние годы выступали против прогресса, обеспеченного Европой, будь то экономический подъем, совместная защита европейских границ, поддержка аграриев или помощь Украине

Эммануэль Макронпрезидент Франции

При этом, по словам кандидата политических наук, старшего преподавателя кафедры европейских исследований СПбГУ Алексея Чихачева, решения о роспуске парламента и проведении досрочных выборов коренятся во внутренних причинах. Неутешительные итоги общеевропейских выборов стали в то же время удачным поводом решить давно назревшую проблему функционирования парламента, где правящие силы не обладают абсолютным большинством.

Предыдущий созыв парламента для правящей во Франции партии получился очень неудачным. Идея роспуска Национального собрания висела довольно давно, но именно сейчас, как бы реагируя на недовольство общественности, Макрон пошел на это решение

Алексей Чихачевкандидат политических наук, старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ

Ставку Эммануэля Макрона на реванш Алексей Чихачев, однако, считает неоднозначной и называет «своего рода ва-банком». По его мнению, с одной стороны, правящие силы могут рассчитывать, что на национальные выборы придет их избиратель или ажиотаж вокруг Марин Ле Пен спадет. С другой стороны, наоборот, правительство намерено допустить крайне правых к власти, чтобы показать их несостоятельность, неумение управлять страной.

Если «Национальное объединение» сформирует правительство, то все внутриполитические сложности повесят на них. Макрон скажет общественности: вы хотели попробовать людей Марин Ле Пен в правительстве? А они все равно ни с чем не справились, поэтому в 2027 году на президентских выборах давайте опять голосуем за системные силы

Алексей Чихачевкандидат политических наук, старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ

Новая избирательная кампания во Франции будет подаваться властью как борьба со злом в лице крайне правых, что практиковалось во время общеевропейских выборов. Однако это не привело к позитивным итогам для власти. Но, несмотря на это, президент продолжает представлять себя единственным, кто может остановить рост праворадикалов.

Мы должны сражаться за Францию и за французов. У нас есть три недели, чтобы провести кампанию и убедить французов

Бруно Ле Мерминистр экономики Франции

Триумфальное шествие власти

Победу, сопоставимую с «Национальным объединением», одержали также правые в Италии.

28,59 %

голосов набрала партия «Братья Италии» премьер-министра Джорджи Мелони, то есть более чем в четыре раза больше по сравнению с предыдущей общеевропейской избирательной кампанией (в 2019 году получила всего 6,44 %)

По сути, выборы в Европарламент проводились в стране как референдум о доверии правительству. Джорджа Мелони прямо призывала своих сторонников писать ее имя на бюллетенях рядом с названием партии.

Им не остановить нас!

Джорджа Мелонипремьер-министр Италии

Однако результат других правых партий в Италии оказался не таким внушительным. Например, «Лига за Сальвини-премьера», также принадлежащая к фракции «Идентичность и демократия», ухудшила результат по сравнению с 2019 годом приблизительно на 25 процентов. «Движение «5 звезд» получило 9,66 процента против, а партия «Вперед, Италия», созданная бывшим премьер-министром Сильвио Берлускони, 8,8 процента.

При этом левая Демократическая партия добилась результата 24 процента.

В то же время успех Джорджи Мелони может оказаться ощутимее, чем во Франции, ведь она представляет собой правительство одной из важнейших стран Европейского союза. А председателю Еврокомиссии, кандидатуру которого сначала согласовывают лидеры стран-членов, в любом случае придется учитывать интересы лидеров государств.

Именно поэтому Джорджу Мелони уже начали считать «делателем королей» на нынешних выборах. Ее 24 евродепутата могут послужить хорошим дополнением к правящей коалиции. В отличие от партии Марин Ле Пен и других праворадикальных сил, она гораздо ближе к системным центристам и уже успела повзаимодействовать с ними, уточняет Татьяна Романова.

Джорджа Мелони — системный представитель крайне правых в Евросоюзе. Даже Урсула фон дер Ляйен с ней заигрывала

Татьяна Романовакандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

Отказ от досрочных выборов

Еще одним достижением правых стал результ «Альтернативы для Германии», за которую проголосовали рекордные 15,6 процента, несмотря на серию скандалов, вызванных действиями ее представителей.

Правые обогнали все партии из правящей коалиции — Социал-демократическую партию Германии (14,1 процента), «Союз 90/Зеленые» (12 процентов) и Свободную демократическую партию с 5,3 процента.

Однако «правый поворот» не столь однозначен. Несомненное первое место получил правоцентристский Христианско-демократический союз, который вместе со своим партнером — баварским Христианско-социальным союзом — набрал 30 процентов голосов. И только за ними, на втором месте, расположилась «Альтернатива для Германии».

30 %

в Германии набрал консервативный альянс Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), который входит во фракцию Европейская народная партия

Еще более важно то, что после серии громких скандалов «Альтернатива для Германии» получила меньше, чем ей прогнозировали. Планы правых по выдворению мигрантов, обвинения представителей партии в связях с Россией и в шпионаже в пользу Китая сильно ударили по рейтингу.

Более того, из-за скандалов «Альтернативу для Германии» исключили из фракции «Идентичность и демократия», хотя вместе с «Национальным объединением» Марин Ле Пен она могла увеличить ее представленность почти на 20 кресел.

После всех пророчеств нашей гибели, после нападений последних нескольких недель на членов партии, мы являемся второй силой

Алиса Вайдельсопредседатель партии «Альтернатива для Германии»

При этом несмотря на недовольство правительством Олафа Шольца, чья партия заняла лишь третье место, немцы предпочли голосовать за системную оппозицию, а не за радикалов.

Правительство, в свою очередь, не воспринимает итоги выборов столь катастрофическими. В отличие от Франции, в Германии четко заявили, что досрочных выборов не допустят, хотя правящие силы суммарно получили только 30 процентов поддержки — столько, сколько набрал один лишь блок христианских демократов.

Очередная дата выборов — осень следующего года. Именно это мы и планируем

Штеффен Хебештрайтпредставитель правительства Германии

Таков ли правый поворот?

Однако на Франции, Италии и Германии самые крупные успехи правых сил, по сути, заканчиваются. В целом их фракции в Европарламенте увеличились лишь на 13 мест. А во многих других странах, наоборот, влияние правых заметно снизилось.

Прежде всего, это касается Польши, где национал-консервативная партия «Право и справедливость» доминировала последние годы, но с прошлой осени потеряла лидерство и ушла в оппозицию. Очередное поражение консерваторов премьер-министр Польши Дональд Туск, чья центристская партия выиграла на общеевропейских выборах, поспешил назвать надеждой на победу над правыми и в других странах.

Польша показала, что демократия, честность и Европа торжествуют здесь. Мы показали, что являемся источником надежды для Европы

Дональд Тускпремьер-министр Польши

Не смог полноценно отпраздновать победу и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Хотя его партия ФИДЕС в очередной раз выиграла выборы в Европарламент — в пятый раз подряд(!) — ее результат заметно ниже, чем привычные 50-55 процентов. Кроме того, у ФИДЕС появился реальный конкурент — партия Tisza Петера Мадьяра, выступающего с проевропейских позиций.

45 %

избирателей проголосовали за партию Виктора Орбана, тогда как его оппонент Петер Мадьяр получил 30 % голосов, при том что создал свою центристскую партию он всего за два месяца до выборов

В Нидерландах Партия свободы Герта Вилдерса, выигравшая парламентские выборы, сейчас оказалась на втором месте. В Словакии партия раненого премьер-министра Роберта Фицо «Курс» также уступила первое место либералам из «Прогрессивной Словакии». В Португалии партия Chega («Хватит!»), получившая на недавних парламентских выборах 18 процентов, набрала только около 10 процентов. А в Австрии Партия свободы лишь ненамного опередила Народную партию и Социал-демократическую партию, в сумме получивших почти 50 процентов.

Успех правых, как видно, относителен: при усилении евроскептиков в одних странах (хотя и крупнейших, среди которых Франция, Германия, Италия и Австрия), в других они потерпели поражение

При этом победы Марин Ле Пен и Джррджи Мелони на общий расклад сил в Европарламенте не повлияли.

В то же время основным вызовом для правых сил остается их консолидация, поскольку пока они остаются разделенными на несколько фракций. Более умеренные входят в партию «Европейских консерваторов и реформистов» под неформальным председательством Джорджи Мелони, с которой готовы сотрудничать правоцентристы, а радикальные силы остаются во фракции «Идентичность и демократия», где доминирует сила Марин Ле Пен.

Объединение всех правых сил остается очень непростым процессом, считает Татьяна Романова. Нужно помнить, что для крайне правых партий главную роль играют интересы собственных стран, а поэтому довольно часто они конфликтуют со своими же союзниками из других стран. Так, исключению «Альтернативы для Германии» из фракции «Идентичность и демократия» способствовало разное отношение состоящих в ней партий к конфликту на Украине.

Крайне правые на то и крайне правые, что они не любят никого, кроме самих себя в каждом конкретном государстве

Татьяна Романовакандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

В то же время, по ее мнению, особенности работы Европарламента могут вынудить правых лидеров вынести все противоречия за скобки, чтобы сформировать большую фракцию.

«Чем больше у вас фракция, тем больше у вас влияния и больше разных возможностей, например, получить ведущие посты в Европейском парламенте, получить позицию докладчика по тому или иному законопроекту или финансирование», — уточнила Татьяна Романова, отметив, что даже при наиболее благоприятном сценарии Европейский союз будут ждать различные скандалы с участием правых политиков.

Вместе с тем даже в сумме две правые фракции не набрали достаточно мест, чтобы сравняться с Европейской народной партией. Однако, несмотря на этот результат и сохранение большинства за центристами, влияние праворадикалов в европейской политике усилится. Это определено особенностями функционирования самих институтов ЕС, где все политические силы включаются в процесс принятия решений.

У правых нет достаточного большинства для того, чтобы выдвинуть, скажем, председателя Еврокомиссии, но в то же время они будут влиять на те решения, которые Европейский парламент вырабатывает. И вот в ходе выработки общей позиции мы увидим поправение

Татьяна Романовакандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ
Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше