Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Он чувствовал себя покинутым» ФСБ рассекретила документы о последних днях Гитлера. О чем сожалел и чего боялся фюрер?

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России рассекретила уникальные архивные документы со свидетельствами о последних днях жизни фюрера Третьего рейха Адольфа Гитлера. В них содержатся воспоминания командира минометного полка Артура Шварца, который после пленения сидел в одной камере с Отто Гюнше — адъютантом Гитлера. Гюнше, арестованный в мае 1945 года, рассказал сокамернику о жизни Гитлера и его приближенных в берлинском бункере. О том, как провел последние дни жизни фюрер Третьего рейха, — в материале «Ленты.ру».

Предупреждение: в выдержках из архивных документов сохранена авторская орфография и пунктуация.

«Считаю необходимым сообщить, что 10 мая 1945 года в камеру [тюрьмы НКВД СССР в Москвеприм. «Ленты.ру»] ко мне был помещен штурмбаннфюрер СС (майор) Гюнше 28 лет. В течение последнего года он был адъютантом Гитлера от войск СС. Эту же должность он занимал в 1943 году. С 1936-го по 1941 год принадлежал к личной охране Гитлера.

Его отец офицер полиции и по предположению Гюнше взят в плен русскими в районе Познани. 1 мая 1945 года Гюнше вместе с рядом других командиров СС сделал попытку прорваться, пройдя первоначально по туннелям метро до вокзала Фридрихштрассе, а затем через дворы и проломы до района Панков.

Где они наткнулись 2 мая на советские танки. Им стало известно 2 мая о капитуляции берлинского гарнизона, и так как они не могли собрать солдат для прорыва, то сдались в плен» (Совершенно секретно. Заявление полковника Артура Шварца, 15 мая 1945 года).

«Все понимали, что война проиграна»

Отто Гюнше, будучи адъютантом фюрера Третьего рейха, с автоматом наперевес охранял покои Адольфа Гитлера в его последнем убежище — бункере в саду рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе. Там Гитлер обосновался 16 января 1945 года, и туда же из-за ежедневных налетов союзной авиации перевел весь свой штаб.

При Гитлере в ставке до последнего момента находились министр пропаганды Геббельс с семьей, заместитель Гитлера по партии Борман, имперский руководитель гитлеровской молодежки Аксман, начальник генштаба Крепс, генерал-лейтенант войск СС Фенкетин, который был расстрелян по приговору полевого суда за попытку дезертировать

адъютант Адольфа Гитлера Отто Гюнше

Бункер представлял собой внушительное помещение с толстыми четырехметровыми стенами, расположенное на глубине восьми метров. Его общая площадь составляла около 250 квадратных метров. В отличие от любимой резиденции фюрера — чайного домика на горе Кельштайн, известной как «Гнездо Орла», обстановка в бункере была куда более скромной.

Он состоял из 20 комнат и подсобных помещений с минимальным количеством мебели. Две комнаты занимали последние личные апартаменты Гитлера. Над его диваном-софой висел голландский пейзаж, а над рабочим столом — портрет прусского короля Фридриха Великого, жизнь которого была для фюрера источником вдохновения.

Также в апартаментах находились сейф и кислородный баллон на случай поломки вентиляционной системы или запуска в бункер отравляющего газа. Помещения убежища освещали лампы накаливания, которые в моменты интенсивных артобстрелов начинали мигать. Передвигавшиеся в коридорном мраке люди больше походили на тени.

Хотя все понимали, что война окончательно проиграна, сам Гитлер был убежден, что провидение к нему милостиво — в частности, оно уберегло его 20 июля 1944 года (во время покушения). Это убеждение оказывало на многих такое влияние, что они и в эти дни еще верили в чудо. Но, с другой стороны, все происходившее в Берлине расценивалось как безумие

из показаний полковника Артура Шварца от 21 мая 1945 года

В то, что Гитлера берегло провидение, верил и его адъютант Гюнше. 20 июля 1944 года он находился в кабинете вместе с фюрером, когда раздался взрыв, — в рамках операции «Валькирия» покушение на лидера нацистов устроили офицеры вермахта. Взрывной волной Гюнше выбросило в окно — он был ранен, но выжил. Гитлеру лишь поцарапало руку.

В мае 1945 года, сидя в камере московской тюрьмы, Гюнше с горечью рассказывал полковнику Шварцу, что многие люди перестали верить в победу Германии и отвернулись от фюрера. Но он, Отто Гюнше, оставался верен ему до конца.

Падение рейха

Уже после переезда Гитлера в бункер, к весне 1945 года, положение Германии стало критическим. В ходе начавшейся в январе Висло-Одерской наступательной операции Красная армия к 3 февраля форсировала Одер и оказалась в 62 километрах от столицы Германии.

В феврале была взята столица Венгрии Будапешт, что позволило СССР перебросить значительные силы из Венгрии на Берлинское направление. На Западном фронте 8 февраля 1945 года союзники перешли западную границу рейха и в ходе Маас-Рейнской операции форсировали Рейн.

Это позволило им 22 марта 1945 года закрепиться на правом берегу — в 480 километрах от Берлина. В Италии к 6 апреля германскую группировку серьезно потеснили в Альпах и на северном берегу реки По. Войска Гитлера повсеместно испытывали острую нехватку транспорта, горючего, боеприпасов, медицинских препаратов и продовольствия.

Однако, несмотря на все эти факторы, войска Третьего рейха продолжали контролировать значительную часть страны и представляли собой внушительные силы

К началу 1945 года, по данным советской разведки, силы вермахта насчитывали около 200 дивизий и миллиона штыков. А немецкое военное руководство как могло пыталось затруднить положение сил антигитлеровской коалиции на освобожденных территориях.

Гюнше рассказал, что приблизительно в середине марта по радио было передано обращение Геббельса к населению с призывом создать нелегальную боевую организацию, получившую название «Вервольф». Потом об этом писала печать, хотя организация должна была работать тайно

дополнения к заявлению полковника Артура Шварца от 21 мая 1945 года

Вместе с тем Отто Гюнше отмечал, что никакой единой и тайной подпольной организации у нацистов быть не могло из-за раскола в партии.

Об организации, которая под руководством партии и СС должна была бы после оккупации продолжать работу в подполье, — Гюнше считал это маловероятным, так как между отдельными организациями и их руководителями были слишком большие разногласия

дополнения к заявлению полковника Артура Шварца от 21 мая 1945 года

Гюнше вспоминал, что в ставке Гитлера продолжали надеяться на неизбежный раскол антигитлеровской коалиции. Фюрер ожидал, что союзники при разделе Европы неизбежно схлестнутся в противостоянии, а Германия в такой ситуации сможет заключить мир с Западом для дальнейшей войны против СССР.

Находясь в плену, бывший адъютант Гитлера вспоминал о немецком офицере, который в ходе обмена вернулся из британского плена. Этот офицер рассказывал, что англичане спрашивали его, не согласится ли он при «известных обстоятельствах» сражаться на стороне Англии с большевизмом.

«Берлин оказался покинутым»

16 апреля 1945 года, с началом Берлинской наступательной операции, настроения в бункере стали меняться в худшую сторону. Изменился даже внешний вид Гитлера — он стал неряшлив и часто заказывал себе пироги, крошки от которых окружающие видели у него на усах. Фюрер раздражался и заявлял, что офицеры предали его.

В это же время пропаганда Третьего рейха в лице Йозефа Геббельса продолжала призывать жителей Германии к сопротивлению, рассказывая об ужасах, которые якобы ждут их семьи в руках красноармейцев. Немцев убеждали, что советские войска в Берлине неминуемо попадут в ловушку.

Оборона Берлина была подготовлена слабо. В распоряжении находилось, за исключением фольксштурма, весьма мало частей. Оборона Берлина должна была быть поддержана тремя армиями: Буссе, Венка и Шгейнера. В ставке Гитлера стало известно, что армии Буссе и Венка после установления контакта между собой ушли через Эльбу на запад. Об армии Шгейнера, которая располагалась в районе севернее Берлина, первоначально в ставке было мнение, что она примет бой, но вдруг и эта армия оказалась также за Эльбой. В ставке Гитлера господствовало мнение, что все стремятся на запад и Берлин оказался покинутым и без поддержки

совершенно секретно. Заявление полковника Артура Шварца, 15 мая 1945 года

За четыре дня упорных боев Красная армия овладела ключевым узлом сопротивления на Зееловских высотах. И 20 апреля, когда Гитлер праздновал свой 56-й день рождения, советская артиллерия начала обстрел позиций вермахта в столице Третьего рейха.

В эти последние дни жизни, по воспоминаниям адъютанта Гюнше, Адольф Гитлер вел привычный ему образ жизни. Работал он в основном ночью.

До 13 часов Гитлер спал, затем завтракал и работал на проводе, совещания, примерно в 16:30 Кребс докладывал ему о положении на фронте, затем продолжались совещания. В 21:00-22:00 — ужин, затем до полуночи Гитлер отдыхал, в 2:00 снова проводились обсуждения положения на фронтах, продолжавшиеся до четырех часов ночи. Затем Гитлер пил чай и работал до семи часов утра. Фюрер был вегетарианцем и ел всегда в одиночестве, если не считать особых официальных случаев. Спиртных напитков он, как правило, не употреблял, но время от времени велел подавать коньяк к столу

адъютант Гитлера Отто Гюнше

В день рождения Гитлера, по воспоминаниям адъютанта, в Берлине еще находились и поздравляли его Герман Геринг, Мартин Борман, Кейтель, Йодль и Гиммлер. При Гитлере, как следует из показаний Гюнше, до последнего находился Геббельс и его семья, включая жену Магду и шестерых детей.

Они перебрались в бункер 21 апреля — об этом сам Геббельс попросил фюрера через его секретаршу Юнге. Геринг же уехал вскоре после празднования дня рождения Гитлера — по некоторым данным, вместе с ним выехали около 12 грузовых автомобилей с личным имуществом второго лица Германии.

22 апреля Геринг объявил себя преемником Гитлера, ссылаясь на решение Рейхстага, принятое в момент объявления войны, так как, по его словам, Гитлер был уже не в состоянии принимать нужные самостоятельные решения. Геринг находился в южной Германии и после этого приказа был поставлен под надзор полиции

адъютант Гитлера Отто Гюнше

28 апреля еще одним ударом для Гитлера стали донесения о том, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер попытался вступить от лица Германии в переговоры о капитуляции со странами Запада.

Свадьба в бункере

Еще до начала штурма Берлина войсками Красной армии Гитлер заявил, что он ни при каких обстоятельствах не должен попасть в плен — ни живым, ни мертвым. Немцы планировали перевести ставку в Берхтесгаден, причем первый эшелон ставки направился туда еще до начала штурма Берлина.

В этот эшелон входили почти все адъютанты, так что под конец в Берлине остались лишь Гюнше и Бургдорф. Гитлер не был согласен с этим решением: он считал, что три армии (Буссе, Венка и Шгейнера) еще могут спасти Берлин. Однако штабы и высшие чиновники большинства ведомств Третьего рейха еще до окружения успели сбежать из Берлина на легковых машинах.

Большое влияние на Гитлера оказала телеграмма Геринга, в которой последний назначил себя его преемником, а также известие о самочинных переговорах Гиммлера. Повторные предложения о переносе ставки Гитлер отклонял, сказав, что это не имеет теперь никакого смысла. Гитлер чувствовал себя покинутым партией и своими соратниками

адъютант Гитлера Отто Гюнше

Все собравшиеся в бункере самым активным образом возмущались трусостью и критиковали тех лидеров Третьего рейха, которые сбежали на Запад. Ругали Кейтеля, Риббентропа, Лея и особенно Геринга и Гиммлера. 28 апреля по приказу Гитлера в фюрербункер на танке привезли имперского чиновника для регистрации его брака с Евой Браун.

Свидетелями выступили Геббельс и Борман. О жене Гитлера адъютант Гюнше отзывался уважительно и отмечал, что она не только имела приятную внешность, но прежде всего «была симпатичным человеком, скромным в своих манерах». По мнению Гюнше, фюрер смотрел на себя как на мистическую личность, а жениться решил лишь потому, что задумал суицид.

Молодожены расписались в формуляре, где была строчка о том, что оба «являются лицами арийского происхождения и не страдают наследственными заболеваниями».

«Мои солдаты больше не хотят держаться»

На следующий день после свадьбы произошли два важных события, о которых адъютант Гюнше не знал, но которые ускорили развязку затянувшегося финала Адольфа Гитлера. 29 апреля на прием к фюреру явился генерал СС Монке, командовавший обороной правительственного квартала.

Адъютант Адольфа Гитлера Отто Гюнше

Адъютант Адольфа Гитлера Отто Гюнше

Фото: Public Domain / Wikimedia

Гитлер поинтересовался, сколько еще солдаты смогут держаться. Монке рассказал о большом расходе боеприпасов, запасы которых стремительно заканчивались, и о напоре противника, выдав неутешительный прогноз: «Мы продержимся максимально сутки, мой фюрер, не дольше». Еще одним событием, подтолкнувшим Гитлера к решению свести счеты с жизнью, стало известие о гибели дуче фашистской Италии Бенито Муссолини. После этого Гитлер приказал кинологу отравить его любимую овчарку Блонди, чтобы она не попала в руки к советским бойцам. Кроме того, после предательства Гиммлера фюрер не доверял всему, что связано с СС, и хотел убедиться, что яд из их лабораторий действительно убивает мгновенно. Яд сработал: Блонди погибла сразу, а затем кинолог из винтовки добил ее пятерых щенков.

Гюнше не слышал никаких высказываний, касающихся общей обстановки, развязки или будущего, кроме мнения, что надо держаться до последнего, победить или погибнуть. Наряду с этим Гитлер за последнее время неоднократно говорил о том, что Германии надо было бы идти вместе с Россией, но этого, мол, он сделать не мог, не могла это сделать и партия, это должно принести с собой будущее

дополнения к заявлению полковника Артура Шварца от 21 мая 1945 года

Утром 30 апреля Ева Браун предложила Гитлеру подняться наверх, чтобы последний раз взглянуть на солнце. Но из-за мощнейшего артиллерийского обстрела лидер Третьего рейха так и не решился выглянуть на улицу.

По воспоминаниям пилота Ганса Баура, который был готов вывезти фюрера из Берлина на заправленном самолете, тот отказался от предложения и за пару часов до суицида поблагодарил его за верную службу и подарил портрет Фридриха Великого в исполнении Рембрандта.

Пилот вспоминал, что Гитлер заметно постарел, осунулся, у него дрожали руки. «Мои солдаты не могут и не хотят больше держаться. Я больше не могу этого выносить», — сказал он напоследок Бауру.

«Облили бензином и сожгли»

Гитлер вскоре покончил с собой в убежище имперской канцелярии. Как вспоминал адъютант Гюнше, перед смертью фюрер приказал камердинеру запереть себя. Рядом с телом Гитлера позже найдут пистолет Walther PPK, а рядом с телом Евы Браун — пустой пузырек, где раньше был яд.

В момент их смерти передовые штурмовые роты Красной армии вели бой в 500 метрах от бункера. Первым из комнаты вынесли тело Гитлера — он лежал на носилках, накрытый покрывалом, и Гюнше не видел его лица. Но ноги покойника свешивались с носилок, поэтому адъютант без труда узнал ботинки, носки и брюки того, кому служил годами.

Следом вынесли и тело Евы Браун — с открытым лицом.

Трупы через запасной выход были вынесены во двор, где их положили на костер, облили бензином и сожгли

адъютант Гитлера Отто Гюнше

Когда костер был зажжен, шокированный Гюнше ушел в бункер — он не мог смотреть на горящие тела. На следующий день, 1 мая, адъютант еще беседовал с Геббельсом и его женой, а затем получил приказ на прорыв. Позже ему стало известно о смерти Геббельса, его жены и их шестерых детей от смертельных инъекций.

Так как это сделал фюрер, он не должен был делать. Было бы совершенно немыслимо, чтобы семья Геббельса жила милостью Геринга

Магда Геббельс — на прощание адъютанту Гюнше

После того как 2 мая Отто Гюнше оказался в плену, его доставили в Москву, где он дал офицерам СМЕРШ подробные показания об обстоятельствах гибели Адольфа Гитлера. 15 мая 1950 года военным трибуналом войск МВД Ивановской области Гюнше приговорили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей.

В своем приговоре суд отметил, что «подсудимый Гюнше являлся убежденным фашистом и преданным сторонником Гитлера». Он отбывал наказание в лагере для военнопленных под Свердловском (Екатеринбург) вместе с сыном немецкого олигарха Круппа. Впрочем, условия для немцев были щадящими.

Для заключенных была развернута сеть буфетов и ларьков, где осужденные военные преступники могли купить табак, сахар и хлеб. Им разрешалось получать переводы и посылки из-за границы.

Сам Гюнше привлекался к исправительным работам — в частности, занимался строительством дома культуры в городе Дегтярске

Есть свидетельства, что бывший адъютант Гитлера постоянно дрался и строил сокамерников-генералов, которых обвинял в поражении Германии. Также он подговорил группу заключенных к побегу, но планы были раскрыты охраной лагеря.

Пять лет спустя, в 1955 году, его перевели в тюрьму города Бауцен на территории ГДР, откуда через несколько месяцев он сбежал на территорию ФРГ, где работал до конца жизни в фармацевтической компании. Отто Гюнше скончался в 2003 году в возрасте 87 лет.

***

Берлинский бункер, в котором Адольф Гитлер встретил свою смерть, после раздела Германии оказался на территории ГДР. Изначально обсуждалась возможность превратить его в туристический объект, наподобие бункера «Вольфсшанце», находящегося в Польше. Однако позже в ЦК социалистической единой партии Германии категорически отвергли эту идею. В итоге на месте бункера построили семиэтажное здание, загородившее вид с ближайшей улицы на Берлинскую стену. А в 1988 году это здание за несколько месяцев снесли, а на его месте обустроили детскую площадку и сквер с парковкой.

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru
Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15