Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Их военные функции — далеко не игрушечные» СВО изменила жизнь казаков. Что ждет их в будущем?

Фото: Станислав Красильников / РИА Новости

С начала СВО на Украине в боевых действиях приняли участие 27 тысяч казаков, 6300 из них находятся на линии боевого соприкосновения в настоящее время. Кроме того, казаки оказывают большую поддержку мирным жителям новых регионов, доставив туда уже 27 тысяч тонн гуманитарной помощи. Об этом рассказал атаман Всероссийского казачьего общества (ВсКО) Виталий Кузнецов. Как повлияло на казаков участие в СВО? Какова роль казачества в современной Украине и России? Что ждет казаков в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях? Обо всем этом корреспондент «Ленты.ру» побеседовал с Дмитрием Володихиным, доктором исторических наук, проректором по научной работе МГУТУ имени Разумовского (Первого казачьего университета), профессором исторического факультета МГУ имени Ломоносова.

Всероссийское казачье общество

Всероссийское казачье общество (ВсКО) объединяет все войсковые и отдельные окружные казачьи общества в единую систему. Устав ВсКО утверждается президентом России. По состоянию на декабрь 2022 года в рядах ВсКО числилось 150 тысяч казаков. Из них около 40 процентов — те, кому за 60 лет, а 20 процентов — молодые люди студенческого возраста.

«Лента.ру»: Поговорим сначала о значении казачества для современного украинского государства. Мы видим, что рассказ о Запорожской Сечи занимает важно место в истории Украины и ее вооруженных сил. Мы также видим в гимне Украины слова «що ми, браття, козацького роду», а еще шевроны ВСУ, на которых присутствует символика с булавами. Однако мы не наблюдаем казачьих подразделений на стороне Киева, казачьих традиций в националистических батальонах. Почему?

Дмитрий Володихин: Для территории, подконтрольной Киеву, казачество — часть национального мифа. Там казачество дает красивую картинку и возможность произносить громкие слова о «корнях», о «традициях», о «вечной отваге» казачества.

Иначе говоря, история и культура действительного казачества, во-первых, музеефицируется, и, во-вторых, на основе «музейного продукта» подается в историческую часть идеологии как элемент для «взбадривания боевого духа» в «непростой обстановке».

А в России?

У нас несколько иначе. Для России, конечно, казачьи страницы истории нашей страны и русского народа — такая же часть национального исторического мифа, но не только. А в наши дни — даже не столько.

После распада Советского Союза у нас началось стремительное возрождение почти исчезнувшего, казалось бы, русского казачества.

Первые страницы этого возрождения написаны людьми, которые стремились восстановить былую славу казачества, очистить его память от недобрых мифов и несправедливых обвинений.

Историки, публицисты, краеведы, сотрудники музеев взялись говорить о казачестве, писать о нем, требовать возвращения исторической правды. И общество постепенно, пусть сначала с некоторым недоверием, поворачивается к истинной исторической судьбе казачества и вглядывается в нее

Затем в регионах появилось предпринимательство, учреждаемое под девизом восстановления казачьих традиций. Наконец потомки прежних казаков задумались об основной роли своих предков в обществе. А она заключалась в военной службе. И тогда государство получило множество предложений от казачьих сообществ о том, чтобы казакам вернули их роль «особой служилой силы», включая и военные функции.

Каким был ответ государства на эти предложения?

По итогам долгих дискуссий в 2005 году появился Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Там среди прочего сказано: «Казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества (...) Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского), войскового или всероссийского казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы (...) Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Итак, государство ввело особый федеральный реестр, и те казаки, которые вошли в него, обрели права и обязанности. Так, например, реестровые казаки, принявшие на себя обязательства по несению государственной или военной службы, обязаны приостановить свое членство в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели.

То есть казаки, которых принято считать представителями консервативных сил, на самом деле вне политики?

Реестровое казачество — вне политики. По названному закону российское казачество проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах. Помимо вооруженных сил, казаков чаще всего направляют в национальную гвардию и пограничные войска. Российское казачество также организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне.

В Вооруженных силах России возникли дивизии, бригады, полки, именуемые казачьими. Правда, изначально процент реестровых казаков в их составе был невысок.

По стране открылось до четверти сотни казачьих кадетских корпусов. В Российской империи столько не было!

40
процентов

выпускников казачьих кадетских корпусов поступают в военные училища

Атаман ВсКО Виталий Кузнецов рассказывал, что СВО сильно изменило казачество и повлияло на его авторитет. И если раньше казачью культуру представляли люди старше 40 лет, то сегодня это уже молодые люди. Они активно участвуют в боевых действиях. По его словам, треть воюющих сегодня казаков — это именно молодые люди. На них лежит основная нагрузка, связанная с применением дронов, современных средств РЭБ и других технических новинок. Эти люди, возвращаясь с фронта, привлекаются к работе с детьми. А как вы охарактеризуете изменения, которые произошли с казачеством после начала СВО?

Да, с началом специальной военной операции роль военнослужащих из числа казаков заметно усилилась. Сразу выяснилось, что их военные функции — далеко не игрушечные, и Россия вновь нуждается в казаках — отважных, стойких, истинно верующих, искусных в своем деле военных профессионалах.

Возникло множество казачьих добровольческих отрядов. К концу 2023 года стало ясно, что в зоне СВО воюет, по разным подсчетам, от 16 до 25 тысяч казаков. И показывают казаки лучшие боевые качества наравне с бойцами элитных воинских формирований.  

13 из 29
добровольческих отрядов

в составе Минобороны на конец 2022 года — казачьи войсковые отряды

Есть мнение, что ЧВК «Вагнер» — это своеобразное возвращение к истокам казачества или новое проявление живущего в народе лихого казачьего духа. Что об этом думаете?

Полагаю, сходства тут немного. Организации типа вагнеровцев необходимы в условиях, когда армии не хватает высококвалифицированных бойцов и командиров. Иначе говоря, в экстремальных, критических условиях, как своего рода палочка-выручалочка. А казачество — инструмент, позволяющий получить этих самых профессионалов войны в достаточном количестве и на постоянной основе. Иначе говоря, общественный институт, который призван обеспечивать русскую армию лучшим кадровым составом. Как говорится, почувствуйте разницу.

Теперь давайте поговорим о присоединенных к России территориях Луганской, Донецкой народных республик, Херсонской и Запорожских областей. Что там происходило и происходит с местным казачеством? В какое войско оно входило — Запорожское?

Во-первых, Донецкая и Луганская области когда-то входили в состав не Запорожского, а Донского казачьего войска, то есть были русскими в самом прямом и ясном значении этого слова. И сейчас все то, что там осталось от казачества, выступает на нашей стороне. Во-вторых, эти территории вообще вошли в состав УССР достаточно поздно, и не особенно радовались тамошние люди бездумной «украинизации» местного населения.

А кто вообще старше — Сечь или Дон?

Вопрос о том, кто старше — Запорожская Сечь или Вольный Дон, имеет чисто теоретическое значение. На арену политической борьбы Сечь и Дон как силы, обладающие крупным военным потенциалом, вышли приблизительно одновременно — в XVI столетии. И выступали они в добром содружестве.

Можно ли считать, что с присоединением Крыма, образованием ДНР и ЛНР, началом конфликта на Юго-Востоке Украины в 2014 году начался и новый исторический период для казачества, в целом связанный с утратой бутафорских черт его существования, опытом создания новых боевых подразделений?

Русское казачество и до 2014 года не было какой-то бутафорией. Ряжеными были те, кто больше радел о чинах и орденах, о медийной популярности и возможности походить в нарядной форме. Дельные люди думали о другом: о сохранении казачьей истории, казачьей культуры, о создании особых форм казачьей экономики. Наконец военная служба, естественно присущая казачеству, начала выходить на первый план.

Какими могут быть последствия бурного развития боевого казачества?

Думается, у казачества есть шанс превратиться анклав из нескольких субъектов федерации, которые поставляют своего рода массовый спецназ, то есть обрести особый статус в составе Вооруженных сил Российской Федерации. Сейчас казаки сражаются на фронтах СВО в том числе и за свое будущее. И хорошо было бы с вниманием и почтением отнестись к такого рода чаяниям казачества. Россия от этого точно не прогадает. А уж казачьей крови за Россию в боевых действиях уже пролито изрядно. И, кстати, боевая подготовка казачьих частей, на мой взгляд, может приравниваться к элитным боевым частям и соединениям нашей армии.

Ведется обсуждение того, как будут организованы и что будут представлять собой казачьи общества на новых территориях. Представители ВсКО еще год назад заявили, что этот вопрос будет решаться после окончания СВО. В частности, выбор будет стоять между образованием нового войска в каждой республике или созданием отделов, которые уже частью войдут во Всевеликое войско Донское, а частью — в Черноморское казачье войско. Решать это будут живущие в этих регионах казаки. Что вы по этому поводу думаете? Ждать ли нам возрождения Запорожской Сечи как некоего особого культурного казачьего пространства на территории Запорожья?

Отвечу коротко: никакая новая Запорожская Сечь не нужна. Где казачество — там Россия, а не Сечь. Казачество было и является одной из прочнейших опор государственного порядка в России.

1515
казаков

получили государственные награды с начала СВО, в том числе 165 атаманов. Еще 1000 казаков представлены к наградам

Думаю, на новых территориях нашей державы казаки должны получить льготные условия службы в Вооруженных силах и Росгвардии, прежде всего в офицерских училищах и частях специального назначения, а казачата — возможность обучения в особых вузах, ориентированных на сохранение казачьей истории и культуры.

Так, например, в Москве Университет имени Разумовского провел конкурсный набор в казачьих регионах на льготное обучение по целому ряду специальностей. Добрый почин! Его необходимо распространить шире, гораздо шире. И в первую очередь такого рода возможности следует дать молодой части населения Донбасса.

Что думаешь? Оцени!
      Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
      Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
      Читайте
      Оценивайте
      Получайте бонусы
      Узнать больше
      Lenta.ru разыгрывает iPhone 15