Экономика
14:56, 27 сентября 2023

Грузоперевозчиков оценили. У отрасли появился рейтинг надежности. Что скажет бизнес?

Фото: Alba_alioth / Shutterstock / Fotodom

Рынок грузоперевозок кардинально изменили западные санкции, а уход европейских игроков нарушил логистические потоки. Сотни цепей поставок оказались разорваны, издержки компаний на приобретение и обслуживание транспорта выросли в несколько раз, а объемы грузоперевозок снизились из-за ухода части иностранных брендов. Как следствие, проблемы транспортных компаний, связанные с возросшими операционными расходами, дефицитом автотранспортных средств и самих водителей. В этой связи публикация нового рейтинга грузоперевозчиков сборных грузов выглядит как никогда актуальной. «Лента.ру» выяснила, кому лучше доверить транспортировку.

«Все гладко только на уровне консультации. С момента подписания договора на услуги вы будете в постоянном напряжении и нервном треморе. Сроки оказания услуги, как и первоначально озвученная их стоимость, вырастут в арифметической прогрессии (в лучшем случае) к концу вашего совместного пути. Что бы вам ни говорили, своего автопарка у компании нет, пользуются услугами других, более дешевых перевозчиков, скорее всего региональных. Работают за маржу. То есть, можно найти тех, кто самостоятельно осуществляет грузоперевозки, а не пользуется услугами "партнеров"», — пишет Ya-v shoke о своем опыте сотрудничества с транспортной компанией.

«Деньги берут, работу не выполняют. Документы не предоставляют, аванс не возвращают. Обман по поводу страховки. Используют для перевозки транспорт других компаний — субподрядчиков. Никогда не связывайтесь с этой конторкой. Не ведитесь на то, что у них демократический ценник», — жалуется на работу другой транспортной компании kudrineg.

«Обещания коротких сроков доставки. В итоге понесенные убытки, время и нервы, убитые на выяснение ситуации с грузом, попытки получить оплаченные услуги», — делится своей историей на популярном отзовике Export.

Чтобы таких историй, тысячами гуляющих на просторах интернета, стало меньше, организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) опубликовала первый российский рейтинг надежности LTL-компаний (доставка сборных грузов).

В «серой зоне»

Сборные грузы (LTL) — наиболее востребованный сегмент перевозок, когда грузы от нескольких отправителей объединяются в одну машину, чтобы доставить их до различных адресатов. Он же позволяет обеспечивать потребность экономики в перемещении товаров и оказывает непосредственное влияние на все сферы потребительского рынка.

Вместе с этим, как отмечают эксперты ОПИ, значительное число игроков данной сферы находятся в «серой зоне», что влечет множество рисков для общества и государства. Как посчитали общественники, в серой зоне этого бизнеса скрыто до 300 миллиардов рублей неуплаченных налогов. Среди основных нарушений, допускаемых грузоперевозчиками, — манипуляции с НДС, занижение фонда оплаты труда, переработки водителей, сокрытие выручки, дробление бизнеса, отсутствие проверки контрагентов, а также многочисленные нарушения, связанные с проверкой грузов. Сюда же можно добавить рост числа ДТП и снижение качества предоставляемых услуг.

«Эти и другие недобросовестные практики оказывают влияние на рост трафика контрабандной и контрафактной продукции, поступающей на потребительский рынок, а также способствуют возникновению угроз общественной безопасности. Проблема известна ключевым регуляторам. ФНС даже запустил специализированный отраслевой проект по обелению рынка автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания, однако действующие ограничения на проверки сужают возможности надзорных органов», — говорит председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.

Как считали

Рейтинг представляет собой комплексную оценку транспортной компании, как с точки зрения качественных характеристик, так и на предмет экономических, юридических и финансовых рисков. Специалисты смотрели не только выручку, количество терминалов в России и запросов в популярных поисковиках, но и, например, обеспеченность большегрузным и малотоннажным транспортом, посещаемость сайта компании, уровень рисков и многое другое.

В зависимости от этого компании разделили на качественные, сомнительные и рисковые. Так, первые (AA, AB, BA) обеспечивают определенный̆ уровень качества и безопасности при отсутствующих или минимальных рисках. Сомнительные (AC, BB, CA): уровень качества и безопасности ниже, чем у компаний первой̆ группы, при этом число и (или) характер рисков достаточно весомые. Рисковые (BC, CB, CC) дают низкий̆ уровень качества и безопасности. Аналитики отметили, что у третьего типа компаний значительные риски.

Первая буква рейтинга указывает на качественные характеристики деятельности транспортной компании: наличие собственного парка транспортных средств, позволяющего обеспечивать бесперебойную доставку грузов, география работы, обеспеченность кадровыми и финансовыми ресурсами, характер поисковых запросов и посещаемость сайта и так далее. Вторая буква рейтинга указывает на юридическую оценку деятельности компании, наличие налоговых и прочих рисков: длительность работы на рынке, достоверность сведений (о руководителе, учредителях, адресе), заблокированные счета, задолженность по налогам, соответствие уровня зарплаты средней по региону, признаки налоговой оптимизации и прочие факторы.

Всего специалисты включили в перечень 30 грузоперевозчиков. «Для потенциальных клиентов транспортных компаний рейтинг является надежным и объективным ориентиром по выбору контрагента. Для государственных органов — это удобный инструмент принятия необходимых регуляторных и административных решений. Владельцам компаний рейтинг дает возможность независимой оценки их бизнеса и добросовестности менеджмента», — подчеркнули в ОПИ.

Кто есть кто

Единственной компанией в рейтинге, которую отнесли к группе АА, стала компания «Деловые линии». «Имеющиеся у компании ресурсы позволяют эффективно выполнять принятые на себя обязательства. Бизнес характеризуется максимальным уровнем надежности, устойчивости и безопасности», — говорится в описании рейтинговой категории. Выручку компании (52 миллиарда рублей) оценили в максимально возможную 1,00.

Вторую строчку с рейтингом ВА заняла компания «Кит». Имеющиеся у компании ресурсы соответствуют среднему уровню и позволяют выполнять приятые на себя обязательства с определенными рисками для клиента. Компания характеризуется высоким уровнем надежности, устойчивости и безопасности. Выручка группы компаний составила 12,3 миллиарда рублей, а качественная итоговая оценка оказалась равной 1,23 против 3,87 у лидера рейтинга.

В следующую «группу надежности» вошли три компании. Лучшие показатели в ней у ПЭК (рейтинг АС). Имеющиеся у компании ресурсы позволяют выполнять принятые на себя обязательства. Однако на рейтинг оказали негативное воздействие низкий уровень финансовой надежности, устойчивости и безопасности, а также сопутствующие риски. По качественным показателям она заняла второе место с итоговой оценкой 3,27. Аналогичный рейтинг у «Норд Вил». Рейтинг СА заработала «Очаковская логистическая компания» (у компании отсутствуют необходимые ресурсы для выполнения обязательств по перевозке или их количество минимально). Однако в целом она характеризуется достаточным уровнем юридической стабильности.
Остальные 25 из 30 компаний оказались в группе «рисковых». Из них 12 компаний получили самый низкий рейтинг — СС: у них «отсутствуют необходимые ресурсы для выполнения обязательств по перевозке или их количество минимально. Компании характеризует низкий уровень финансовой надежности, устойчивости и безопасности и сопутствующие риски», — отмечается в описании рейтинговой категории.

Конверты и цепочки

Многие компании из нижней части рейтинга или не имеют вовсе, или владеют всего несколькими автомобилями. При этом их оборот близок к миллиарду рублей, а то и превышает эту цифру. Да и в штате у них числится всего несколько десятков сотрудников, что, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что они собирают заказы и передают их другим перевозчикам, в основном физическим лицам или ИП, что повышает вероятность инцидентов с грузами, срывов сроков доставки и так далее.

Так, если, к примеру, у ПЭК более двух тысяч автомобилей, то у «Норд вила» их всего 52, у «Шерпа» — 35, у ТК «Стейл» — 12, а у «Фастранса» машин и вовсе нет, так же, как нет их и у «Азимута».

Другая больная тема — это отношение к водителям. В крупных логистических компаниях жалуются на их нехватку. Дефицит составляет более 20 процентов, из-за чего автопарки частично простаивают. Но из того же рейтинга надежности транспортных компаний видно, что у подавляющего большинства предприятий зарплаты ниже средней по региону. Как говорят эксперты, деньги платятся в конвертах. Отсюда зависимость работника от работодателя и произвол последнего.
Если средняя зарплата в «Деловых линиях» (89 055 рублей) и ТК «Кит» (56 184 рубля) превышает среднюю зарплату в регионе их базирования, в Санкт-Петербурге и Свердловской области соответственно, то у всех остальных представленных в рейтинге компаний она меньше в два-три, а то и в семь-восемь раз.

Также распространенная практика в отрасли — деление бизнеса, когда компании пытаются уйти от налога на прибыль и излишнего внимания проверяющих органов в попытке изменить свой статус как крупного налогоплательщика. Большинство организаций отрасли выстраивает крайне запутанные схемы управления из целой цепочки компаний.

Неутешительные выводы

Эксперты полагают, что транспортные услуги — одна из самых неблагополучных отраслей экономики с точки зрения размера серого рынка и применения нелегитимных методов уклонения от уплаты налогов. Так, например, активисты движения «За безопасный транспорт» при общественной организации «Общественная потребительская инициатива» совместно с региональными управлениями ФНС за первый квартал 2021 года организовали более 269 «контрольных отправок» в 36 регионах России. Мероприятия осуществлялись в отношении крупнейших транспортных компаний, в числе которых «Байкал-Сервис», «Желдоральянс», «Желдорэкспедиция», «Энергия», GTD, Magic Trans. В результате мероприятий было выявлено 111 нарушений налогового законодательства, связанных с сокрытием выручки (невыдача чеков, применение одной кассы на несколько офисов и т. п.), что составляет 41 процент от общего числа покупок.

«Сегодня в транспортно-логистической отрасли все еще работает большое количество серых компаний с запутанными схемами владения, которые не платят налоги, — все для того, чтобы быть незаметными и избегать ответственности. Именно эти компании являются кровеносной системой теневой экономики и в конечном итоге ставят под угрозу потребителя», — говорит Олег Павлов.

Авторы рейтинга обещают обновлять его и дополнять, а все компании могут улучшить свою позицию за счет нивелирования факторов риска. Все это позволит сделать рынок транспортных перевозок прозрачным и цивилизованным.

< Назад в рубрику