Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Утилизационный сбор на автомобили в России: что это такое, правила, что изменилось в 2023 году

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Утилизационный сбор на автомобили в России действует с 2012 года. Несколько раз условия его взимания изменялись, последние нововведения вступили в силу в 2023 году. «Лента.ру» рассказывает, зачем вводили утилизационный сбор на машины, как поменялись его условия и сколько теперь придется заплатить при ввозе транспортного средства в Россию.

Что такое и зачем нужен утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Он установлен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уплачивается он только один раз за одну машину: при этом уплатить его нужно при растаможке, до этого автомобиль нельзя поставить на учет и использовать. НДС с платежа не взимается. Если утильсбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.

Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Такая мера должна была сдержать резкое увеличение объемов ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей. Снижение ввозных пошлин на такие машины было одним из условий присоединения Москвы к ВТО.

Факторы ввода утильсбора:

Экологические аспекты. Старые автомобили, особенно те, которые не соответствуют современным экологическим стандартам, могут быть источником загрязнения окружающей среды. Введение утилизационного сбора на машины направлено на поощрение замены устаревших и экологически вредных транспортных средств более современными и экологически чистыми моделями — это поможет снизить выбросы вредных веществ.

Стимулирование авторынка. Утилизационный сбор был призван стимулировать развитие рынка новых автомобилей, так как владельцам старых машин становится более выгодно приобретать новые модели, чем платить сбор за утилизацию старых. Это может способствовать развитию автомобильной индустрии и повышению ее конкурентоспособности.

Содействие безопасности на дорогах. Старые автомобили могут быть менее безопасными из-за устаревших систем, технических характеристик, возрастной коррозии металла и так далее. Поощрение обновления автопарка способствует повышению уровня безопасности на дорогах.

Снижение энергопотребления. Новые автомобили, как правило, более энергоэффективны и соответствуют более строгим экологическим стандартам. Замена устаревших автомобилей на более современные может привести к снижению общего уровня энергопотребления.

Как менялся утилизационный сбор на автомобили в России?

Сперва утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица.

Производители из России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от уплаты сбора были освобождены, если брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей. Но уже с 2014 года эти послабления отменили.

С 2012 года ставки сбора несколько раз повышались, менялись условия, например, утильсбор был распространен на прицепы и спецтехнику.

За прицепы к легковым автомобилям утильсбор платить не нужно

Кто уплачивает утильсбор в 2023 году?

  • Производитель автомобиля, изготовленного в России
  • Импортер за машину, которую он ввозит в Россию
  • Покупатель, если ранее за его машину не взимался утильсбор

Когда не нужно платить утильсбор?

  • Ранее его уже уплатили, например, это сделал бывший владелец авто
  • Автомобилю более 30 лет
  • Транспортное средство является собственностью беженцев, участников программы добровольного переселения или вынужденных переселенцев
  • Авто ввезено в Россию временно
  • Машина принадлежит диппредставительствам или международным организациям с привилегиями и иммунитетом, либо их сотрудникам

Как рассчитывают утилизационный сбор?

Расчет суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле.

Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора

Размер базовой ставки и коэффициент расчета утилизационного сбора устанавливаются правительством.

Базовая ставка утильсбора в 2023 году:

  • на легковые автомобили — 20 000 рублей;
  • на грузовики и другие категории транспортных средств — 150 000 рублей;
  • на спецтехнику — 172 500 рублей.

Коэффициент варьируется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы.

Пример

Россиянин приобрел за границей легковой автомобиль для личного пользования. Если он ввозит в страну новую машину с объемом двигателя не более трех литров, то размер коэффициента составит 0,17. В таком случае формула будет выглядеть подобным образом:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,17) = сумма утилизационного сбора (3400 рублей)

Если автомобиль старше трех лет, то коэффициент вырастает до 0,26. В таком случае формула будет иной:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,26) = сумма утилизационного сбора (5200 рублей)

Что поменялось в 2023 году?

В 2023 году произошло несколько важных изменений. Во-первых, с 1 августа 2023 года утильсбор для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов был в очередной раз проиндексирован. По факту теперь размер утильсбора для физлиц равен размеру сбора для юридических лиц.

Как заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров, повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка. В первой половине 2023 года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что втрое больше, чем годом ранее, причем половина машин были подержанными. По словам Мантурова, перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Это несет много рисков.

В первую очередь индексация коснулась машин с объемом двигателя от трех литров. Для машин с двигателями 3–3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с объемом более 3,5 литра — до 61,76.

Сумма утилизационного сбора для легковых автомобилей возрастом до трех лет (без учета льгот)

Сумма утильсбора до 01.08.2023 (рубли) Сумма утильсбора с 01.08.2023 (рубли)
Для авто с ДВС объемом до 1,0 л 48 200 81 200
Для авто с ДВС объемом свыше 1,0 л, но не более 2,0 л 178 400 300 600
Для авто с ДВС объемом свыше 2,0 л, но не более 3,0 л 281 600 844 800
Для авто с ДВС объемом свыше 3,0 л, но не более 3,5 л 259 600 970 000
Для авто с ДВС объемом свыше 3,5 л 444 400 1 235 200

Сумма утилизационного сбора для легковых автомобилей возрастом более трех лет (без учета льгот)

Сумма утильсбора до 01.08.2023 (рубли) Сумма утильсбора с 01.08.2023 (рубли)
Для авто с ДВС объемом до 1,0 л 123 000 207 200
Для авто с ДВС объемом свыше 1,0 л, но не более 2,0 л 313 800 528 800
Для авто с ДВС объемом свыше 2,0 л, но не более 3,0 л 480 200 1 279 000
Для авто с ДВС объемом свыше 3,0 л, но не более 3,5 л 570 000 1 485 000
Для авто с ДВС объемом свыше 3,5 л 700 200 1 623 800

Условия для получения льготной ставки

При индексации утильсбора сообщалось, что полную ставку сбора, как для юридических лиц, придется уплатить только тем «физикам», которые ввозят авто для последующей перепродажи в течение года. При этом льготная ставка (3400 или 5200 рублей) сохраняется для физлиц, ввозящих машины для личного пользования. Однако и им необходимо выполнить несколько условий:

  • при прохождении таможни необходимо оформить пассажирскую таможенную декларацию на физическое лицо;
  • машина остается в собственности в течение года;
  • человек ввозит не более одного автомобиля в год;
  • объем двигателя автомобиля не превышает три литра.

Причем, как сообщает портал Autonews.ru, купить иномарку, ввезенную в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по льготной ставке теперь невозможно. В таком случае придется заплатить полную сумму утилизационного сбора. Исключение сделано лишь для Белоруссии — однако в этой стране таможенные ставки такие же, как в России, поэтому провоз машин с двигателями внутреннего сгорания через нее будет стоить столько же, сколько и прямой ввоз в РФ.

Теперь корректность исчисления утилизационного сбора (в том числе тот факт, что машину не перепродадут в течение 12 месяцев после ввоза) за импортируемые в Россию транспортные средства контролирует Федеральная таможенная служба (ФТС), в остальных случаях контроль возложен на налоговые органы, пояснили в Федеральной налоговой службе.

Что еще изменилось в 2023 году?

Второе важное изменение — вступившее в силу 29 октября постановление Правительства России об особенностях уплаты утилизационного сбора. Документом внесены «изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». Согласно новым нормам, теперь гражданам нужно доплачивать разницу по ставкам утильсбора для юрлиц:

  • если одно физлицо в течение года продаст машину другому;
  • если компания ввезла иномарку на территорию ЕАЭС, а гражданин потом импортировал ее в Россию.

Это значит, что ввезти машину из стран ЕАЭС и уплатить за нее льготный утильсбор можно, только если гражданин России лично покупает ее у гражданина государства-члена ЕАЭС (не у компании), при этом продавец до этого владел авто более года

После вступления постановления в силу в СМИ стали появляться сообщения, что от рядовых россиян стали требовать уплаты повышенных ставок и для машин, ввезенных в страну до 29 октября. В Минпромторге пообещали разобраться со всеми такими случаями.

Новые ставки утильсбора для физлиц неминуемо приведут к повышению цен на машины, которые приходят в Россию по параллельному импорту, рассказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. В первую очередь, по словам эксперта, это коснется автомобилей среднего ценового сегмента.

«Это японские, корейские, некоторые немецкие авто. Теперь вместо уплаты условно в 5000 рублей по льготной ставке по некоторым иномаркам надо будет платить и 500 тысяч рублей, и один миллион рублей. Если раньше ввозимая машина стоила, допустим, 3,5 миллиона рублей, и теперь к этой сумме прибавляется еще полмиллиона, это заметно. Если рассматривать дорогие иномарки, цена которых, например, 10 миллионов рублей, то увеличение ее стоимости на 0,5–1 миллион рублей менее заметно», — рассказывает Максим Кадаков.

Что думаешь? Оцени!
      Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
      Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
      Читайте
      Оценивайте
      Получайте бонусы
      Узнать больше