Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Она открыла женщинам спорт» Как первая в мире олимпийская чемпионка побеждала мужчин и разрушала стереотипы

Фото: Levitsky of Paris / Wikimedia

Вопрос о том, кто из женщин выиграл первую в истории современных Олимпийских игр золотую медаль, долгое время вызывал споры. Сейчас большинство историков настаивает, что это сделала швейцарская графиня Элен де Пуртале. В 1900 году на II Играх в Париже она первой финишировала на соревнованиях по парусному спорту. А ведь до этого на Олимпиады женщин вообще допускали; более того, среди соперников Элен в основном были мужчины. Как эта победа стала возможной и что ждало швейцарку после триумфа — в материале «Ленты.ру».

***

Еще одна претендентка на звание первой олимпийской чемпионки — британская теннисистка Шарлотта Купер, которая также выиграла золото на Играх-1900 в Париже. При этом, по современным данным, Купер является первой женщиной, которая победила на Олимпиаде именно в индивидуальном виде спорта, в то время как Пуртале выступала в составе экипажа, где были мужчины. А гонки яхтсменов в рамках Игр проходили раньше, чем финал женского теннисного турнира.

Похожая ситуация — с американской гольфисткой Маргарет Эббот. Она считается третьей олимпийской чемпионкой вообще и второй женщиной, выигравшей золото Игр в индивидуальной дисциплине. В 1900-м гольфистки разыгрывали олимпийские медали после яхтсменов и теннисисток.

Графиня де Пуртале

Элен де Пуртале — швейцарка американского происхождения. Она родилась в Нью-Йорке в 1868 году в достаточно богатой семье. Ее отец Генри Барби (Henry Isaac Barbey), швейцарец, сколотил состояние, инвестировав в известную американскую железнодорожную компанию Buffalo, Rochester and Pittsburgh Railway, а мать Мэри Лорийяр (Mary Lorillard) принадлежала к очень видному роду. Именно семейство Лорийяр в середине ХVIII века основало первую табачную компанию в США — Lorillard Tobacco Company. Генри хорошо знал английский и в одной из рабочих поездок познакомился с будущей женой. Элен стала их вторым ребенком (всего в семье было семеро детей: пять девочек и два мальчика).

Барби часто бывали на западе Швейцарии, где у них было несколько поместий. Там они проводили время за самыми разными увлечениями, в частности, занимались парусным спортом на озерах. Для главы семейства это было настоящей страстью. Подрастающая Элен наблюдала за отцом и его друзьями, которые могли выходить на воду по несколько раз в день. Несмотря на то что жизнь ее состояла в основном из балов и приемов, Элен все больше интересовалась регатами и вскоре сама стала выходить под парусом.

Хотя в высшем обществе это не вызывало какого-то грандиозного изумления (среди участников гонок, как пишут в ряде источников, была, например, одна из баронесс семейства Ротшильдов), для того времени подобные увлечения юной дамы были, конечно, новаторскими. Тем не менее даже замуж Элен вышла не за кого-нибудь, а за за яхтсмена немецко-швейцарского происхождения Эрмана де Пуртале. Он принадлежал к семье, которой в 1815 году прусский король даровал графский титул. Пара узаконила отношения в 1891-м, и Элен стала графиней. В следующие три года у них родились трое детей: Аликс, Ирен и Жаклин.

Писатель и журналист Ги де Пуртале, автор Journal de la Guerre 1914-1919-й, серии очерков о Первой мировой войне, по неподтвержденной информации, — сын графа Эрмана де Пуртале, но не от Элен

Олимпийское золото

Эрман горячо поддерживал интерес супруги к парусному спорту. Это был человек крайне прогрессивных взглядов. Он участвовал в гонках сам и брал Элен в свою команду — несмотря на то, что парусный спорт требует больших физических сил и солидной подготовки. Вместе они приняли участие в нескольких регатах на Женевском озере, а также в США. К 1894 году, когда стало известно, что во II Олимпийских играх в Париже (I прошли в Афинах в 1896-м — прим. «Ленты.ру») будет разрешено участвовать женщинам, Элен была уже опытной яхтсменкой. Парусный спорт вошел в число видов, куда были допущены спортсменки. Кроме него, это были гольф, теннис, крокет и конный спорт.

Из 997 участников Игр женщин было 22. Соревнования проводились с середины мая по конец октября

Эрман, его племянник Бернар и Элен зарегистрировались для участия в Олимпиаде на яхте «Лерина». Первым стартом в парусном спорте в рамках Игр стали соревнования в открытом классе. Яхты вышли на воду Сены 20 мая 1990 года, через шесть дней после открытия Олимпиады. Кроме «Лерины», швейцарские яхты в турнире не участвовали. В первом старте семейство де Пуртале ждала неудача: они не смогли добраться до финиша.

А вот спустя два дня состоялась первая гонка в классе яхт водоизмещением 1-2 тонны. На старт вышло восемь яхт: семь французских и «Лерина». В двухчасовой гонке швейцарский экипаж опередил ближайших преследователей на яхте «Марта» и финишировал первым. Причем разница во времени была существенная — около двух минут. Таким образом, Элен стала первой женщиной, выигравшей золото современных Олимпийских игр. Других женщин в тройке призеров не было.

При этом есть данные, что на пьедестал Элен в числе экипажа не поднималась: ее медаль забрал Эрман. Причина этого не называется, фотографий с награждения также не сохранилось.

Вообще-то, спустя три дня «Лерина» участвовала и в еще одной регате, также в классе яхт водоизмещением 1-2 тонны. Там де Пуртале закончили гонку вторыми, уступив немецким соперникам (которые, в свою очередь, ранее выиграли серебро гонки в открытом классе).

Однако соревнование проходило не в рамках Олимпиады, а в рамках Всемирной выставки, которая параллельно шла в Париже. Несмотря на то что в некоторых источниках, в том числе и на сайте с официальными результатами Игр, указано, что в активе Элен две олимпийские медали, историки спорят, признавать ли результаты второй гонки. К счастью, предметом их разногласий является серебро, а не золото, поэтому статус олимпийской чемпионки у де Пуртале под сомнение не ставят.

Жизнь после спорта

Победа сделала Элен настоящей звездой, хотя и локальной. Популярность ее распространялась только на высшее женевское общество. Дело в том, что в начале прошлого века новости расходились медленно, а спорт не так интересовал простых людей. Немаловажно и то, что пресса в то время не очень жаловала женщин на Олимпиадах, поддерживая мнение основателя современных Игр Пьера де Кубертена, который считал, что соревноваться должны только мужчины. В швейцарских элитах же витали прогрессивные настроения, более того, там очень любили яхтинг.

Олимпиада с женщинами непрактична, неинтересна, неэстетична и неправильна

Пьер де Кубертен

На Играх Элен было 32 года — даже сейчас это не считается таким уж солидным возрастом для профессионального спорта. И она действительно могла бы еще продолжать карьеру, но Олимпиада в Париже так и осталась для нее главным и единственным по-настоящему крупным соревнованием. В 1904 году в возрасте 57 лет умер Эрман — после этого швейцарка не выходила на старт. По крайней мере, информации об этом не сохранилось. Есть лишь упоминание о том, что пасынок Элен, Ги де Пуртале, кроме литературы, после событий 1900 года также полюбил и парусный спорт.

После смерти мужа Элен якобы жила в одиночестве, о судьбе ее детей нет информации. Она постоянно ездила между своими многочисленными поместьями и жила минимум на два города: Женева и Париж. Муж, по всей видимости, оставил ей крупное состояние, но чем она занималась, кроме посещения и организации приемов, неизвестно. Похоже, она больше не вышла замуж. Зато известно, что прожила Элен довольно долгую жизнь и умерла в 1945 году в возрасте 77 лет. Ее похоронили рядом с мужем, могилы находятся на одном из кладбищ в Швейцарии.

Память потомков

Сегодня швейцарские журналисты и историки по крупицам собирают данные о жизни первой олимпийской чемпионки. В блоге, который ведут сотрудники швейцарского национального музея, указано, что в своих переписках Элен описывала занятия парусным спортом и соревнования, однако пока они не были опубликованы.

Для многих швейцарцев то, что Элен была их соотечественницей, — особый повод для гордости. Ее считают одной из тех, кто позволил другим женщинам задуматься о карьере в большом спорте, заставил с ними считаться, даже когда Олимпиада еще казалась чисто мужским состязанием.

«Элен де Пуртале была отнюдь не просто "пресноводным моряком", которого запомнили только благодаря "удачному улову" в виде золотой медали. Она была из тех, кто проложил женщинам путь для участия в Олимпийских играх. Она была первооткрывателем и олимпийской чемпионкой — это бесспорно», — пишут они.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше