Россия
10:40, 14 февраля 2024

Два в одном. Москва стала центром делового туризма. Как ей удалось превратиться в идеальный город для работы и отдыха?

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В 2023 году Москву посетили 24,5 миллиона человек, а общий объем их трат достиг отметки 1,3 триллиона рублей, что больше, чем в 2019 году, то есть до пандемии коронавируса. Самым быстрорастущим направлением стал деловой туризм. С теми или иными бизнес-целями в столицу России приезжает каждый пятый человек. «Лента.ру» разобралась в том, что сегодня представляет деловой туризм в Москве и кто его развивает.

«В первом полугодии Москву посетили свыше двух миллионов бизнес-туристов — это на 10 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Деловой туризм — тот сегмент, который восстановился до уровня доковидных показателей и даже превзошел его», — сказал осенью 2023 года председатель Комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов, выступая на первой международной конференции для представителей сферы делового туризма Мееt Global MICE Congress.

Москва зачастую ассоциируется с богатой транспортной инфраструктурой и наиболее массовыми в стране мероприятиями, что обусловлено наличием таких уникальных площадок, как, к примеру, ВДНХ, где сегодня проходит грандиозная выставка-форум «Россия», а еще с большим количеством отелей, торговых центров и точек общепита.

В столице более трех десятков площадок для организации деловых мероприятий разного уровня, в том числе международного. В совокупности они могут вместить свыше 40 тысяч. Кроме того, достаточной инфраструктурой для проведения деловых событий обладают многие столичные отели. Всего в городе почти две тысячи гостиниц. Однако в первую очередь Москва — это уникальный центр компетенций, в котором работают сотни научно-исследовательских институтов, лабораторий и вузов, более 3500 промышленных предприятий, находятся головные офисы крупнейших российских компаний. В таких условиях практически любое деловое мероприятие в Москве имеет большой авторитет в экспертной среде, привлекает интерес СМИ.

Кроме того, столица много лет развивалась как поликультурное пространство, в котором могут уютно чувствовать себя люди из любой страны мира. В Москве есть понятная навигация на иностранных языках, работают гастрозаведения, которые предлагают национальную кухню разных стран. К примеру, в столице насчитывается около 100 китайских ресторанов. Гостиницы также обеспечивают более комфортное пребывание туристов и развивают стандарты гостеприимства с учетом особенностей иностранных постояльцев из разных регионов мира. Некоторые московские отели в том числе обладают сертификацией «China Friendly» – то есть создают специальные условия для гостей из Китая с учетом их предпочтений и традиций.

на
76%
загружены отели в Москве
Такой высокий уровень заполняемости в том числе обеспечили деловые туристы

Гостиницы не только включают в меню своих ресторанов национальные китайские блюда, но и создают другие дополнительные предложения. Например, оборудуют номера чайными станциями или предоставляют услуги переводчика.

Еще одним фактором роста делового туризма в Москве стала богатая и круглогодичная событийная повестка. По данным за 2023 год, средняя нагрузка на городские гостиницы ощутимо возрастала именно в период проведения событийных мероприятий, а своего пика (89 процентов загрузки) достигала во время проведения Московского урбанистического форума и других крупных городских событий прошлогоднего лета – фестивалей «Московских сезонов», празднования Дня России.

Рост числа деловых поездок в столицу также обусловлен активной позицией властей. Город настраивает диалог с турбизнесом, реагирует на насущные запросы отрасли и предоставляет комплексную поддержку – от финансовой до образовательной.

«Мы стараемся быть максимально открытыми. Если мы можем что-то откорректировать в своей работе для общей пользы, то с удовольствием это сделаем», — сказал председатель Комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов, открывая конференцию «Туризм Москвы: Новые горизонты» в мае прошлого года.

Для этого, в частности, был создан портал RUSSPASS. Бизнес, который объединяет множество полезных инструментов: от календаря важных событий для московской отрасли до калькулятора грантов и свежей аналитики основных тенденций в туризме.

В 2023 году мэрия получила на 44 процента больше заявок на грантовую поддержку, чем в прошлом году. Этот прирост связывают с четкими критериями расчета, прозрачными требованиями к заявителям и возможностью увеличить грант за счет добавления в программу экскурсий по городу, продления мероприятия на несколько дней и использования в качестве площадок столичных отелей.

В итоге только в прошлом году из городского бюджета на такие гранты было выделено 350 миллионов рублей, что позволило провести 55 масштабных событий — форумы, конгрессы и выставки по самой разнообразной тематике: от медицины и финансов до работы с кадрами и роли музыкальных нейросетей в работе артистов.

Такие мероприятия привлекают гостей из других регионов и стран и способствуют росту значимого экономического сектора. Туриндустрия в целом уже не первый год является одним из главных драйверов развития города и одновременно одной из основных составляющих зеленой экономики. Только по итогам 2023 года туристическая сфера принесла в бюджет Москвы 178 миллиардов рублей, чего хватит на строительство 70 общеобразовательных школ или 16 километров новых линий метрополитена.

«В топ вошли туристы из Китая, Турции, Индии и Ирана»

Основной поток деловых туристов в Москве — это жители других регионов России. Они привлекают к себе особый интерес со стороны туроператоров, потому что в среднем тратят на поездку в полтора-два раза больше, чем другие иногородние туристы.

Эта разница объясняется тем, что они, как правило, останавливаются в гостиницах, а не у родственников или друзей, а еще, что логично, оставляют больше средств в общепите.

40 %
деловых туристов
снова возвращаются в Москву — уже со своими близкими

Москва – популярное бизнес-направление и для зарубежных гостей. Въездной туризм за последние несколько лет пережил много потрясений, связанных с пандемией ковида и западными санкциями в отношении России, однако в 2022 году, несмотря на все сложности, Москву посетили 1,7 миллиона иностранцев, а в 2023-м — уже 2,3 миллиона. И все больше среди этих людей именно деловых туристов.

Для того чтобы развивать международную туристическую и, в частности, деловую активность и дальше, Москва совместно с Ассоциацией MICE-агентств Индии (NIMA) в прошлом году запустила программу Moscow MICE Ambassadors. Программа обучает представителей индийской туристической отрасли всем тонкостям организации деловых мероприятий в российской столице. На международной выставке для представителей MICE-рынка в Нью-Дели первые 50 человек, прошедших это обучение, получили соответствующие сертификаты.

«Инвестиции и опера»

Новым трендом стало привлечение для деловых мероприятий необычных площадок — музеев, парков, театров. И не в единичном или исключительном случае: такая программа уже реализуется более чем в 150 оригинальных московских локациях.

Познакомиться с их возможностями можно во время инспекционных визитов. В феврале и марте 2024 года такие визиты ждут в Государственном историческом музее, Усадьбе Разумовского и кинотеатре «Художественный». Ранее, в 2023 году, эксперты индустрии делового туризма изучили возможности музея-заповедника «Царицыно», Парка Горького, московского Планетария, театра «Геликон-опера» и ряда других площадок.

«Многие обычные для деловых мероприятий столичные площадки уже загружены полностью и надолго, — говорит Екатерина Дарвин, директор по развитию бизнеса «Аэроклуб Тур». — В настоящее время [по состоянию на февраль] уже до сентября. Это здорово, значит возвращается [доковидная] глубина планирования таких мероприятий. Эта высокая нагрузка и является одним из стимулов обращения к нестандартным площадкам, вне отелей [и конгресс-центров]».

Дарвин и ее коллеги провели недавно официальную конференцию в океанариуме, дополнив ее шоу-программой.

Необычные площадки, по словам эксперта, помогают организаторам увеличить привлекательность мероприятий для потенциальных участников, однако еще не во всех таких локациях умеют работать с корпоративными клиентами так же четко и качественно, как в гостиницах и конгресс-центрах.

Сооснователь и креативный директор отраслевого проекта MICE Excellence Ирина Михалькова привела в пример нестандартной площадки комплекс «Лужники», который отлично показал себя в этой роли.

По словам Михальковой, индустрия организации деловых мероприятий менялась на ее глазах. Когда Ирина начинала работать в этой сфере в 2012 году, то в их компании требования для мероприятий были простые: зал с экраном, достаточное количество блокнотов с ручками и место, где можно попить кофе в перерывах. «Сейчас же мы только на открытие форума можем потратить до миллиона рублей. Дорог каждый миг в прямом смысле слова», — отмечает собеседница «Ленты.ру».

Основная перемена, по ее словам, произошла в том, что организаторы мероприятий стараются задействовать все органы чувств участников, вызвать у них мощный эмоциональный отклик. Произошло некое перераспределение, суть которого в том, что рутинные или очень массовые встречи теперь проводятся в онлайне, а офлайн-мероприятия стали вип-историей со всеми вытекающими особенностями.

Одной из необычных, но уже очень востребованных локаций для проведения деловых мероприятий с участием бизнес-туристов из разных регионов России и заграницы стал музей-заповедник «Царицыно».

«Если взять за пример проект "Посольские вечера в Царицыно", в котором за время его существования приняли участие посольства более 20 стран, деловые мероприятия у нас могут проходить при совмещении самых разных форматов: концерты в Оперном доме, Большом дворце, перформансы на поляне, дворцовой площади», — перечисляет Юлия Семенова, руководитель отдела развития и реализации проектов музея-заповедника «Царицыно».

Музей включен в команду проекта «Открытый офис», направленного на развитие корпоративной культуры. На мероприятиях в рамках этого проекта представители разных компаний собираются, чтобы поделиться друг с другом тонкостями организации бизнес-процессов. Эти встречи дополняются разными активностями на территории парка, к примеру, классическими экскурсиями или «культурным плоггингом», участники которого бегут по определенному маршруту, знакомясь с достопримечательностями и собирают попадающийся по дороге мусор.

Одна из коммерческих компаний после организации деловой встречи во дворце вдохновилась на создание нового корпоративного продукта для сотрудников, в котором совмещаются подарки от компании и экскурсии по всему парку «Царицыно».

«Большие конференции, деловые программы — к нам приходят и медицинские учреждения, и благотворительные организации, к примеру, фонд «Вера» часто организует свои мероприятия у нас», — рассказывает Семенова.

Каждая компания, по ее словам, может найти в «Царицыне» что-то свое. Так, агентства, принимающие для деловых встреч японский бизнес, в свое предложение включили посещение цветущего сиреневого сада и оранжерей.

А одно из подразделений большого российского банка, занимающееся инвестиционными проектами, провело в Царицыно экспериментальное мероприятие, сквозной темой которого стало сходство в мотивации современных инвесторов с людьми, развивавшими прежде оперное искусство. «Инвестиции и опера — найти параллели между этими явлениями было очень трудной и амбициозной задачей, как для топ-менеджмент банка, так и для искусствоведов», — отмечает сотрудница музея-заповедника.

Московские власти стараются поддерживать креатив в сфере делового туризма и помогать профессионалам на этом рынке масштабировать свои проекты.

Так, по ее словам, организованный командой MICE Excellence Forum, в том за счет помощи от города, форум смог в 2023 году привлечь на 40 процентов больше участников, чем в 2022 году.

В целом, по мнению Михальковой, все говорит о том, что рынок деловых мероприятий и в наступившем 2024 году будет продолжать расти. У организаций есть бюджеты, чтобы тратить их на подобные цели, потому что они помогают выстраивать стратегии развития, продвигать товары и услуги, сплачивать команды — все это потом окупается прямой выгодой и для организаторов, и для участников, и для площадок, на которых все это происходит.

< Назад в рубрику