Экономика
15:30, 22 марта 2024

Корпоративная физкультура. Большинство россиян занимаются спортом. Как компании поддерживают ЗОЖ сотрудников

Фото: Михаил Сорокин

Россиян, регулярно занимающихся спортом, в прошлом году стало больше на 4 миллиона человек — их уже 70 миллионов, или 53 процента населения страны. Большой вклад в популяризацию массового спорта вносит крупный бизнес: социально ответственные компании финансируют ремонт спортивной инфраструктуры в городах и проводят массовые мероприятия для сотрудников и жителей своих регионов. Обзор успешных практик — в материале «Ленты.ру».

Свежие цифры по спортивной активности россиян опубликовала АНО «Национальные приоритеты». По ее данным, регулярно занимаются физкультурой сегодня 53 процента жителей страны.

«С каждым годом все больше россиян вовлекаются в здоровый образ жизни. Сегодня спортом занимаются уже 70 миллионов человек, а цель к 2030 году — увеличить это количество до 105 миллионов граждан», — отмечает министр спорта РФ Олег Матыцин.

Тенденцию подтверждают и соцопросы. По информации ВЦИОМ, за пять лет, с 2013 по 2018 год, доля россиян, занимающихся спортом не реже одного-трех раз в месяц, выросла с 40 до 54 процентов. Сегодня эта вовлеченность сохраняется на том же уровне: 54 процента занимаются спортом один-три раза в месяц и чаще, в том числе 18 процентов — ежедневно (плюс 8 п.п. — с 2013 года), 22 процента — два-три раза в неделю (плюс 8 п.п. — с 2013-го).

Аналитики ВЦИОМ отмечают, что популяризации спорта в стране за эти годы способствовала подготовка к Олимпиаде в Сочи 2014 года, а также к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В АНО «Национальные приоритеты» также отмечают влияние трендов на здоровый образ жизни, натуральное питание и сохранение молодости, которые формируются в том числе благодаря федеральным государственным проектам, таким как «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография».

В хорошей компании

Приобщать жителей страны к активному образу жизни властям помогает крупный бизнес.

Для социально ответственных компаний регулярные корпоративные соревнования — неотъемлемая часть кадровой политики. Так, госкорпорация «Росатом» ежегодно проводит «Атомиаду» — спортивные соревнования по восьми летним и шести зимним видам спорта, в которых, кроме сотрудников предприятий, принимают участие студенческие команды профильных вузов. Холдинг СИБУР каждое лето проводит в регионах присутствия спартакиаду, а зимой — гонки «Лыжня СИБУРа».

Как правило, подготовка к таким спортивным событиям проходит в несколько этапов. Так, например, на Нижегородском автомобильном заводе проводится круглогодичная спартакиада.

«Стартуем в январе, на первом этапе соревнования проходят внутри трудовых коллективов, на уровне подразделений. Так выделяются сборные команды, которые затем на втором этапе соревнуются уже в корпоративном зачете. В 2023 году в двух этапах соревнований по 22 видам приняли участие больше 5,5 тысячи человек», — рассказывает руководитель спортивного клуба «Торпедо» (входит в структуру автозавода) Николай Горшков.

Часто спортивные мероприятия выходят за пределы периметров компаний и становятся общегородскими. Например, в Нижнем Новгороде каждый год проходит эстафетный пробег на призы газеты «Автозаводец». Это легендарные для города соревнования: первый пробег состоялся в 1947 году.

«Мы рады, что эстафету с энтузиазмом подхватили новые поколения. Кроме заводчан, свои команды формируют школы района, техникумы и вузы, различные предприятия и организации. А открывает состязания забег руководителей автомобильного завода», — говорит главный редактор «Автозаводца» Инна Петрова.

Так, в 2023 году в пробеге приняли участие 123 команды. Для многих участие в пробеге становится семейной традицией: когда-то родители сами выступали в составе школьных команд, потом представляли свои студенческие, рабочие коллективы, и вот уже их дети выходят на старт.

А зимой на лыжной базе автозавода в Стригинскому бору в Нижнем Новгороде проходит суточный лыжный марафон — уникальное мероприятие для всех желающих испытать себя: гонка стартует в 10 утра и завершается в то же время следующего дня.

Протяженность круга — 10 километров. Участники сами себе назначают дистанцию: кто-то бежит 30 километров, а кто-то — 300 и более. Кто за 24 часа преодолеет максимальное расстояние, то есть сделает больше кругов, тот и становится абсолютным победителем. Чтобы бежать было комфортно, на дистанции созданы все условия: горячее питание, обогрев.

«С каждым годом — в стране все больше любителей сверхдальних лыжных пробегов. В минувшем сезоне мы приняли больше 300 участников из разных городов. Результаты впечатляют: в этом году лучший результат у мужчин — 290 километров за сутки, у женщин — 250 километров и даже один 15-летний участник пробежал 200 километров», — рассказывает Николай Горшков.

Инфраструктура здоровья

Один из ключевых показателей доступности массового спорта — наличие условий для тренировок. По данным Минспорта, уровень обеспеченности спортивными объектами в целом по стране составляет чуть больше 60 процентов, задача — постоянно его наращивать. И здесь крупный бизнес тоже становится полноправным партнером властей по реконструкции или строительству новой спортивной инфраструктуры.

У Нижегородского автозавода эта работа систематизирована в рамках проекта «Новый социальный вектор», который несколько лет назад инициировали рабочие советы предприятия и поддержал промышленник Олег Дерипаска. Суть проекта в том, что компания финансирует обновление как собственной инфраструктуры, так и муниципальной, востребованной горожанами.

Одним из первых в рамках проекта был реконструирован муниципальный стадион «Чайка», построенный в 1990-х. Город получил практически новый объект: здесь появилось современное футбольное поле с искусственным покрытием, теннисный корт, площадки для городошного спорта и пляжного волейбола, памп-трек, капитально отремонтированные павильоны. А в прошлом году по инициативе и при финансировании автозавода в Нижнем Новгороде началось строительство муниципального Центра спортивных единоборств — первой такой специализированной площадки в городе.

Параллельно предприятие обновляет свои объекты. Например, завершается капремонт в популярном среди жителей района Доме физкультуры с бассейном. Там обновляют коммуникации, создают второй бассейн — детский, в котором можно будет заниматься даже с грудничками, закупают новый инвентарь и тренажеры.

Полная реконструкция ждет и лыжную базу автозавода в Стригине — она станет круглогодичной. «С нуля будут построены игровой зал, тренажерный и фитнес-залы. Сейчас идет подготовка проектно-сметной документации, строительство планируется начать весной следующего года. Комплекс очень ждут жители новых микрорайонов, которые были построены близ Стригинского бора в последние годы, — там не хватает спортивной инфраструктуры», — отмечает Николай Горшков

Если речь идет о муниципальных объектах, город и предприятие объединяют усилия: например, власти вкладываются в благоустройство прилегающих территорий и техприсоединение объектов к сетям, а завод — в строительство. Вопрос о том, должен ли бизнес брать на себя такую ответственность, кажется, уже не стоит.

«Мы не делим жителей на своих и чужих — это и есть социальная ответственность бизнеса, — объясняет руководитель проектного офиса программы «Новый социальный вектор» Александр Золотарев. — Предприятие заинтересовано в создании таких условий жизни в районе, чтобы люди стремились сюда и им было комфортно растить здесь детей. И путь к здоровому образу жизни должен быть доступным для всех, на расстоянии вытянутой руки: во дворе, рядом со школой, на работе, — везде должны быть соответствующие возможности, только так спорт и становится массовым».

< Назад в рубрику