Наследник престола одной из самых богатых стран мира сделал предложение дочери швейцарской медсестры. Девушка не смогла отказаться, несмотря на то, что у нее были совсем другие планы на жизнь. На роскошную церемонию бракосочетания принца Брунея Аль-Мухтади Билла Болкиаха и его избранницы Сары Саллех прибыли лидеры десятка стран, а свою невесту жених показывал народу из золотого Rolls-Royce — любимой машины его отца, султана Хассанала Болкиаха. О роскошной церемонии, которая обошлась в пять миллионов долларов, — в новом материале «Ленты.ру» из серии публикаций о самых дорогих свадьбах мира.
Аристократки, стюардессы, эскортницы
Бруней — одно из богатейших государств мира. Благодарят за это его жители мать-природу, щедро наделившую маленький султанат нефтью и другими полезными ископаемыми. А поскольку восточные владыки всегда любили роскошь, нет ничего удивительного в том, что султан Брунея Хассанал Болкиах живет в поражающем воображение богатстве, которое охотно и постоянно выставляется напоказ.
Его любимый Rolls-Royce украшен золотыми деталями, как средневековая карета. Его любимый дворец Нурул Иман (Дворец веры и света) с золочеными куполами и кровлями, построенный в 1984 году, обошелся казне в 400 миллионов долларов по ценам того времени. Личное состояние султана — одно из крупнейших в мире — в 2010 году составляло 20 миллиардов долларов (примерно 600 миллионов рублей). Но это только часть того, что имелось у Хассанала Болкиаха в начале нулевых, когда Forbes называл его богатейшим человеком планеты. К сожалению, брат монарха принц Джеффри (сибарит, игрок и любитель женщин) лишил родственника этого статуса, растратив 16 миллиардов долларов из государственной казны.
Впрочем, султан тоже любит женщин, тем более что в султанате разрешено многоженство. Старшая супруга Хассанала Болкиаха — Раджа Истери Пенгиран Анак Салеха — его ровесница (оба родились в 1946 году) и в общем ровня мужу по происхождению, поскольку тоже родилась в султанской семье. Салеха подарила мужу шестерых детей (всего их у султана 12), в том числе наследника престола Аль-Мухтади Биллу Болкиаха, и все годы брака остается официальной главной султаншей Брунея.
Параллельно с аристократкой Салехой Хассанал Болкиах обзавелся женой «из простонародья» — стюардессой Мариам Абдул Азиз. В 2005 году Мариам получила официальный развод, вакансию второй жены заняла тележурналистка Азриназ Мазхар Хаким. Она тоже недолго пользовалась своими привилегиями и в 2010 году получила отставку.
Любвеобильность султана не ограничивается законными женами, но о его случайных эскортницах говорят меньше, чем о любовных похождениях его младшего брата. У Джеффри было пять законных жен (сейчас он в браке с тремя из них). Он содержал гарем из нескольких десятков наложниц и тратил невероятные суммы на проституток, в том числе из Европы и Америки (например, его любовницей была Мисс США-1992 Шеннон Маркетик).
На каждую свою свадьбу Хассанал Болкиах тратил несколько миллионов долларов — он вообще любит шумные праздники. Поэтому султанская семья с нетерпением ждала, когда же Аль-Мухтади Билла Болкиах, старший сын султана, официальный наследный принц Брунея с 1998 года, соберется наконец заключить законный брак. Молодому человеку, выпускнику Оксфордского центра исламских исследований, катило уже к 30, а он все еще предпочитал свободную жизнь состоятельного плейбоя. Но страна ждала его наследников.
Идеальная избранница
Говорят, в смешанных браках рождаются красивые дети. Утверждение спорное, но совершенно справедливое в отношении будущей супруги принца Брунея Сары Саллех — дочери швейцарской медсестры и брунейского инженера. Когда девочка появилась на свет — это произошло 9 апреля 1987 года — семья, в которой было уже два сына, жила в Бандар-Сери-Бегаване, столице Брунея. Позже родители Сары перебрались на родину ее матери, в Швейцарию.
Девушка не только выросла красавицей, сочетающей восточные и европейские черты, но и получила прекрасное образование. Помимо неизбежного в современном мире английского, она овладела тремя государственными языками Швейцарии — французским, немецким и итальянским. Кроме того, Сару интересуют биология и океанология, она даже хотела учиться на морского биолога. Однако на пути академических планов встали планы матримониальные.
Саре едва исполнилось 17 лет, когда ей и ее родителям сделали брачное предложение, от которого они не могли отказаться. Муж подруги (по некоторым версиям — еще и дальней родственницы) Сары, приятель наследного принца, показал ее фотографию Билле Болкиаху. Ему так понравилась девушка, что он решил на ней жениться.
Ходили слухи, что у молодого человека не было выбора: отцу-султану не нравилось, что сын встречается с популярной телеведущей и даже подумывает заключить с ней брак
Первая жена будущего султана должна быть безупречна (даже если последующие жены и наложницы безупречностью не отличаются). Поэтому Хассанал Болкиах настоял на знакомстве сына с юной порядочной девушкой. К счастью для обоих, и наследник, и его избранница понравились друг другу. Свадьбу назначили на сотый день после помолвки — на 9 сентября 2004 года.
Скромная свадьба за пять миллионов долларов
На свадьбу будущего султана его отец потратил пять миллионов долларов (140 миллионов рублей в ценах 2004 года). Многие журналисты сделали вывод, что Хассанал Болкиах пожадничал: по масштабам его собственных празднеств это было почти скромно. Невеста получила множество свадебных нарядов в традиционном стиле, поскольку Бруней — страна мусульманская, это были разного цвета хиджабы. Предписанную традицией сдержанность одежды компенсировали невероятно дорогие украшения — кольца, браслеты, ожерелья.
За день до бракосочетания Сара участвовала в традиционной предсвадебной церемонии беринай — рисовании хной на кистях рук будущих молодоженов. Эта «временная татуировка» символизирует пожелание им многочисленного и здорового потомства. На этой церемонии будущая принцесса появилась в национальном костюме из парчи праздничного красного цвета, украшенном золотой вышивкой, в золотом поясе, ожерелье с традиционным орнаментом, с множеством массивных браслетов на обеих руках и в национальном головном уборе из золота с декором из белых цветов. В ушах у невесты были вполне европейские серьги — гигантские бриллианты огранки «сердце».
На следующий день в гигантском зале Нурул Иман, рассчитанном на пять тысяч человек, собралось пятьсот избранных гостей. Султан пригласил на свадьбу сына две тысячи человек, но полторы тысячи из них оказались недостаточно высокого ранга для присутствия на официальной церемонии
Среди почетных приглашенных были эмир Бахрейна Хамад, японский наследный принц (ныне император) Нарухито, саудовские принцы Сауд и Бандар, тогдашний король Малайзии Сайед Сираджуддин и члены всех девяти королевских семей этой страны, президенты демократических соседей Брунея — Индонезии и Филиппин — и главы правительств Сингапура, Малайзии и Таиланда.
Приехал и европейский сановный гость — кузен королевы Елизаветы II герцог Глостерский. И это неудивительно: с 1888 года Бруней был британским протекторатом, а с 1984 года, когда была провозглашена независимость султаната, входит в Британское Содружество наций. Все именитые гости заняли лучшие номера в отеле Empire. Как восторженно писали таблоиды, там позолочено все, что можно, включая унитазные ершики.
Самые роскошные наряды и драгоценности жених и невеста продемонстрировали именно на церемонии бракосочетания. Оба были одеты в синюю парчу: жених — в мундир с множеством медалей и с кинжалом за золотым чеканным поясом (символом его статуса), невеста — в национальный костюм, хиджаб и туфли на каблуках, украшенные золотом и бриллиантами. Голову жениха венчала золотая корона, на невесте поверх головного покрывала красовалась пышная бриллиантовая тиара. Колье невесты и часы были полностью покрыты бриллиантами, и даже букет невесты был сделан из золота, а не из живых цветов. Троны царственной пары, на которых они восседали во время бракосочетания в тронном зале Балаи Синггасана, были покрыты позолотой и обиты желтым бархатом — в цвет национального флага Брунея.
После того как мусульманский священнослужитель заключил брачный контракт и были проведены все свадебные церемонии согласно древним традициям, новобрачные появились на публике: принц должен был символически представить свою новоиспеченную жену народу. Пара ехала в позолоченном Rolls-Royce, который составляет главную гордость гаража султана Брунея. Остальные члены семьи и гости погрузились в машины свадебного кортежа, которых было более ста, и проехали по улицам столицы под тропическим ливнем под приветственные крики подданных, которые махали брунейскими флажками и бросали цветы под колеса машин.
Королевские будни
После свадьбы принцесса Сара Саллех активно включилась в социальную жизнь султаната, поддерживая благотворительные проекты. На официальных церемониях она появляется в хиджабе и традиционных украшениях, но в свободное время и на международных встречах выходит на публику в европейской одежде и даже в тренировочной форме. Так, в спортивной футболке и брюках принцесса пробежала свой этап эстафеты Игр Содружества-2006, который проходил в Брунее в октябре 2005 года.
Позже, впрочем, пробежек стало несколько меньше, потому что принцесса прилежно выполняет свой долг супруги наследника престола и рожает ему собственных наследников. В 2007 году на свет появился первенец пары — принц Муда Абдул Мунтаким, в 2011-м — принцесса Анак Мунира Мадхул Болкиах, в 2015-м — принц Муда Мухаммад Айман и в 2017 — младшая дочь наследника брунейского престола принцесса Анак Фаатима Аз-Захра Райхаанул Болкиах.
Незадолго до рождения Анак Фаатимы принцесса Сара Саллех, находившаяся уже на серьезном сроке беременности, сопровождала в Брунее герцогиню Корнуоллскую Камиллу, нынешнюю королеву-консортессу Великобритании, во время ее официального турне по Азии с мужем, принцем Уэльским Чарльзом (ныне король Карл III). Также наследный принц и принцесса Брунея регулярно совершают визиты, навещая венценосных персон в Азии и Европе. Во время этих приемов Аль-Мухтади Билла Болкиах обычно облачается в смокинг, а его жена — в национальный костюм с хиджабом и бриллиантовой тиарой.