Спорт
00:01, 3 декабря 2023

«Ирландия, мы на войне!» Макгрегор, Леброн и Мохаммед Али. Как знаменитые спортсмены пытались вмешаться в политику?

Фото: Ethan Miller / Getty Images

Конор Макгрегор жестко прошелся по властям Ирландии и даже обещал показать им, как надо управлять государством, если в стране не начнутся изменения к лучшему. Это произошло на фоне погромов в Дублине, которые начались после того, как выходец из арабской страны напал с ножом на детей. Среди прочих нелестных характеристик, говоря об ответственности властей, знаменитый боец назвал президента Ирландии Майкла Хиггинса «никчемным, ничтожным и бесхребетным». И это лишь малая часть того, что Макгрегор высказал в адрес руководства Ирландии и что стало поводом для разбирательства местной полиции. Его заявления наверняка не остались незамеченными в политических кругах — не так часто знаменитый спортсмен предлагает свои услуги в управлении государством. Впрочем, Конор далеко не единственная звезда большого спорта, которая так или иначе пытается повлиять на политику в своей стране, используя собственный авторитет и популярность. О том, как Мухаммед Али, Хосеп Гвардиола и другие звезды мирового спорта пытались участвовать в политической борьбе и что из этого вышло, — в материале «Ленты.ру».

«Если они не примут план безопасности, это сделаю я»

В конце ноября в Ирландии вспыхнули уличные протесты, которые привели к погромам и задержаниям. Причиной беспорядков стало нападение иммигранта с ножом на детей около школы. В результате пострадали пять человек. За день до этого самый, пожалуй, узнаваемый ирландец на данный момент, Конор Макгрегор, комментируя сообщение о том, что неграждане могут голосовать на выборах в местные органы самоуправления, написал: «Ирландия, мы на войне!» А сразу после нападения иммигранта в Дублине Макгрегор обрушился с жесткой критикой на власти страны.

Конор также заявил о том, что готов лично вмешаться в дела государства, намекнув, что у него есть ресурс для этого: «Поверьте, я куда более организован, у меня есть поддержка. Помяните мое слово, Ирландия доживет до перемен, до необходимых перемен. Если в ближайшее время они не примут план по обеспечению безопасности Ирландии, это сделаю я». Правительство Ирландии посчитало, что Макгрегор стал голосом антимиграционных протестов, и начало расследование в отношении бойца по разжиганию ненависти в интернете. Сам Конор их отвергает.

Представитель Лейбористской партии по вопросам правосудия Аодхан О'Риордайн осудил посты Макгрегора. «Он знает, что делает, он не глуп, и с его стороны сказать в среду своим последователям, что Ирландия находится в состоянии войны, было невероятно безответственно», — сказал политик. А вот Илон Маск, например, Конора поддержал, заявив: «Макгрегор на посту президента — неплохая идея». Сам экс-чемпион UFC еще в прошлом году говорил, что когда-нибудь может посвятить себя работе на этом посту, но пока вся его политическая активность ограничивается только критикой действующей власти в социальных сетях.

«Лучше я посижу в тюрьме и умру в борьбе с вами»

Выступление Макгрегора, безусловно, стало наиболее ярким проявлением политической активности знаменитых спортсменов за последнее время. Однако первый случай, когда спортсмен с мировым именем попытался оказать влияние на политику своей страны, связан с боксером Мухаммедом Али. Он был противником войны США во Вьетнаме, считая себя пацифистом и верующим мусульманином (Али принял ислам в 22 года — прим. «Ленты.ру»). В 1966 году у спортсмена начались проблемы из-за его антивоенной позиции — ему запрещали проводить бои на территории США, Мухаммед дрался в Германии, Канаде и Великобритании.

В 1967 году Али призвали в ряды вооруженных сил для отправки в зону конфликта. Конечно, известный боксер едва ли мог оказаться в окопах, но даже роль участника показательных боксерских поединков на передовой для повышения боевого духа американских военных его не устраивала. Али прибыл на призывную комиссию, но во время присяги не вышел из строя, когда офицер несколько раз выкрикнул имя Кассиус Клей (так звали Али до принятия ислама — прим. «Ленты.ру»). До этого Али дважды провалил тест на IQ и вообще не должен был быть призван. Однако американские власти из-за нехватки людей поменяли на законодательном уровне политику интеллектуального отбора солдат.

В заявлении на отказ от воинской службы Али написал, что не может идти на войну, так как является «священником исламской религии». Но ни это, ни его пламенная речь на судебном заседании не убедили присяжных в невиновности боксера — Али получил пять лет тюрьмы и штраф в 10 тысяч долларов. У него также отобрали паспорт, лишив возможности выезжать за пределы США. Но благодаря своим адвокатам спортсмен провел в тюрьме спортсмен всего десять дней, причем по совсем другой статье — вождение автомобиля не той категории, которая была указана в правах.

Затем начались многочисленные апелляции Али и его адвокатов, на это время Мухаммеду позволили оставаться на свободе. Но без последствий его демарш не остался. Он на три года был лишен возможности проводить поединки, остался без боксерской лицензии и чемпионского пояса Всемирной боксерской ассоциации (WBA). Али жестко критиковала существенная часть американских граждан, которая на тот момент еще поддерживала войну во Вьетнаме. Эти люди считали спортсмена трусом и недостойным гражданином страны, которая дала ему столько возможностей.

Пока уголовное дело Али ходило по апелляциям, война США во Вьетнаме становилась все менее и менее популярной в глазах рядовых американцев, многие изменили свое отношение к боксеру и его позиции. В 1971 году закончился трехлетний спортивный бан Мухаммеда, тогда же с него сняли все обвинения и восстановили в правах. Его дело дошло до Верховного суда, который постановил, что религиозные убеждения Али должны были быть учтены призывной комиссией, и что его не следовало отправлять во Вьетнам. Так Мухаммед сумел остаться верным своим принципам и сохранить свободу, а все его знаковые победы в ринге на тот момент были еще впереди.

«Я против политики, которая разделяет людей»

Еще один пример, когда очень известный спортсмен активен не только в рамках площадки, но и не политическом поле — баскетболист Леброн Джеймс. Он открытый противник и критик 45-го президента США Дональда Трампа. Леброн заявлял о поддержке Хилари Клинтон на выборах 2016 года и был очень расстроен, когда Трамп одержал победу. «Любовь и вера — единственное, что нам может помочь в данной ситуации», — говорил тогда баскетболист.

После победы Трампа Джеймс даже перестал останавливаться в сети его отелей на выездных матчах НБА, но при этом уверял, что это не какой-то показательный жест. Джеймс позволял себе резкие комментарии в адрес Трампа по политическим вопросам. Например, когда президент США подписал указ о запрете на въезд в страну гражданам семи мусульманских государств, Ирака, Сирии, Ирана, Ливии, Сомали, Судана и Йемена, из-за террористической угрозы.

Активная фаза конфликта Джеймса и Трампа началась в 2017 году. Перед финалом плей-офф НБА между «Кливлендом» и «Голден Стейт» Леброн, являясь игроком «Кливленда», заявил, что ни та, ни другая команда не пойдут на традиционный прием чемпионов в Белом доме. Джеймс и его «Кливленд» финал проиграли, а баскетболисты «Голден Стейт», в том числе главные звезды команды Стеф Карри и Кевин Дюрант, к Трампу действительно не пошли, сославшись на разницу в политических взглядах. Пока слухи о бойкоте еще не подтвердились официально, Трамп сам написал пост, в котором отменил приглашение на прием.

Джеймс не смог пройти мимо такой возможности снова задеть Трампа. Баскетболист отреагировал резонансно. Он опубликовал самый комментируемый пост 2017 года в социальных сетях среди спортсменов.

В начале 2018 года Джеймс говорил, что Трамп не понимает американцев и ему на самом деле на них наплевать. Летом того же года в интервью Дону Лемону на CNN Леброн заявлял, что президент США использует спорт, чтобы разделить людей. «Он хочет расколоть страну», — сказал спортсмен. Трамп, конечно, отмалчиваться не стал.

Следующие пару лет нападки Джеймса и Трампа друг на друга продолжались. Например, в 2020 году во время митинга сторонников 45-го президента в Пенсильвании Трамп заговорил о падении рейтингов на всех спортивных каналах, а толпа начала скандировать: «Леброн — отстой». Трамп подхватил.

Выборы, перед которыми Трамп говорил о проблемах НБА, он проиграл, и последнее на данный момент слово в их противостоянии с Леброном осталось за баскетболистом. После поражения Дональда Леброн выложил фотографию бывшего президента с подписью «Ты уволен», коронной фразой самого политика. Также Леброн опубликовал отредактированную картинку, на которой Джо Байден блокирует бросок Трампа. Тем самым Джеймс отметил волю к победе Байдена и всех сторонников демократов.

«Чувствую связь со своей страной — Каталонией»

Среди футболистов и тренеров самым политически активным, пожалуй, можно считать Хосепа Гвардиолу. Тренер «Манчестер Сити» еще со времен игровой карьеры высказывался за свободу Каталонии и ее независимость от Испании. Впервые Пеп заговорил об этом в 1997 году, когда выступал за «Барселону» и сборную Испании. «Я каталонец из Каталонии. Поэтому, если бы существовала сборная Каталонии, я бы играл за нее», — сказал Гвардиола. В конце карьеры футболиста он снова вернулся к этой теме.

Когда Гвардиола перестал сам играть в футбол и начал тренировать «Барселону», градус его высказываний и даже действий только повысился. Так, в 2008 году перед матчем Лиги чемпионов он попросил каталонского журналиста задавать вопросы на родном языке, несмотря на то, что УЕФА требовало общения на испанском. В тот же год перед класико тренер заявил, что Каталония — это страна. Во времена работы в «Барселоне» Гвардиола получил также золотую медаль парламента Каталонии, а на вручении выступил с речью, которую многие восприняли, как призыв к отделению от Испании. «Никогда не забывайте: если мы поднимемся рано, очень рано, без упреков и оправданий, и приступим к работе, то мы — неудержимая страна. Поверьте, нас не остановить», — сказал футбольный тренер.

Когда Гвардиола уже покинул «Барселону» и переехал в Германию, возглавив мюнхенскую «Баварию», политическая ситуация в Каталонии обострилась. В декабре 2013-го правительство Каталонии назначило референдум о самоопределении на ноябрь 2014-го. Парламент Испании вместе с Конституционным судом страны заморозил проведение референдума. Вместо него провели опрос, не имеющий юридической силы, о политическом будущем Каталонии, где 80 процентов из 2,25 миллиона человек высказались за независимость. В том числе Гвардиола, специально прилетевший проголосовать из Мюнхена.

В 2015 году Гвардиола вошел в список партии «Демократическая конвергенция Каталонии», которая принимала участие в досрочных парламентских выборах Каталонии. Пеп говорил, что не имеет никаких политических амбиций, а его членство в партии — способ выразить поддержку Артуру Масу и его блоку в правительстве. Итогом участия Гвардиолы в «Демократической конвергенции Каталонии» стало то, что он попал в список полиции Испании как сепаратист, мобилизовавший сторонников независимости региона.

В 2017-м в Каталонии все-таки случился референдум о независимости. «Мы будем голосовать, даже если Испания этого не хочет», — заявил тогда Гвардиола и призвал демократические государства поддержать референдум. 90 процентов жителей Каталонии в итоге проголосовали за независимость, а испанские власти пошли на силовой метод решения проблемы. Голосующих избивали, а восемь членов каталонского правительства были арестованы. Президент Каталонии Карлес Пучдемон сбежал в Брюссель. Гвардиола стал появляться на публике с желтой лентой на груди в знак поддержки политзаключенных, за что был оштрафован Футбольной ассоциацией Англии на 20 тысяч фунтов.

Естественно, все эти политические жесты Гвардиолы вызывали критику как у политиков, так и у бывших партнеров Пепа по сборной Испании. Оппозиционный лидер Инес Арримадас указывал Гвардиоле на контракт с «Манчестер Сити», который спонсируют арабские шейхи. «Очень смело — клеветать на Испанию, не говоря ни слова об обогатившем его Катаре», — заявлял политик. Более жестко против Пепа высказался вратарь Сантьяго Канисарес, с которым они вместе играли за сборную Испании.

Гвардиола никак не реагировал на критические высказывания в свой адрес и политическую активность до сих пор не свернул. Его последним громким заявлением стала критика не Испании, а блока НАТО. Пеп назвал неудачниками все страны альянса на фоне событий, которые происходили в мире зимой-осенью 2022 года.

«Все, что им остается, — бороться, чтобы найти работу»

Одним из немногих спортсменов, которые имели возможность влиять на политику своих стран на самом высшем уровне, является футболист Джордж Веа. После завершения карьеры игрока он стал президентом Либерии. Веа был крайне популярным человеком в стране еще когда был спортсменом — он занимался гуманитарной помощью, боролся с расизмом и спонсировал образовательные и футбольные программы для детей. Помимо этого, он был очень хорош на футбольном поле. В 1995 году Веа стал первым обладателем «Золотого мяча» не из Европы. Неудивительно, что настолько авторитетная личность оказалась в высших политических кругах одной из беднейших стран мира.

Веа перестал профессионально играть в футбол в 2003 году, а в 2005-м уже впервые баллотировался на пост президента. Но проиграл. После успеха в первом туре, во втором он остался позади Элен Джонсон-Серлиф — первой женщины-президента на африканском континенте. Веа был возмущен, он назвал второй тур фарсом и заявил, что соперница устроила массовые фальсификации. Однако позднее все-таки признал поражение.

И Веа действительно начал учиться. После поражения на выборах он поступил в университет Майами, а в 2014 году вернулся, чтобы возобновить политическую карьеру, и был выбран в Сенат Либерии. В 2017-м в стране состоялись очередные выборы президента, которые Веа выиграл. «Люди верят в меня, потому что считают, что со мной они могут расти, работать и менять собственные жизни, как это сделал я в молодости. Они знают, откуда я родом и чего в итоге я смог достичь. То, что удалось сделать мне, под силу всем либерийцам», — говорил Веа на встречах с избирателями. Ему поверили, бывший футболист стал 25-м президентом Либерии, первым спортсменом в мире, кому покорилась эта высота.

На своем посту Джордж Веа провел один срок. В ноябре этого года в Либерии состоялись очередные выборы президента, где во втором туре реванш за поражение в 2017-м у бывшего футболиста взял вице-президент Джозеф Боакай. Он победил Веа с минимальным перевесом — 50,64 процента против 49,36 процента.

Первое, что ставят в вину Веа на родине, это то, что он не сдержал обещания и не победил коррупцию — в начале своего срока он почему-то отказался декларировать доходы, то же самое сделали члены его команды. Чуть позже случился еще ряд скандалов. Например, выяснилось, что в 2018 году пропало 96 миллионов долларов — 5,5 процента ВВП страны. Оказалось, что эти деньги еще и напечатаны были незаконно. А аудиторская проверка установила пропажу еще 16,5 миллиона долларов США, тоже выпущенных в обход официальных процедур. Несмотря на все скандалы Веа продолжал оставаться популярным среди либерийской молодежи, а вот старшее поколение в нем разочаровалось. 18 ноября 2023 года обладатель «Золотого мяча» признал поражение на политическом поле и сказал, что пришло время элегантно уйти.

Илья Костин

< Назад в рубрику