Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«В Metaverse можно провести концерт, конференцию или встретиться с друзьями» Как метавселенные захватывают мир

Фото: пресс-служба Сбера

Метавселенные продолжают плыть на волне мирового хайпа. Технологические компании России не отстают и тоже вносят свой вклад в развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Тем не менее само понятие «метавселенная» для кого-то остается чем-то фантастическим. А кто-то воспринимает технологию только как развлечение. Хотя уже сегодня в таком виртуальном мире можно проходить учебные курсы, собирать конференции, покупать одежду для цифрового аватара. О первой российской музыкальной премии в Metaverse, технологиях и перспективах развития в интервью «Ленте.ру» рассказал Максим Козлов, руководитель Sber AR/VR Lab.

«Лента.ру»: Наверняка есть люди, которые когда-то и где-то слышали про метавселенные, но до сих пор не могут разобраться, что это. Давайте объясним простым языком.

Максим Козлов: Metaverse — виртуальное 3D-пространство, где люди взаимодействуют друг с другом с помощью своих цифровых аватаров. Если говорить еще проще — это 3D-сайт. В трехмерном пространстве, которое работает в браузере, можно путешествовать, устраивать вечеринки, выполнять какие-то задания, получать за это награды и многое другое. Пользователь может не просто читать текст или смотреть видеоролик, он может путешествовать со своим аватаром по 3D-мирам с друзьями и открывать для себя совершенно новый опыт. Metaverse не заменяет, а расширяет и дополняет реальный мир. Те вещи, которые мы делаем в офлайне, уже сегодня доступны в метавселенной.

Если речь идет об открытом виртуальном мире, то в первую очередь на ум приходят компьютерные игры с открытым миром: Atomic Heart, Skyrim, Horizon и другие. Чем метавселенная отличается от компьютерных игр и как туда попасть новичку?

Метавселенные в первую очередь могут восприниматься как большая многопользовательская игра. Но это не только игра. Metaverse расширяет возможности пользователя: там он может побывать на конференции, провести какое-то совещание, презентацию или пройти учебный курс в интерактивном формате. А можно посетить виртуальный магазин, чтобы приобрести какую-то технику или узнать о ее характеристиках. Есть случаи, когда в метавселенных люди расписывались в виртуальных загсах или ходили на балет. Причем такие мероприятия могут в реальном времени изменяться, а не быть заскриптованными — как в большинстве игр. Мы видим много возможностей применения виртуального пространства в реальной жизни.
Сегодня Metaverse становится понятной средой и инструментом для молодого поколения. Можно создавать виртуальные миры, в которых и дети, и взрослые могут получать знания и совершенно по-другому открывать для себя контент. По моему мнению, когда информация подается в новом геймифицированном виде, то с большой долей вероятности она останется в памяти дольше, чем контент, который пользователь найдет на обычном сайте или в видеоролике.
Метавселенные сейчас востребованы в музыкальной индустрии и уже используются в мире как неотъемлемая часть шоу-бизнеса. Артист с их помощью может по-новому взаимодействовать со своими фанатами, делиться уникальным контентом, увеличивать число поклонников.

В Metaverse, как и в компьютерных играх, можно «прокачать» своего персонажа — например, приобрести одежду за реальные деньги. Изменилось ли отношение к метавселенным, как сейчас люди тратят в них деньги?

Приведу пример популярной игры Roblox, которую сегодня, в принципе, можно воспринимать как метавселенную. Там создан совершенно понятный маркетплейс, который позволяет покупать скины, эксклюзивные вещи и артефакты, образы для своего аватара. А его апгрейд — это совершенно нормальная потребность виртуального мира. Персонажи должны отличаться друг от друга, быть уникальными. Например, когда в Roblox был концерт Элтона Джона, то можно было примерить цифровые наряды, которые были копией настоящих костюмов певца, а затем приобрести их, чтобы выделяться среди других.

В игре можно зарабатывать баллы, какую-то внутреннюю валюту для улучшения своего аватара, а можно приобретать дорогие и коллекционные вещи за реальные деньги. В дальнейшем такие вещи можно продать или сохранить для коллекции. Сегодня это воспринимается совершенно нормально: все больше людей тратят деньги в виртуальных мирах.

В СберМаркетинге появилось отдельное подразделение для развития и внедрения технологических инноваций для индустрии мероприятий. Какие направления вы развиваете вместе с командой?

В нашей лаборатории мы разрабатываем технологии, связанные с виртуальной и дополненной реальностью. Можно выделить пять основных направлений. Это технологии точного позиционирования AR-графики на реальный мир (AR — дополненная реальность). Далее — создание цифровых копий людей, когда вы можете прийти в Metaverse, пообщаться с фотореалистичной цифровой копией человека и получить какие-то новые впечатления. Третье направление — технологии volumetric video. У нас в России единственная volumetric-студия, которая записывает объемное 3D-видео и переносит точную цифровую копию человека в Metaverse. Еще одно направление — Virtual Production Studio, в которой мы создали очень много онлайн-мероприятий в виртуальных мирах. Пятое направление Metaverse — 3D-платформа, в которой мы объединяем все наши технологии с цифровыми людьми, аватарами, volumetric video, а также с другими направлениями для создания нового пользовательского опыта. Кстати, все наши разработки успешно функционируют и по отдельности. Совместно со СберМаркетингом мы развиваем технологии и предлагаем их клиентам.

Какие проекты реализовал Сбер с помощью технологий дополненной виртуальной реальности?

В нашей лаборатории виртуальной и дополненной реальности работает более 40 специалистов. С момента ее запуска мы реализовали более 50 проектов с технологиями AR/VR. Решения были особенно востребованы в пандемию и период самоизоляции. Сейчас мы видим растущее количество запросов клиентов на наши услуги.

Пожалуй, одним из значимых наших проектов стал Сбер Конф в 2020 году. Спикеров банка вместе с известными актерами, музыкантами, телеведущими мы погрузили в виртуальный мир и там демонстрировали наши сервисы. Они пользовались продуктами Сбера, оценивали происходящие изменения в банке. Получилось очень масштабно.

В 2021 году для пользователей TikTok мы запустили специальный челлендж #СберТанцы. Все желающие могли потанцевать с цифровыми аватарами Филиппа Киркорова и еще одной исполнительницы. В проекте мы использовали технологии AR и volumetric video — захвата трехмерного видео, а его съемки прошли в нашей volumetric-студии.

В прошлом году Сбер провел демодень молодежных и AI-стартапов в первом метапарке для предпринимателей. 20 лучших молодежных команд и десять команд в области искусственного интеллекта представили свои стартапы в формате технологического XR-шоу.

Впервые в России с помощью технологий Сбера популярная радиостанция проведет премию в метавселенной. Какие возможности открывает виртуальная площадка для людей и бизнеса?

Сбер выступил вдохновителем и технологическим партнером музыкальной премии «Новое радио AWARDS — 2023». Это новый опыт для российского шоу-бизнеса. В премии мы используем одновременно три наши технологии. Часть премии будет проходить в разработанной нами Virtual Production Studio, где артисты будут выступать в виртуальных мирах. Также мы готовим специальное выступление ANNA ASTI в метавселенной. Посмотреть клип можно будет в обычном браузере без регистрации и скачивания. Для подготовки церемонии мы также задействовали технологию volumetric video. Чтобы создать музыканта в 3D-пространстве, не хватит обычного видео, которое можно снять на зеленом экране, ведь оно будет плоское. Проблему решает новый формат объемного volumetric video, где 56 камер одновременно снимают музыканта со всех сторон. Таким образом получается объемная модель, которую затем мы помещаем в виртуальный мир.

Вместе с нашими партнерами мы экспериментируем и вносим вклад в развитие и музыкальной индустрии, и Metaverse. У российских артистов появляются новые цифровые каналы коммуникации со зрителями, которые способны привлечь новую аудиторию.

Бытует мнение, что технологии AR/VR развивают в первую очередь для развлечений. Можно ли интегрировать их в работу банка?

Metaverse — инновационный инструмент, который в первую очередь может быть интересен молодому поколению и отвечать его запросам. Люди привыкли пользоваться банковскими услугами в мобильном приложении или интернет-банке. Но Сбер — не только банк. Это крупнейшая технологическая компания, сервисами которой ежедневно пользуется большое число людей. И наша задача — с помощью AR-/VR-технологий повысить инновационность услуг, сделать так, чтобы клиент мог получить уникальный опыт. Мы много экспериментируем и видим перспективы роста такого рода технологий в России и мире.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15