Наука и техника
10:38, 29 сентября 2023

Вооруженные до зубов. Как в России создают самые мощные ракетные крейсеры в мире

В 2024 году Военно-морской флот России должен пополнить модернизированный тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Если не считать авианосцев, он станет самым мощным в мире военным кораблем, с самым современным вооружением и оборудованием. Вслед за «Адмиралом Нахимовым» модернизацию пройдет еще один крейсер — «Петр Великий». Об этих не имеющих аналогов в мире российских кораблях и об истории этого типа судов — в проекте «Оружие России: на страже Родины».

Демонстрация силы

В конце марта 2010 года из порта Североморска вышел один из самых грозных кораблей мира — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Ему предстоял серьезный поход: он должен был пересечь четыре океана и пройти только в одну сторону более 15 тысяч морских миль.

«Из дивизии ракетных кораблей на "Петр Великий" отобрали самых лучших. Не было ни одного человека, кто не хотел бы идти в дальний поход», — объяснял командир корабля Феликс Меньков.

Корабль и его команда должны были выполнить важнейшую задачу. В эпоху постепенного обострения глобальной геополитической напряженности им предстояло продемонстрировать всему миру возможности российского флота. «Петр Великий» для этого подходил лучше всего.

Начав свой путь из Мурманской области, «Петр Великий» обогнул всю Европу, проследовал мимо Гибралтара в Средиземном море, через Суэцкий канал вышел в Красное море, а затем — через Аденский пролив — в Индийский океан.

За 167 суток корабль прошел вдоль берегов десятков стран и встретил около 200 судов из Дании, США, Японии, Кореи, Индии и других государств

Кульминацией похода стало 4 апреля. В этот день состоялось самое медийно громкое свершение «Петра Великого» в этом вояже — проход через пролив, который отделяет Великобританию от Франции.

«Корабль проходил Ла-Манш в первый раз. В принципе ничего такого, чего бы мы уже не видели в том же Гибралтаре, здесь нет. Единственная особенность в том, что Ла-Манш мелководен», — не без иронии произнес Феликс Меньков.

В том же походе корабль посетил самый старый французский порт в городе Бресте, чтобы принять участие в учениях. Первый арсенал и верфь для военных кораблей были построены здесь еще в XVII веке — по распоряжению легендарного кардинала Ришелье. «Петр Великий» стал первым иностранным военным кораблем с ядерной установкой, который принимали в Бресте.

Величественность и мощь крейсера оценили десятки военнослужащих Франции, побывавших на его борту. Среди них был и командующий ВМС Франции в Атлантике вице-адмирал эскадры Анн-Франсуа де Сен-Сальви.

Эти события происходили более 10 лет назад, но «Петр Великий» до сих пор считается одним из самых грозных кораблей. Несмотря на то что российские тяжелые атомные ракетные крейсеры были спущены на воду еще в 1980-х годах, они остаются основой российского флота и неизменно производят неизгладимое впечатление на весь мир.

Морская гонка

История появления крейсеров неразрывно связана с развитием военного флота и конкуренцией морских держав. Изначально эти корабли должны были не только совершать дальние плавания, но и, находясь за тысячи километров от родных берегов, самостоятельно решать серьезнейшие боевые задачи.

Само слово «крейсер» произошло от нидерландского ruisen, в переводе — «плавание по определенному маршруту»

Называли так стали военные суда, которые от остальных кораблей отличались в первую очередь независимостью: для выполнения миссии крейсеру не нужна группировка из сопровождающих судов.

Расцвет крейсеров пришелся на первую половину XX века. С появлением более мощных двигателей с паровыми турбинами конструкторы смогли увеличить броню и усилить вооружение кораблей. В период между Первой и Второй мировыми войнами настоящая крейсерная гонка развернулась между США, Великобританией и Японией. Страны соперничали в том, кто сможет построить более крупный и смертоносный корабль, но соревнование оказалось таким интенсивным и стремительным, что разоренные войной государства быстро столкнулись с запредельными и непосильными тратами.

Итогом этого несовпадения желаний и возможностей стала Лондонская морская конференция, на которой не только ввели ограничения на количество тяжелых крейсеров в каждой стране, но и описали характеристики нового класса кораблей: водоизмещение до 10 тысяч тонн, артиллерийские орудия калибра более 155 миллиметров. Однако с началом Второй мировой войны все эти соглашения потеряли смысл.

Тяжелые крейсеры стали одними из главных участников морских сражений

За счет высокой автономности американские и английские корабли могли по несколько недель обеспечивать безопасность при сопровождении конвоев и перехватывать рейды нацистов. Впрочем, тяжелые крейсеры того времени были несбалансированными: при мощном вооружении у них была слабая броня, поэтому зачастую они оказывались уязвимыми перед атаками авиации и даже легких крейсеров.

После Второй мировой войны число стран, которые могли себе позволить строительство и содержание таких технически сложных кораблей, резко уменьшилось. Все ресурсы уходили на восстановление после затяжных и разрушительных боевых действий. Поэтому тяжелые крейсеры остались на вооружении лишь в трех странах — США, Великобритании и Испании.

Эту ситуацию прекрасно понимали в СССР, где с тревогой наблюдали за растущими амбициями послевоенных США. Американцы уже располагали большим количеством баз в Тихом океане и не скрывали планов по созданию новых в других местах земного шара. Советский Союз не мог мириться с такими амбициями, особенно после начала холодной войны и антикоммунистической истерии.

Атомная лихорадка

Противостояние СССР и США совпало с новой эпохой в истории человечества — атомным веком. С открытием цепной ядерной реакции люди научились создавать как смертоносное оружие, так и один из самых эффективных источников энергии.

В разгар атомной лихорадки ученые и инженеры предлагали устанавливать ядерные реакторы на все виды транспорта — самолеты, поезда, даже автомобили. Однако первыми новые атомные технологии пришли на флот

Несмотря на всю противоречивость идеи, включая огромную стоимость ядерных установок, плюсы — например, практически неограниченная автономность системы — были неоспоримы. Так в США уже в 1955 году появилась первая атомная подлодка USS Nautilus.

В том же году в США начались работы по созданию первого надводного корабля с ядерной силовой установкой. Атомный ракетный крейсер USS Long Beach (CGN-9) был разработан после корейской войны, в которой ВМФ США потеряла 13 кораблей, еще 73 судна получили серьезные повреждения. После столкновения военных судов с реактивными самолетами руководство ВМС пришло к выводу, что артиллерия на борту больше не способна защитить корабль, поэтому одним из главных требований к новому крейсеру было оснащение ракетным вооружением.

USS Long Beach получил зенитные ракетные комплексы средней и большой дальности, а также противолодочные ракеты и торпеды. По факту он открыл новую эпоху в истории флота, став первым в мире ракетным крейсером. Совокупность уникальных конструкторских решений и систем вооружения сделали его одним из сильнейших военных кораблей своего времени. Однако стоимость проекта была слишком высока, поэтому он остался единственным в своем роде, а американский флот сосредоточился на производстве авианосцев.

В СССР работали над похожими проектами параллельно с американцами. Впрочем, дело не пошло дальше эскизов, и в 1959 году работы прекратили, чтобы вскоре снова к ним вернуться уже на тяжелых кораблях.

Проект советского атомного ракетного крейсера должен был стать ответом именно на USS Long Beach (CGN-9).

Как и задумывало военное руководство СССР, суда проекта 1144 «Орлан» превзошли конкурентов во всем

Американский корабль был создан в единственном экземпляре, поскольку оказался слишком дорогим. Советский крейсер, в отличие от него, выпускался серийно. Но куда важнее то, что его создавали позже американского конкурента, а значит, конструкторы имели возможность учесть все его ошибки. В то время Советский Союз существенно обгонял Штаты и в области работы с мирным атомом. Например, советские инженеры уже умели строить ледоколы с атомной силовой установкой. Сделать то же самое, но с тяжелым крейсером они смогли в максимально сжатые сроки.

Город-корабль

Эскизная работа над крейсерами проекта 1144 «Орлан» велась еще в 1964-1969 годах. Тем не менее к техническому проектированию специалисты Северного проектно-конструкторского бюро в Ленинграде приступили только в 1972 году. Задержка объясняется тем, что годом ранее советское правительство решило объединить проект 1144 с проектом 1165 (шифр «Фугас»). Если первый изначально отводили для больших противолодочных кораблей, то второй — для атомных ракетных крейсеров, предназначенных для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами.

Головной крейсер проекта 1144 заложили в 1973 году на Балтийском заводе. Получивший название «Киров» корабль спустили на воду в 1977-м, а флот принял его в 1980-м. Спустя четыре года ВМФ передали крейсер «Фрунзе», в 1988-м — третий тяжелый атомный ракетный крейсер «Калинин». Строительство четвертого корабля — «Куйбышев» — началось в 1986-м и завершилось уже в 1996-м.

Все эти корабли решали сразу несколько задач — уничтожение любых морских целей, ведение огня по наземным объектам, прикрытие от атак с воздуха и даже из космоса

Последняя угроза стала особенно актуальной с развитием космонавтики и появлением у США стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет с дальностью поражения в тысячи километров.

Конструктивно каждый из кораблей проекта 1144 состоял примерно из 1,6 тысячи помещений, 170 из которых были предназначены для персонала. На борту имелись все условия для комфортной службы. У моряков были баня, сауна и душевые, а также медицинский блок с лазаретом и операционной, рентгеновским аппаратом и даже стоматологическим оборудованием. Общая протяженность коридоров на крейсере составляла около 20 километров. Атомная энергетическая установка создавалась на основе ледокольных реакторов КН-3, они могли работать без подзарядки до 11 лет. Мощности такой установки достаточно для обеспечения теплом и электричеством города с населением до 150 тысяч человек, вроде Пятигорска или Керчи.

Созданный советскими конструкторами крейсер и его вооружение по достоинству оценили на Западе. Особого внимания удостоились ракеты «Гранит».

«Одна ракета из всего залпа поднимается выше остальных и предоставляет информацию остальным о работающих радарах в рамках созданной сети. Если эта ракета сбита, ее место занимает другая», — писал обозреватель авторитетного американского журнала The National Interest Кайл Мизоками.

Строительству новых крейсеров проекта 1144 помешал распад Советского Союза. Постройка пятого корабля серии «Дзержинский» была отменена, а головной крейсер «Киров», переименованный в «Адмирал Ушаков», в 2002 году был выведен из строя и сейчас утилизируется.

Тем не менее роль «Адмирала Ушакова» в историческом контексте трудно переоценить. Его появление в восточной части Средиземного моря в 1984 году заставило ВМС США прекратить обстрел побережья Ливана. Так Советский Союз прямо продемонстрировал силу: выход всего одного советского корабля вынудил уйти американский флот, — ни один корабль не рискнул приблизиться к нему ближе чем на 500 километров.

Второй корабль проекта 1144, переименованный в «Адмирал Лазарев», большую часть 1990-х был небоеспособен. Решение о его утилизации было принято в 2021-м.

Таким образом, к настоящему времени у России осталось два крейсера проекта 1144 — бывшие «Калинин» и «Куйбышев», которые переименовали в «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Сегодня первый крейсер проходит модернизацию на Балтийском заводе, а второй находится в строю и, возможно, впоследствии тоже будет модернизирован.

Блестящие походы

В октябре 2016 года «Петр Великий» в составе группы, возглавляемой тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», вновь пришел в восточную часть Средиземного моря — к побережью Сирии. За два месяца присутствия у берегов воюющего государства летчики «Адмирала Кузнецова» выполнили 420 боевых вылетов и уничтожили более тысячи объектов «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация). «Петр Великий» все это время обеспечивал безопасность группы.

Походы российского корабля всегда привлекали к себе внимание зарубежных военных и экспертов.

Обозреватель The National Interest Роберт Фарли заявил, что крейсеры проекта 1144 «могут угрожать интересам США, а также создавать завидный задел для демонстрации российской морской доблести»

Блестящие походы «Петра Великого» автор назвал свидетельством сохраняющейся морской мощи России и подчеркнул, что проходящий модернизацию «Адмирал Нахимов» окажется еще более боеспособным, мощным и современным атомным крейсером.

«Адмирал Нахимов», который модернизируют на заводе «Севмаш» в Северодвинске, должен выйти на ходовые испытания в конце 2023 года. Модернизация корабля предполагает оснащение его новейшим оборудованием и высокоточным оружием большой дальности, включая гиперзвуковые ракеты «Циркон». После сдачи в эксплуатацию ракетный крейсер продолжит выполнять задачи в составе Северного флота.

Сойдя на воду, обновленный «Адмирал Нахимов» кратно увеличит возможности ВМФ России. Фактически корабль будет представлять собой автономный военный город, способный контролировать воздушное и морское пространство в радиусе более 200 километров. На него также ляжет задача отслеживать появление и перемещение вражеских субмарин.

После обновления крейсер будет усилен комплексами ПВО и противолодочными системами. Общий боезапас ракетного вооружения корабля составит около 80 «Калибров-НК», «Ониксов» и «Цирконов». Стоит отметить, что одна только противокорабельная ракета «Циркон» надводного базирования имеет дальность полета до 1500 километров и развивает скорость до 9 чисел Маха, то есть способна поразить противника в считаные минуты.

Также на борту корабля могут быть размещены сразу три вертолета Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Помимо дополнительной защиты крейсера от вражеских кораблей и подлодок, они выполняют спасательные операции и десантируют бойцов на отдаленное побережье. А современный бортовой компьютер сможет самостоятельно оценивать текущую обстановку и прогнозировать ход боя.

Ракетное вооружение модернизированного крейсера впечатляет. «Циркон», по оценке обозревателя The National Interest Марка Эпископоса, «может похвастаться дальностью эффективной стрельбы до тысячи километров, при этом осведомленные источники в оборонной промышленности предполагают, что в идеальных боевых условиях ракета может поражать наземные цели на расстоянии до полутора тысяч километров».

По словам главы «Севмаша» Михаила Будниченко, в 2023 году на крейсере проводятся завершающие работы — отделка кают и кубриков для экипажа. Корабль уже обзавелся мощным ударным вооружением и самыми современными ракетными комплексами.

«Можно сказать, это своего рода дредноут XXI века, набитый самым разнообразным вооружением. После модернизации "Нахимов" будет в разы сильнее, чем крейсер "Петр Великий" этого же проекта, — объясняет военный эксперт Дмитрий Болтенков. — На обновленном крейсере стоит современная система ПВО, имеется большой ракетный арсенал. Такой корабль может уничтожать любые цели — надводные, подводные, береговые и воздушные».

Насчитывающий около тысячи человек экипаж для модернизированного крейсера формируется из специалистов со всех российских флотов — Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского. Подготовка проводится на базе нескольких учебных центров ВМФ. По численности экипажа «Адмирал Нахимов» станет вторым во флоте после находящегося на ремонте авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

«Современный Военно-морской флот России предназначен не для соперничества с ВМС США, а для противодействия ему. Россия остается великой державой, а ее вооруженные силы до сих пор способны создавать превосходство на границах страны», — считают научные сотрудники Центра военно-морского анализа Майкл Кофман и Джеффри Эдмондс.

***

Самым глобальным вызовом, с которым может столкнуться «Адмирал Нахимов» после того, как вернется в строй, станет борьба с авианосными ударными группировками стран НАТО, прежде всего США.

Одна такая группа может включать в себя не менее двух боевых кораблей, атомную подводную лодку и десятки истребителей, размещенных на атомном авианосце. Учитывая корабли снабжения, в таком соединении задействовано более семи тысяч человек. Этот небольшой флот способен контролировать целые зоны Мирового океана, не подпуская к себе никого. Лишь немногие страны, включая Россию и Китай, располагают средствами гарантированного уничтожения такой группировки. Российский «Адмирал Нахимов» — как раз настоящий убийца авианосцев.

Перспектива возможных столкновений вовсе не призрачна. Из-за глобального потепления Арктика становится все более привлекательной для морских перевозок, при том что климатические изменения наверняка будут дестабилизировать мировую политику. Поэтому на Северном морском пути вполне могут появиться непрошеные гости с и агрессивными намерениями. Россия к такому вызову готова.

< Назад в рубрику