Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Братья навек. Мир отмечает день борьбы с расовой дискриминацией. Какие проблемы остались?

Международный день борьбы с расовой дискриминацией отмечается 21 марта. В этот день в 1960 году полиция открыла огонь и убила почти семьдесят человек в ходе проводившейся в Шарпевиле (Южная Африка) мирной демонстрации в поддержку прав черного населения ЮАР. В тот трагический день были убиты 69 человек (в том числе 8 женщин и 10 детей) и ранены 180 (31 женщина и 19 детей). В память об этой трагедии в 1966 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. В ЮАР эта дата считается государственным праздником.

История вопроса

Расизм сам по себе является продуктом идеологии исключительности стран Запада. Недаром в свое время именно в западном мире появилась теория рас. Колониальная экспансия стран Западной Европы в Африку, Азию и Америку привела к порабощению многих народов. При этом стоит помнить, что католическая и протестантская церкви долгое время обсуждали вопрос считать ли коренное население завоеванных территорий людьми. Католическая церковь оказалась гуманнее, а вот протестанты долго не воспринимали людей с другим цветом кожи как имеющих душу и причисляли их скорее к животным.

Колонизаторы вводили жесткие ограничения и запреты, которые были призваны разделить «белых господ» и покоренных коренных жителей. инородцев. За века существования колониализма многие народы Западной Европы уверовали в свою исключительность и превосходство. До середины ХХ века, несмотря на постулаты гуманизма, в Европе оставались «человеческие зоопарки», где желающим демонстрировались негритянские дети. Даже в США, стране, которая сформировалась во многом именно по причине борьбы с рабством, после получения независимости принципы «страны свободы» действовали только для белых, а чернокожее население и коренные народы подвергались угнетению и дискриминации. Укоренившийся расизм стал идеологическим обоснованием геноцида индейцев, который в XIX веке проводили американские власти.

В России проблем с расовой дискриминацией как таковой никогда не было. Да, были проблемы сословного разделения, но делить людей по цвету кожи никому не приходило в голову. Одной из причин такого отличия от западной позиции, по мнению члена ассоциации историков Союзного государства, эксперта РВИО Александра Макушина, является то, что русская цивилизация и народ формировались в условиях больших территорий, тяжелых климатических условий и малого количества населения.

«Если человек принимал правила общины и действовал на ее благо, то он считался своим», — объясняет эксперт.

Для европейского мира, по его мнению, сложилась другая логика: «Мир европейских буржуа со своим привычным уютом должен был придумать систему взаимодействия с новыми реалиями, когда в Европу стали приходить новые культуры и ценности. Протестантская доктрина богоугодности и стала той основой, из которой выросла проблема расовой дискриминации».

При этом именно СССР в первую очередь выступал за стирание любых граней между расами и национальностями. Позиция советского руководства и населявших страну народов, по мнению декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве России Александра Шатилова, выглядела так.

«Всегда подразумевала под собой интернациональность, что впоследствии передалось и россиянам», — отметил он.

Текущая ситуация

Несмотря на взятый курс на толерантность, западная мысль продолжает не стирать грани, а лишь их увеличивать. Ведь по факту Запад не мыслит категориями равенства. Идеология западных государств не предполагает создания равенства для всех, так как, по их мнению, все могут быть равны только в рамках их правил, а вот те, кто правила не принимают и имеют свою позицию, становятся такими же изгоями, как раньше были люди с другим цветом кожи. Государства Европы, США и британские доминионы продолжают придерживаться идеологических концепций, по которым люди получают определенные привилегии в зависимости теперь уже не от расовых и этнических признаков, а от идеологических.

Псевдоборьба с дискриминацией в странах Запада приводит к «расизму наоборот». Теперь различные европейские и американские структуры пытаются продемонстрировать свою приверженность идеям равенства командным путем, ограничивая в возможностях белое население. По мнению Александра Шатилова, такой подход может привести лишь к эскалации конфликтов.

«Истеричная толерантность провоцирует то, что одна дискриминация придет на смену другой, а один расизм — на смену другому», — отмечает он.

Страны Запада не могут допустить идеи существования общества, в котором расовая принадлежность не будет играть какой-либо значимой роли. Поэтому для соответствия декларируемым принципам Запад может только менять одну систему неравенства на другую. Не меняются в этой структуре только выгодоприобретатели — политические и экономические элиты Вашингтона, Брюсселя и Лондона.

Путь России и перспективы

Как уже говорилось, Россия всегда выступала против расовой и этнической дискриминации, так как с самого начала своего существования русское государство включало в себя представителей различных рас и народов. Но общественная парадигма Руси, а затем и России никогда не предполагала угнетение одних этносов другими. Многие народы добровольно интегрировались с Россией, благодаря отсутствию расовых запретов и ограничений. Полноправными подданными империи были все жители государства. В XX веке СССР являлся локомотивом антирасистского движения в мире. Советское руководство активно поддерживало движения по борьбе с расовой дискриминацией по всему миру, а равенство рас и народов стало частью идеологии и культурного кода государства.

Такая идеология позволяет нашей стране не только сохранять, но и усиливать свои позиции в нынешнее неспокойное время. Если учесть, что нынешняя позиция коллективного Запада по отношению к России, со всеми санкциями и попытками давления на другие свободные государства, поддерживается лишь «цивилизованными» людьми, то рост поддержки от остальной, и при этом существенно большей части населения Земли не кажется удивительным. Россия исключает расовые предубеждения во внешней политике и никогда не мыслила категориями исключительности в отношении других государств, в то время как Европа и США пропагандировали концепцию «цивилизованного западного мира» и «стран-дикарей».

«Исламский мир очень хорошо помнит и крестовые походы, и отношение Запада как к слугам. В Конго хорошо помнят бельгийцев, да и Африка большей частью не забыла помощь СССР. Китай понимает, что Россия — это гарантия от экономического давления со стороны США, Для Индии и многих других стран Россия — это честный арбитр, а не купленный судья в решении межгосударственных конфликтов. С нами можно иметь дело, мы надежные партнеры», — отмечает Александр Макушин.

«Россия и ее граждане не испытывают чувства вины за расовое угнетение, потому что его никогда не было» — считает Александр Шатилов.

По его мнению, такая позиция нашего государства еще больше раскрывает возможности как для России, так и для других стран в борьбе с неравенством и создании гармоничного мира, где дружить можно с кем-то, а не против кого-то.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше