Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Безработица, бедность и коррупция. Почему самая развитая страна Африки столкнулась с жесточайшим кризисом?

Фото: Michele Spatari / Bloomberg / Getty Images

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — страна, пережившая многолетнюю расовую сегрегацию и кровопролитную борьбу за лучшее будущее, — через несколько десятилетий после первых парламентских выборов и семи лет непрерывного экономического роста столкнулась с масштабным энергокризисом и высоким уровнем безработицы, неравенства и бедности. Власти обещали поставить страну на ноги, однако политический паралич и коррупция привели к тому, что экономический рост государства серьезно замедлился, а объекты критической инфраструктуры практически развалились. Правительство уверено, что начинать добиваться лучшей жизни для граждан республики следует в следующем, символичном году — по достижении 30-летия с момента перехода к демократии, однако сейчас ситуация выглядит неутешительно. Какое будущее ждет пока еще самую промышленно развитую страну Африки и к чему приведет ее дружба с Россией, покажет время. Радужные перспективы — в материале «Ленты.ру».

Джанго освобожденный

Переломный момент для ЮАР пришелся на ХХ век. 1900-е годы стали для страны периодом жесткого угнетения чернокожего населения, а впоследствии резкого разворота к демократии. В 1948 году в стране воцарилась сегрегационная законодательная система апартеида, которая обязывала людей разных рас проживать и работать раздельно. Приверженцы этой политики хотели создать «Южную Африку для белых», а чернокожее население предлагали лишить южноафриканского гражданства. Однако спустя почти 50 лет политическая повестка развернулась в другую сторону: в 1994 году после долгих лет борьбы с апартеидом к власти пришел Африканский национальный конгресс (АНК), идеей которого было ликвидировать прежний режим и превратить общество в демократическое. Партия правит до сих пор, ее главой и по совместительству президентом страны является Сирил Рамафоса.

Во главе с первым чернокожим президентом ЮАР Нельсоном Манделой правительство пообещало создать эффективную экономику под руководством государства, а также улучшить условия существования угнетенных африканцев. Какое-то время так и было, АНК успешно управлял страной в течение 10-15 лет. С 1994 по 2011 год, по данным властей, ВВП страны вырос на 200 процентов, улучшилась работа некоторых секторов экономики, например, наладилось производство автомобилей и продовольствия.

Однако за богатым десятилетием последовал многолетний период коррупционных скандалов и экономической стагнации. Нынешний президент пришел к власти с обещанием все исправить, но пока не вышло, а народ негодует.

Возмущения добавляет инцидент со спрятанными в диване на ферме президента 580 тысячами долларов, за который главе государства грозил импичмент, а также покупка президентом двух беременных буйволиц за 12,5 миллиона рэндов (0,6 миллиона долларов) в тяжелые времена для страны, где больше половины населения находится на грани бедности.

580
тысяч долларов

было найдено в диване на ферме президента ЮАР Сирила Рамафосы

Сейчас правительство республики едва ли можно назвать успешно борющимся за права чернокожих — из-за низких зарплат, высокого уровня бедности вкупе с безработицей, которая близка к историческому максимуму, ЮАР получила статус страны с наибольшим экономическим неравенством в мире. По подсчетам Всемирного банка, индекс Джини, показывающий расслоение в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными жителями, здесь равен 63,0. Однако последний раз его обновляли в 2014 году — и только на основании официальных заработков, что позволило Словакии занять первое место в мире с результатом в 23,2 балла.

Напоролись

Власти признают, что населению трудно удовлетворять основные потребности из-за растущей стоимости жизни. По открытым данным, в среднем семья из четырех человек тратит в месяц 35,2 тысячи южноафриканских рэндов (около 180 тысяч рублей) без учета арендной платы.

на 18,4 %

выше стоимость жизни в ЮАР по сравнению с Россией

Кроме того, в стране страдают социальные услуги, в том числе образование, водоснабжение и здравоохранение. Проблемы с последним, в свою очередь, привели к самой сильной вспышке холеры за последние 15 лет. Опасная инфекция, которая в значительной степени была искоренена в развитых странах, снова поразила ЮАР в феврале 2023 года и все еще продолжает распространяться. За полгода по всей стране прошло 122 крупных протеста (по итогам года число может стать рекордным) из-за того, что правительство не может обеспечить граждан электричеством и водой, отсутствие которой, скорее всего, и привело к антисанитарным условиям и различным кишечным инфекциям.

Помимо финансовых проблем в стране постоянно растет уровень преступности, а также гендерного насилия и расизма. Люди воруют кабели с железных дорог и заводов, чтобы потом сдать их на металлолом или перепродать, получив хоть какие-то деньги. А преступность и беспредел ставят под угрозу важнейшие объекты инфраструктуры страны. Например, из-за участившихся краж железнодорожники начали ограничивать движение поездов, перевозящих уголь и железную руду, что серьезно тормозит производство наиболее значимого энергоресурса для южноафриканской экономики: на угле работают предприятия, производящие электроэнергию. Страдают также и горнодобывающие компании, которые из-за таких инцидентов лишаются части прибыли.

километры
кабеля

украли воры у крупной южноафриканской железнодорожной компании Transnet SOC за один день

От таких неправомерных действий компании несут миллионные потери. Например, по этой причине крупнейший поставщик электроэнергии в Йоханнесбурге City Power за последний год лишился более 500 миллионов рэндов (26,2 миллиона долларов). Вандализм и саботажи на электростанциях провоцировались в том числе работниками компаний, которые впоследствии предлагали энергогиганту свои услуги, например, по ремонту электростанций или поставке оборудования.

Воровство всего — от медных кабелей до солнечных батарей — и масштабная преступность стали настолько обычным явлением для ЮАР, что в частной охранной отрасли сейчас работает больше людей, чем в полиции и армии вместе взятых.

Усугубляет проблемы сильнейший энергетический кризис, из-за которого граждане находятся без электричества по 10-12 часов ежедневно начиная с ноября. ЮАР испытывает дефицит электроэнергии с 2008 года, а с февраля 2023 года в стране из-за затяжных веерных отключений электричества несколько месяцев действовал режим национального бедствия. Тогда местные СМИ писали, что правительство имеет все необходимые полномочия для урегулирования ситуации и введение особого режима является излишней мерой.

Нехватка электроэнергии подрывает экономический рост страны и постоянно увеличивает эксплуатационные расходы для предприятий. По данным Всемирного банка, в том числе из-за энергокризиса рост ВВП республики замедлился в 2022 году до 2 процентов с 4,9 процента в 2021 году. ЮАР старается бороться с этой проблемой путем строительства дополнительных мощностей для производства электроэнергии. Впрочем, объемы неуклонно растут, страна является крупнейшим производителем в Африке, однако доступность электроэнергии не доходит и до 90 процентов.

Был план, и они его придерживались

Проблемы в энергетическом секторе эксперты связывают в том числе с коррумпированной компанией Eskom — главным производителем электроэнергии среди африканских стран и крупнейшим госпредприятием ЮАР. В конце февраля 2023 года еще действующий генеральный директор Eskom Андре де Рюйтер рассказал, что компания теряет около миллиарда рандов (52 миллиона долларов) в месяц из-за краж и коррупции, при этом сумма ежегодных потерь от воровства соответствует последним годовым убыткам компании. Экс-глава Eskom также раскрыл, что в компанию входит четыре преступных картеля, в числе которых есть высокопоставленный член парламента от АНК, а правительству было невыгодно решать проблему.

Позже было опубликовано расследование, в ходе которого журналисты выяснили, что картели получают огромные деньги, подкупая работников предприятий Eskom, чтобы те делали «призрачные» закупки оборудования. Кроме того, картели платят сотрудникам за саботаж на предприятиях, чтобы потом привлечь своих людей для ремонта станций или поставок комплектующих.

Как работала преступная схема

Работнику электростанции выделяются средства на подкуп других сотрудников и поставщиков техники, менеджер по закупкам оборудования для компании проверяет, сколько техники есть на складе, прячет или перевозит ее в любое другое место, чтобы добавить позицию в список необходимых для закупок товаров. Такая махинация позволяет обосновать запрос на приобретение дополнительной техники для электростанций. Формируют предложение для покупателя исключительно люди, связанные с картелями, а конечным поставщиком всегда оказывается заранее выбранная компания. Зачастую менеджер по закупкам Eskom специально просит ускорить процесс, за что стоимость поставки увеличивается, как и кошельки участников схемы. Позже подкупленные сотрудники службы безопасности компании подписывают документы о проверке полученного оборудования. Однако в действительности в коробках Eskom получает лишь воздух, а спрятанная ранее техника возвращается обратно на свое место.

Тем временем городам приходится тратить средства налогоплательщиков на восстановление инфраструктуры. По словам бывшего мэра Йоханнесбурга Мфо Фалатсе, городу потребовалось 300 миллиардов рандов (16,3 миллиарда долларов) для строительства и ремонта электро- и водоснабжения, а также канализации.

Награбленные миллиарды коррумпированные чиновники и криминальные авторитеты тратят довольно банально: дорогие автомобили по типу Maserati, сумки Louis Vuitton и одежда от всемирно известных брендов. Бывший гендиректор Eskom со ссылкой на источники заявил, что у участников картеля есть необычный ритуал — перед тем, как войти в комнату, они моют руки в виски 15-летней выдержки. «Почему? Потому что они могут», — отметил Де Рюйтер.

Большие надежды

При всех этих проблемах население больше доверяет бизнесу нежели правительству, которое, в свою очередь, пытается исправить ситуацию. АНК подтверждает, что определенные минусы присутствуют, экономический рост затормозился, а достижения сведены на нет. На это указано в одном из последних политических отчетов конгресса, который представил президент страны Сирил Рамафоса. Но в целом власти надеются на лучшее и считают, что уже сделано достаточно много.

Как Африканский национальный конгресс мы гордимся значительным прогрессом, достигнутым Южной Африкой с момента зарождения нашей демократии в 1994 году

Африканский национальный конгресс

АНК также адресовало письмо Bloomberg, в котором сообщает об успехах, достигнутых за это время. В том числе это увеличение числа домохозяйств, пользующихся электричеством госкомпании Eskom, с 400 тысяч домов в 1992 году до 3,3 миллиона в 2003-м. Кроме того, по данным АНК, большинство домохозяйств сейчас расположено в кирпичных домах, причем в 2017 году в таких домах жили 80,1 процента граждан. Однако доля в 2023 году в письме не приводится. Помимо прочего, партия сообщает о достижениях в сфере образования, здравоохранения, в частности, об увеличении продолжительности жизни несмотря на ВИЧ и СПИД. Дефицит бюджета в 2022-2023 годах снизится с 4,6 процента ВВП в 2021-2022-м до 4,2 процента ВВП и достигнет 3,2 процента к 2025-2026 году.

Причем, как считает АНК, уже в 2024 году Южная Африка достигнет важного этапа в современной истории — 30-летия с момента обретения демократии. «Это дает возможность задуматься о переходе нашей страны от апартеидного колониализма к национальному демократическому обществу», — сказано в сообщении. Правительство уверено, что страна должна воспользоваться этим моментом, чтобы «добиться лучшей жизни для всех южноафриканцев и ликвидировать любые остатки апартеидного колониализма».

Выйдет боком

На пути к трудоемкому восстановлению экономики Южно-Африканская Республика пытается заручиться поддержкой других стран. В частности, в последние годы страна приняла решение о нейтралитете в отношении начала боевых действий на Украине. Однако иногда перевес все-таки ощущается. Так, африканская страна постоянно взаимодействует с Россией по политическим и военным вопросам. Президент республики неоднократно выражал восхищение в адрес российского коллеги, например, называя его трудолюбивым человеком, в чем, по его словам, они очень похожи.

Мне очень приятно работать с таким партнером, как вы, потому что я тоже трудолюбивый

Сирил Рамафосапрезидент ЮАР в обращении к российскому коллеге Владимиру Путину

Причем в самой стране неоднократно предупреждали, что энтузиазм южноафриканских властей по отношению к Москве угрожает ЮАР потерей западных партнеров. По данным инвестфонда Stanlib Asset Management, 30,4 процента от общего объема экспортной выручки ЮАР в 2022 году (около 105 миллиардов долларов) пришлись на США и Евросоюз. Bloomberg подсчитал, что от обострения геополитического конфликта и введения санкций за дружбу с Россией страна рискует потерять 32,4 миллиарда долларов экспортной выручки, что эквивалентно 10 процентам ее ВВП.

Кроме того, активное развитие отношений с Россией выглядит странно на фоне тех проблем, с которыми столкнулась ЮАР, заявил в марте исполнительный директор крупнейшего по рыночной капитализации банка страны FirstRand Алан Пуллинджер. Он предупредил, что ЮАР получает намного больше выгоды от торговли с США, Европой и Великобританией, и Россия не сможет их заменить.

Впрочем, пока точно неизвестно, как общение с Россией повлияет на дальнейшее существование ЮАР. В 2024 году в обеих странах ожидается проведение выборов президента, и государства уже делятся друг с другом советами относительно работы системы безопасных выборов. Страны договорились, что для обсуждения этого вопроса главы спецслужб ЮАР посетят Россию в середине августа.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15