Экономика
15:39, 5 апреля 2024

Запретная упаковка. В России хотят отменить черные пластиковые бутылки и нерастворимый клей. Почему возникла эта тема?

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Скорее всего вы об этом не слышали, но в России уже много лет с переменным успехом идет борьба между производителями различных видов упаковки и переработчиками отходов. На этот раз в центре внимания оказались пластиковые бутылки. Министерство промышленности и торговли подготовило проект постановления о запрете некоторых видов такой упаковки. Документ может вступить в силу уже с 1 сентября 2024 года. Однако производители считают это решение ошибочным и неуместным. Почему? Разбираем все за и против — в материале «Ленты.ру».

Если предложения Министерства промышленности и торговли вступят в силу, под запрет попадут сразу пять видов упаковки. Это многослойные пластиковые (ПЭТ) бутылки, которые используют многие крупные производители напитков, емкости с круговой этикеткой из ПВХ, полупрозрачные и непрозрачные бутылки всех цветов, за исключением голубого, зеленого и коричневого, а также пластиковая упаковка с этикеткой, посаженной на клей, который не растворяется в водном или щелочном растворе.

По мнению переработчиков, главная причина запрета в том, что такую упаковку очень трудно или вообще невозможно переработать.

Новые правила особенно скажутся на отечественной индустрии безалкогольных напитков, которая последние несколько лет и без того испытывает повышенную экономическую и административную нагрузку. Акциз, маркировка, экспортные пошлины, колебание курса валют, проблемы с поставками сырья и оборудования, — это лишь небольшая часть вопросов, которые приходится решать предприятиям отрасли.

Это справедливо

Как выяснила «Лента.ру», некоторые из новых запретов производители безалкогольных напитков считают вполне справедливыми. Например, многослойные ПЭТ-бутылки действительно невозможно разделить на составляющие, а следовательно, и переработать. Отказ от них обоснован, а у отрасли нет проблем с альтернативами.

Такая же история с круговой этикеткой из ПВХ: производителям необходим лишь адекватный переходный период, чтобы не пришлось останавливать производственные линии для переоборудования в высокий сезон. Ведь как раз с марта по сентябрь безалкогольные напитки пользуются повышенным спросом. Индустрии нужно не менее года, чтобы выработать запасы старых этикеток и протестировать альтернативные варианты и совершить переход без больших финансовых потерь.

Черный под запретом?

Много вопросов вызывает запрет полупрозрачных и непрозрачных ПЭТ-бутылок черного цвета. В последней редакции постановления этот вид упаковки был удален из перечня цветов-исключений.

На сегодняшний день никакая другая тара, кроме ПЭТ-бутылок черного цвета, не способна обеспечить достаточную защиту безалкогольных тонизирующих напитков от ультрафиолета. Это подтверждают результаты ресурсных испытаний заводов-изготовителей и исследования РОСБИОТЕХ.

Специальная черная упаковка позволяет сохранить вкус и функциональные свойства напитков, обеспечивает срок годности. Это абсолютно критично для напитков с кофеином, таурином, витаминами и прочими добавками. Важно отметить, что для кисломолочных напитков, пива и кваса из-за особенностей их состава в постановлении предусмотрены исключения по цвету тары.

В реальности трудностей с сортировкой и переработкой черных бутылок вообще не существует. Они входят в одну цветовую группу для сортировки с пластиковой упаковкой коричневого цвета, которая разрешена (ТУ 2298-014-01877509-00 на «Сырье полимерное вторичное необработанное»). Их можно перерабатывать и вместе, и раздельно, полученное вторсырье будет потом использоваться в самых разных отраслях промышленности. Например, для выпуска электрических изоляционных материалов, контейнеров для хранения и транспортировки, водосточных систем, полимерных смол для плитки и многого другого.

На 2024 год производители безалкогольных напитков запланировали производство 470 миллионов единиц продукции в такой упаковке. Такой объем сырья обеспечит полную годовую загрузку как минимум 11 перерабатывающих линий.

Научное сообщество также не нашло подтверждения необходимости введения такого запрета. Соответствующая оценка перечня запрещенной упаковки проводилась на базе Московского государственного университета пищевых производств и в Институте экономической политики им. Е. Т. Гайдара.

Все дело в клее

Еще хуже обстоит дело с запретом ПЭТ-упаковки с этикеткой, посаженной на нерастворимый клей. Производители безалкогольных напитков считают ситуацию патовой, ведь альтернатив на рынке просто не существует.

Клей, который не растворяется в водном или щелочном растворе, используют сейчас все производители безалкогольных газированных напитков. И на это у них есть веские причины. Дело в том, что напиток в ПЭТ-бутылке газируется в охлажденном виде, после чего попадает на линию оклейки с комнатной температурой воздуха. В этот момент на стенках образуется обильный конденсат, что совершенно исключает возможность использовать водорастворимый клей.

Перепады температур могут происходить и позже — в процессе транспортировки, хранения на складах и в холодильниках. Добавим к этому механические воздействия во время погрузки... Этикетка должна все это выдержать и сохранить товарный вид напитка, иначе его просто никто не купит. Так что пока производители не понимают, что им делать в этой ситуации.

Мешает импортозамещению

Спонтанный запрет сразу пяти видов упаковки потребует от бизнеса существенных финансовых затрат. Это пересмотр рецептур, сокращение сроков годности напитков, поиск отсутствующих в настоящее время альтернатив и переоборудование производственных линий. Предварительно суммарные затраты оцениваются в десятки миллиардов рублей. Скорее всего производителям придется отказываться от выпуска отдельных видов продукции, если эти расходы окажутся слишком высокими.

Кто выиграет в такой ситуации — большой вопрос. Точно не потребитель, ведь цены для него гарантировано вырастут. Пострадает и вся бизнес-цепочка: поставщики сырья, производители упаковки и производители продукции, транспортные и торговые компании. Государство скорее всего лишится ежегодных налоговых поступлений в 2,7 миллиарда рублей, подсчитали эксперты отрасли.

«Экологическая повестка несомненно важна. Но переход на экономику замкнутого цикла должен быть плавным и тщательно взвешенным. Меры, предусмотренные текущим проектом перечня упаковки к запрету, радикальны, не учитывают реальное положение дел в отечественном бизнесе и видение науки, противоречат стратегии импортозамещения», — заявил «Ленте.ру» председатель попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов.

По его словам, предлагаемые запреты напрямую затрагивают индустрию напитков, «которой сейчас и без того непросто». На фоне возросшей за последние годы экономической и административной нагрузки, отечественные производители «предпринимают максимум усилий, чтобы сдерживать рост цен, сохранять рентабельность бизнеса, инвестировать в экономику страны».

«В такой ситуации необходимо сконцентрироваться на эффективном применении и развитии существующих технологий переработки. Взамен необоснованным запретам, грозящим существенным ущербом по всей цепочке отечественного бизнеса, дефицитом и резким ростом стоимости продукции на российской полке, снижением доходов от налогов для государственного бюджета», — считает Сергей Борисов.

Здравый смысл подсказывает, что экологическая повестка может и должна учитывать реальную ситуацию в экономике и возможности бизнеса.

< Назад в рубрику