Экономика
11:49, 22 декабря 2023

Говорим мошенникам «нет». Как применять словесное айкидо в разговоре со злоумышленником

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Во всем мире, к сожалению, довольно распространено такое явление, как телефонное мошенничество. На Западе для него даже придумали новый термин — «вишинг». Это смесь слов в английском словосочетании voice phishing — «голосовое мошенничество». С вишингом может столкнуться абсолютно каждый. Именно поэтому сегодня мы расскажем о том, какие приемы помогут защитить себя, если вам позвонил мошенник.

По данным Центрального Банка, 60 процентов мошеннических схем в России реализуются через звонки по телефону. В основном злоумышленники используют сотовую связь, однако каждый третий россиянин сталкивался с мошенническими звонками в мессенджерах.

Аферисты очень умело представляются сотрудниками банков и государственных ведомств, и большинство россиян начинают с ними разговор, боясь сбросить важный звонок. Но как же отличить мошенника от настоящего сотрудника, и что делать, если вы поняли, что разговариваете со злоумышленником? Как правило, мошенники начинают запугивать собеседника с первых фраз — сообщают о странных действиях в личном кабинете банка, попытках списания крупных сумм со счета и даже могут подозревать человека в преступлении. Если вы склоняетесь к тому, что перед вами мошенник, прекратите разговор.

Сказать «нет» мошенникам вам помогут навыки словесного айкидо. Это особый метод общения, при котором человек соглашается с собеседником во всем, а затем при помощи определенных вопросов заставляет его признать себя неправым. Его основные принципы заключаются в том, чтобы оставаться спокойным, дружелюбным, не терять равновесие на протяжении всей беседы. Также важно удерживать цель разговора и уважать право собеседника на его личное мнение, даже если оно кажется неправильным.

Популярные приемы

Как только вы поняли, что перед вами мошенник, и уверены в себе настолько, что продолжение общения с ним не приведет к негативным последствиям для вас, начните задавать ему множество уточняющих вопросов. Если мошенник представился сотрудником банка, попросите его назвать полное имя, должность и специализацию. Если он говорит, что звонит из полиции, пусть назовет номер отделения, скажет, по какому адресу оно находится — ответьте, что находитесь рядом и можете подойти лично.

Когда мошенник будет задавать вам конкретные вопросы, делайте вид, что не понимаете. Просите объяснять даже банальные вещи. Например, спросите, где находятся цифры на карте, которые он просит продиктовать. Что такое СVV-код? Также можно ввести его в ступор, сказав, что на вашей карте нет цифр.

Если злоумышленник попросит выполнить какие-то действия в мобильном приложении либо установить еще одно приложение для защиты ваших денег, можете сказать, что вы не скачивали приложение, оно удалилось или не устанавливается. Также можете ответить, что оно есть, но сделать вид, что вы не можете в него зайти, например, приложение запрашивает пароль, которого вы не помните, или не умеете им пользоваться. Попросите мошенника буквально вести вас за руку даже в простейших действиях — спрашивайте его, как открыть приложение, как найти определенную страницу, куда нажать, чтобы ввести данные.

Нелепые вопросы можно комбинировать с так называемой «техникой черепахи». Выполняя каждое действие, старайтесь максимально медлить и заставлять мошенника ждать. Скажите, что у вас медленный интернет и приложение плохо работает или плохая связь, поэтому СМС с кодом не приходит. Если вас попросят назвать паспортные данные, делайте вид, что долго ищете документ, но в итоге не можете его найти.

Также если собеседник просит вас называть ваши данные, скажите ему, что подозреваете его в мошенничестве. Заставьте его оправдываться. При этом помните, что сообщать злоумышленнику какие-либо личные данные и коды из сообщений и уведомлений категорически нельзя — иначе он обязательно использует их в своих корыстных целях.

После разговора

Как только разговор завершится — скорее всего, после применения перечисленных выше приемов собеседник сам бросит трубку — добавьте номер мошенника в черный список и сообщите о нем в банк или ведомство, от имени которого вам звонили. Также можно обратиться на горячую линию МВД. Это поможет отслеживать и блокировать подозрительные звонки в адрес других абонентов в дальнейшем.

< Назад в рубрику