Экономика
15:46, 14 июня 2023

«Важнейшее событие деловой жизни страны» Зампред правления Сбера — о целях на ПМЭФ, цифровой и ESG-трансформации

Анатолий Попов: цифровая трансформация всегда попадает в топ-3 приоритетов компаний России
Анатолий Попов
Фото: пресс-служба Сбера

Сбер является активным участником ПМЭФ: только в этом году на полях форума заключат соглашения с примерно 70 корпоративными клиентами и регионами. Подробнее о планах по ним, развитии субъектов страны, ESG-трансформации и работе на индийском рынке «Ленте.ру» рассказал заместитель председателя правления Сбербанка, руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» Анатолий Попов.

«Лента.ру»: Сбер является главным проводником и двигателем цифровизации российского бизнеса. По вашей оценке, хорошо ли компании, ваши клиенты, понимают необходимость цифровизации и насколько готовы инвестировать в цифровую трансформацию? Какие вы бы отметили сдерживающие факторы и как их преодолеть?

Анатолий Попов: Цифровая трансформация финансового сектора уже началась достаточно давно, и, собственно, мы все получаем бенефиты от этой трансформации: не надо посещать отделение и, наверное, уже почти 99 процентов сервисов доступно дистанционно, это очень удобно и экономит самое главное — время. Наши клиенты-предприниматели, очень внимательно следят за трендами. Цифровая трансформация всегда попадает в топ-3 приоритетов работы любой компании России. Да и в мире этот же тренд. И то, что мы делаем в Сбере, — помогаем нашим клиентам осуществлять эту цифровую трансформацию, являемся своего рода проводниками в мир цифры, делясь своими наработками, опытом экспертизы, для того чтобы формировать новый облик предпринимательства в России — более цифровой.

Клиентами Сбера являются свыше трех миллионов предприятий. Понятно, что кто-то самостоятельно проводит цифровую трансформацию, кому-то она не нужна. Какая часть из этих трех миллионов уже стала и потенциально может стать вашим партнером по цифровизации?

У нас есть два крупных трека: мы даем большое количество сервисов предпринимателям бесплатно для того, чтобы просто было удобнее вести бизнес. Это электронный документооборот, сервисы подбора персонала, сервисы, связанные с правовым сопровождением, а также ряд других. Но также мы понимаем, что отраслевая специфика имеет серьезное значение в работе любой компании, то есть понятно, что люди, которые занимаются розничной торговлей и сдачей в аренду коммерческой недвижимости или транспортом, или услугами, — это абсолютно различные сектора, и для них нужны специализированные решения, которые совмещают в себе банковские расчеты, механизмы взаимодействия со своими покупателями или продавцами и, например, бухгалтерское сопровождение всей этой деятельности. Мы делаем так называемые отраслевые режимы для небольших компаний, чтобы фактически давать инструмент для ведения этого бизнеса, который не несет необходимости обращаться каким-то другим сервисам, делать какие-то сложные интеграции. Для крупного бизнеса задача немного другая: там каждый трек цифровой трансформации уникален. Совместно со Сбером сейчас более 700 компаний проходят процессы цифровой трансформации, где мы с самой компанией сначала выявляем потребности, определяем приоритеты, понимаем, какие инструменты нужны для решения этих задач, находим интегратора, который может интегрировать то или иное цифровое решение в действующий цифровой ландшафт компании, и в конечном итоге масштабируем, помогаем масштабировать это решение. Иногда на регион, иногда на федеральные округа, иногда на всю страну.

Каковы ближайшие планы Сбера по развитию в Индии, как будет увеличиваться физическое присутствие банка, какие услуги и сервисы планируете запускать?

Индия — это новое быстрорастущее направление для всей России, и наши клиенты — не исключение. Если брать клиентов, которые сотрудничают с Индией с использованием нашего индийского филиала, — за год это количество выросло более чем в 40 раз и уже составляет более полутора тысяч клиентов. Что делают эти компании? Как правило, находят нужные им товары на индийском рынке, они достаточно недорогие. Поскольку рынок гигантский, можно найти и закрыть любую специфическую потребность. Построены механизмы расчета с использованием индийского филиала, в частности, мы совсем недавно полностью отменили комиссию на продажу рупии тем компаниям, которые хотят что-то закупать в Индии, и продаем ее полностью по курсу ЦБ без какой-либо комиссии. В конечном итоге возможности импорта из Индии очень быстры и удобны, и Сбер является самым эффективным.

Сбер на ПМЭФ-2023 заключает соглашения примерно с 30 субъектами России. В чем суть основной части соглашений, какие новые формы сотрудничества планируются между крупнейшим банком и регионами России?

Вернемся к теме нашего обсуждения — это цифровая трансформация и AI-трансформация, то есть мы помогаем регионам также определить повестки своей цифровой трансформации, какие цифровые сервисы для жителей того или иного субъекта будут внедряться, сопровождаем этот процесс. А с другой стороны, это все, что связано с повесткой ESG, у нас большой совместный фронт работ: это и строительство школ, и улучшение социальной инфраструктуры, и все, что связано с подведением тех или иных коммуникаций. Здесь банк оказывает и финансовую поддержку, и консультационную поддержку по сопровождению достаточно сложных и трудоемких договоров, поскольку мы имеем в этом деле объемную экспертизу.

Каковы ваши ожидания от форума? В каких сессиях планируете принять участие?

Это, наверное, важнейшее событие деловой жизни страны, потому что это место встреч, место подписания важных документов и заключения договоренностей, но самое важное — это место создания новых договоренностей, и если говорить про настроение, то мы чувствуем, что предприниматели — наши клиенты — приезжают сюда с очень рабочим настроением, графики заполнены встречами, и я участвую более чем в пяти сессиях. Уверен, что мы проведем это время очень эффективно, укрепим отношения с нашими действующими клиентами, поможем масштабировать их бизнес, ну и, конечно, найдем новых друзей.

< Назад в рубрику