Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Платья из водорослей и обувь из секс-игрушек: как выглядит одежда будущего?

Фото: Dia Dipasupil / Getty Images for NYFW: The Shows

В конце февраля в Милане пройдет Неделя моды, которая считается одной из главных в индустрии. К этому событию известные бренды приготовили роскошные коллекции, однако чаще всего вещи для них сделаны не из самых экологичных материалов. Впрочем, некоторые дизайнеры уже начали думать о том, как минимизировать ущерб природе и использовать при производстве вещей, например, растения или секс-игрушки. О массовости речи пока не идет, но если идея выстрелит и бренды заручатся поддержкой инвесторов, в скором будущем человечество с головы до ног оденется в водоросли. Дары природы — в материале «Ленты.ру».

Токсичные нити

Мир моды, при всей внешней привлекательности, наносит серьезный урон природе. В процессе производства одежды в атмосферу ежегодно поступает 1,7 миллиарда тонн CO2. Это до десяти процентов выбросов от общего объема — больше, чем от международных авиаперевозок и морского транспорта, вместе взятых. На создание вещей из полиэстера и других синтетических тканей ежегодно тратится 70 миллионов баррелей нефти. Попав на свалку, искусственные волокна могут разлагаться столетиями, выделяя ядовитые вещества и парниковые газы, ускоряющие глобальное потепление. К этому добавляется и вред от красителей: процесс окрашивания дает около 20 процентов объема сточных вод в мире. В водоемы попадает и сама одежда: до 35 процентов микропластика в Мировом океане — частицы текстиля.

Для создания вещей необходимы и колоссальные объемы воды: в общей сложности индустрия моды использует 93 миллиарда кубометров в год — этого достаточно для удовлетворения потребностей пяти миллионов человек. К примеру, всего для одной пары джинсов необходим килограмм хлопка, подсчитали в ООН. Хлопок выращивают в засушливых районах, из-за чего на производство килограмма сырья уходит до 10 тысяч литров воды — примерно столько выпивает человек за десять лет. А на хлопковую футболку уходит 2,7 тысячи литров — столько человеку хватило бы на три года. Кроме того, на обработку плантаций хлопка тратится 24 процента всех используемых пестицидов. Эти химикаты отравляют не только насекомых-вредителей, но и почву, воду и атмосферу.

Производство вещей само по себе вредит природе, но немалый вклад в усугубление климатического кризиса вносит и их демонстрация — Недели моды, где люксовые марки показывают новые коллекции. Топовые события индустрии называют «Большой четверкой» — показы проходят в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже.

93 млрд
кубометров

воды в год использует модная индустрия

Мероприятия готовятся заранее, специально для них создаются декорации, которые после дефиле отправляются на свалку. Кроме того, в показах принимает участие множество людей — от моделей и стилистов до специальных гостей и журналистов. Им всем нужно добраться до места показа, в основном они используют самолеты или автомобили. Из-за таких перемещений в атмосферу выбрасывается 241 тысяча тонн углекислого газа — такого объема достаточно, чтобы в течение 58 лет обеспечивать энергией Таймс-сквер.

К тому же для гостей готовят многочисленные подарки, печатают красочные пригласительные, на дефиле и подготовку к ним тратят большое количество электроэнергии. В итоге один показ обходится модным домам в сотни тысяч долларов, а природе — в тонны CO2. При этом самой «грязной» считается Неделя моды в Нью-Йорке: на нее приходится 37 процентов объема выбросов от всех показов. В индустрии проблемы не отрицают, и производители начали активно искать более экологичные материалы, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Спасительная находка

Внести свой вклад в решение климатического кризиса и изменить отношение людей к одежде стремятся не только гиганты индустрии, такие как H&M или Inditex, но и небольшие стартапы. В последние несколько лет многие из них задумались не только о судьбе вещей после попадания на свалку, но и о том, из чего шьют одежду: сегодня синтетические ткани, такие как полиэстер или нейлон, делают из ископаемого топлива, получение которого напрямую влияет на климат.

Некоторые дизайнеры нашли вдохновение в водорослях — впрочем, о массовом производстве речи пока не идет. В 2018 году Шарлотта Маккарди (Charlotte McCurdy) сделала из водорослей биопластик и сшила из него плащ, который поглощает углерод. Вещь изготовили по особой технологии: морские водоросли под воздействием тепла связали в единую массу, которую залили в специальные формы, а затем покрыли тонким слоем воска, чтобы материал не промокал.

Причем выбор пал на плащ неслучайно: таким образом дизайнер хотела обратить внимание на стихийные бедствия, которые с каждым годом происходят все чаще и становятся все более разрушительными. «Я провела массу экспериментов, проанализировала множество технологий и пережила сотни неудач, прежде чем смогла создать чистый однородный пластик, полностью свободный от синтетики и химикатов», — рассказала Маккарди. Плащ из водорослей в 2019 году выставили в Смитсоновском музее дизайна Купер Хьюитт.

Я хочу подчеркнуть, что важно не только то, куда попадают вещи, но и то, откуда они берутся. Сейчас 60 процентов одежды — это, по сути, ископаемое топливо

Шарлотта Маккардидизайнер из Нью-Йорка

Позже вместе с американским модельером Филлипом Лимом (Phillip Lim) Маккарди создала платье. Декор, напоминающий привычные пластиковые пайетки, тоже сделан из водорослей. Блестящие пластины в виде лепестков пришили на биоразлагаемую ткань из растительных волокон. Образ был вдохновлен процессом отражения и преломления света. Коммерческой истории из этого делать пока не хотят, купить вещь можно только по индивидуальному заказу. Маккарди называет его «концептуальным платьем», на примере которого можно продемонстрировать, как может выглядеть будущее с нулевым уровнем выбросов.

В целом водоросли стали для модной индустрии настоящим спасением. Из них делают уже не только одежду, но и красители. В 2016 году израильский дизайнер Ренана Кребс (Renana Krebs) основала стартап Algaeing: компания превращает водоросли в жидкое вещество, которым можно окрашивать ткани. При этом водоросли выращивают на вертикальных фермах, работающих на солнечных батареях, — в отличие от плантаций хлопка, производство не занимает больших площадей и требует на 80 процентов меньше воды. Кроме того, Кребс создала из водорослей пряжу. Дизайнер собирается нести свое творение в массы — она уже получила от инвесторов около пяти миллионов долларов и планирует в ближайшее время привлечь в три раза больше.

Потенциал для моды в водорослях увидели и создатели британского стартапа Vollebak. Еще в 2015 году компания представила футболки из переработанной конопли, окрашенные водорослями. Когда вещь износится, ее можно просто закопать в землю, и через несколько недель она превратится в натуральное удобрение. Вред природе при этом — нулевой. Идеей компании вдохновились некоторые известные предприниматели — в нее инвестировал в том числе сооснователь Airbnb Джо Геббия (Joe Gebbia).

Впрочем, создание вещей из органических материалов — очень затратный процесс, так что говорить о массовом производстве пока не приходится. Как рассказал глава Vollebak Стив Тидбол, создание одной футболки из конопли обходится в 110 долларов. Понятно, что для среднего потребителя это слишком дорого, так что пока стартап делает ставку на знаменитостей, распространяя свою продукцию среди них, чтобы они несли идеи популярности экологичной одежды в массы.

В модной индустрии на фоне экологического кризиса меняется производство не только одежды, но и обуви. Необычное видение представил бренд из Лос-Анджелеса Rose In Good Faith — в коллаборации с компанией Doc Johnson они создали кроссовки из переработанных секс-игрушек. Пара обуви стоила 130 долларов (около 10 тысяч рублей).

241 тысяча
тонн

углекислого газа выбрасывается в атмосферу в течение четырех Недель моды

Идея переработки понравилась и компании Adidas. Несколько лет назад на их заводы начали доставлять собранные на пляжах пластиковые отходы. Бутылки и другой мусор проходили несколько стадий обработки и под воздействием тепла из них получали тонкие нити — материал стал основой для кроссовок и некоторых предметов одежды. Бренд поставил перед собой цель: к 2024 году заменить весь первичный полиэстер переработанным, отказавшись от материалов из ископаемого топлива.

В последнее время все больше производителей печатают обувь на 3D-принтере. Подобные модели представили многие бренды, включая Dior и Reebok в коллаборации с голландской компанией Botter. Однако необычная технология пока еще не стала спасением для климата — напечатанная на принтере обувь, как правило, изготавливается из полиуретана, который получают из ископаемого топлива.

Бесконечная примерка

Еще одна проблема индустрии — перепроизводство. Каждый год появляется более 100 миллиардов предметов одежды, примерно по 14 на каждого жителя планеты. Причем с каждым годом объемы только растут. Так, за 2000 год в мире создали 50 миллиардов предметов одежды, а через 20 лет их станет вдвое больше. Большинство из них попадает на свалки или засоряет реки и пляжи. В идеале выброшенные вещи необходимо перерабатывать и использовать как сырье для новых, создавая замкнутый круг производства и потребления.

На деле в переработку идет незначительная доля выброшенных вещей — всего один процент. Однако существует несколько успешных идей по созданию одежды из мусора. Одним из первых этот метод применил американский бренд спортивной одежды для альпинизма и горного туризма Patagonia — в 1993 году компания начала делать флис из переработанных ненужных вещей. 30 лет спустя ее основатель Ивон Шуинар передал практически все акции (98 процентов) некоммерческой организации Holdfast Collective. Теперь вся ежегодная прибыль в размере 100 миллионов долларов будет направляться на борьбу с изменением климата и защиту природы. Оставшиеся два процента акций ушли в Patagonia Purpose Trust, подконтрольный семье Шуинара.

Земля теперь — наш единственный акционер. Несмотря на свою необъятность, ресурсы планеты небезграничны, и очевидно, что мы превысили их пределы

бренд Patagonia

Похожий проект по переработке вещей несколько лет назад запустила сеть H&M — покупатели могли принести в магазины ненужную одежду и получить взамен скидочный купон на покупку новых вещей. Проект вызвал серьезную критику, так как по факту H&M использовала в новых коллекциях не так много переработанных вещей — в 2016 году показатель составил 0,7 процента. К тому же акция не решала задачу чрезмерного потребления, так как людей стимулировали покупать вещи со скидками.

О последствиях производства огромного количества вещей задумался не только массовый сегмент, но и люксовый. В 2019 году итальянский бренд Prada представил коллекцию Prada Re-Nylon — вещи, преимущественно аксессуары, были сделаны из особого нейлонового волокна. Главной тканью послужил ECONYL, произведенный из переработанного пластика, собранного на свалках и в океане. В будущем материал можно перерабатывать неограниченное количество раз. Через несколько лет экологичную линейку расширили и стали шить из необычной ткани различную одежду. Материалом ECONYL также вдохновился итальянский модный дом Gucci. Из переработанного пластика делали обувь, чемоданы, рюкзаки, кошельки и другие аксессуары.

Хотя модная индустрия пока только в самом начале пути переосмысления производства, но уже активно старается применять новые подходы. Проблема любой новинки, будь то платья из водорослей или футболки из конопли, — высокая цена. Все новое стоит дорого, пока не становится популярным. Главная задача сейчас в том, чтобы создать спрос, ведь в будущем на фоне изменения климата человечеству все равно придется менять свои привычки. Лучше сделать это раньше, чем когда бесконечное загрязнение атмосферы приведет к тому, что на планете не останется даже водорослей для платьев.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше