Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Ради этого и были придуманы кинотеатры» В мировой прокат выходит новый «Аватар» Джеймса Кэмерона. Чего от него ждать?

Кадр: фильм «Аватар: Путь воды»

16 декабря в мировой прокат выходит, пожалуй, главный блокбастер-долгострой десятилетия — «Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона. Сиквел самого кассового фильма в истории вновь отправляет зрителей на заселенную голубокожими на'ви Пандору и возвращает 3D в актуальный контекст современного коммерческого кино. Как приняли «Путь воды» ведущие западные критики?

«Заставит прийти в кино каждого»

Джеймс Кэмерон всегда обращался с сюжетом как с прямым следствием той зрелищности, которая требовалась, чтобы его оживить, но антропоценные отношения нарратива и технологий в первом «Аватаре» были неровными: если в предыдущих фильмах режиссера старое и новое неизменно переплетались, то в «Аватаре» новое всего лишь служило занавеской для старого. Что ж, «Аватар: Путь воды», этот сверхъестественный опыт кинопросмотра, кажется настолько превосходящим оригинал как раз потому, что его зрелищности не нужно компенсировать недостатки истории. По классическим заветам Кэмерона, именно спектакулярность эту историю и позволяет рассказать.

Если какие-то элементы завязки «Пути воды» и намекают на то, что аудиторию ждет простой пересказ на новый лад фантастического приключения, которое каждый на нашей планете посмотрел дважды и теперь притворяется, что успел забыть, то любое ощущение дежавю смывается, как только действие «Аватара 2» погружается под воду.

Мы оказываемся в океаническом мире, настолько ясном и реальном, что можно инстинктивно начать задерживать дыхание

Это такое восхитительное, головокружительное, только в кинозале ощутимое возвращение кинематографа аттракционов, которого мы не видели с тех пор, как Годар экспериментировал с двойной экспозицией 3D в «Прощай, речь». Плавания с косяками инопланетных рыб или первая встреча с четырехглазым 90-метровым китообразным тулкуном — эти сцены больше похожи на VR или наркогаллюцинацию, чем на любые CGI-экзерсисы всех остальных современных блокбастеров. Если мы можем влюбиться в этот мир и проникнуться борьбой за его спасение, то почему мы не можем то же самое сделать с нашей собственной планетой?

Дэвид Эрлих, IndieWire

Первый «Аватар» брал очень базовую историю и рассказывал ее настолько зрелищно, что стал обязательным для просмотра и в процессе побил все рекорды проката. Тринадцать лет спустя, уже на фоне совсем иного киноландшафта, Джеймс Кэмерон превзошел себя вновь — «Аватар: Путь воды» это шедевральное упражнение в том, как вновь оживить то подзабытое ощущение чуда и заставить прийти в кино каждого, кто в принципе ходит смотреть фильмы на большом экране. Хотя Кэмерон уже объявил о планах снять еще несколько сиквелов, режиссер вложил в этот 190-минутный эпос столько технической магии, масштаба и размаха, что кажется, будто он снимал как в последний раз, как будто нужно оставить на экране абсолютно все возможное.

«Путь воды» знакомит нас с новой субкультурой народа на'ви — обитателями рифов, обладающими собственными эволюционными особенностями и окруженными уникальной местной фауной.

Теперь и в мире «Аватара» проявляется знаменитая любовь Кэмерона к океану и его исследованиям, увлечение, которое он пестовал со времен вышедшего четверть века назад «Титаника»

Как и в случае оригинала, сюжет «Пути воды» вряд ли можно назвать новаторским — скорее он представляет собой умно сконструированную сборку из трактата о грехах империализма, экофрендли-идей и истории о семейных отношениях: у героев оригинала, Джейка Салли (Сэм Уортингтон) и Нейтири (Зои Салдана), теперь подрастают четверо детей. «Счастье — это просто», — признает Джейк, еще не зная, что человечество, загрязнившее Землю до состояния необитаемости, вот-вот вернется, чтобы вновь осадить этот рай и, словами своего командира-вояки (Эди Фалько), «усмирить непокорных местных».

Брайан Лоури, CNN

«Это самый личный фильм Кэмерона»

Джеймс Кэмерон не умеет в иронию. «Путь воды» во многом похож на своего предшественника — это фильм, искренний до нахальства, размашистый, всей душой влюбленный в изображаемый на экране мир и в то же время до смешного жестокий и мстительный к людям, прибывающим, чтобы этот мир разрушить. Но эта картина лучше оригинала, потому что Кэмерон позволяет себе здесь быть более странным, более свободным. Он всматривается в те детали, от которых большинство типичных современных блокбастеров, включая даже самые гигантоманские, трусливо отворачиваются. Повторяющиеся кадры затмения висят над всем фильмом как проклятье. Сложные, китоподобные существа под названием тулкун наделяются социальными жизнями, предысториями и такими изощренными системами коммуникации, что их диалоги передаются субтитрами. Рэмбо в одежках аватара переживает встречу со своим старым телом — точнее, черепом — в самом странном экранном появлении военной нежити со времен «Универсального солдата 3». Все это не спойлеры — мир этого фильма так велик и так взаимосвязан, что пересказ ни одной из его мелочей все равно не подготовит вас к встрече с ним.

К. Остин Коллинз, Rolling Stone

В прошлом Джеймс Кэмерон не раз говорил о желании после каждого из своих мегаблокбастеров посвящать себя маленьким, более скромным проектам. «Путь воды» доказывает, что режиссеру больше не нужно покидать пределов Пандоры, вымышленной луны в системе Альфа Центавра, чтобы создать нечто, близкое его сердцу. Он способен подминать экранный мир под себя, и в этот раз у него получился самый личный фильм в карьере. Кэмерон всегда был режиссером двойственным: в равной степени технический гик и обниматель деревьев, одновременно человек действия (а точнее, экшена) и мягкосердечный душка. И именно в этом заключается его секрет как шоумена. На Пандоре этот дуализм может раскрыться полностью, не только потому, что здесь он может создавать гигантские фантастические миры и народы духовно связанных друг с другом созданий, но и потому, что тут он может вести битвы, невозможные на Земле. И будьте уверены — именно о Земле в «Аватаре» и идет речь на самом деле. Кэмерон озвучивает свою (и нашу) ярость насчет разрушения мира природы — и реализует фантазию о мести, пусть почему-то и разворачивающуюся на странных берегах далекой галактики, так похожей на галлюциногенное отражение нашей.

Бильге Эбири, Vulture

«Скринсейвер стоимостью в триллион долларов»

Окатывая нас разочарованием, в котором с трудом можно признаваться вслух, новый сырой, оцифрованный до невозможности фильм Джеймса Кэмерона выбрасывается на берег подобно гигантскому бессмысленному киту. История, которой хватило бы на 30-минутный мультфильм, здесь, как будто с помощью AI-программы, рассасывается до трехчасового кино эпической душности. Какими бы технически совершенными ни были визуальные эффекты, они складываются в картину настолько бездушную и инертную, что она отдает даже не зловещей долиной, но зловещей Марианской впадиной. Подводный мир Кэмерона похож на скринсейвер стоимостью в триллион долларов. Куда делись океаническая страсть и приключение таких шедевров, как «Титаник» и «Бездна»? Что мы обнаруживаем здесь, кроме хайтековой суперструктуры? Впечатляюще банальный сюжет отдает детской сказкой без намека на чувство юмора, подростковой драмой без намека на эмоциональную ранимость, экшен-триллером без остроты подлинного вдохновения.

Питер Брэдшоу, The Guardian

«Аватар: Путь воды» — фильм одновременно более экстравагантный и задротский, чем «Аватар», который, к слову, уже был предельно задротским. Подобно своему предшественнику, сиквел всем сердцем стоит за свои убеждения. Он относится к себе с исключительной серьезностью — развивает еще дальше язык на'ви, который Кэмерон так тщательно создавал для оригинала, требует эмпатии к нашим друзьям китам (представленным в виде мифических существ под названием тулкун) и исследует такие важнейшие темы, как «Месть!» и «Семья!» В целом на него приятно смотреть: у Кэмерона определенно есть дар придумывания воображаемой флоры и фауны, этого не отнять. Но он в то же время видит себя коммерчески успешным угодником масс (в конце концов речь о режиссере, использовавшем одну из главных морских трагедий ХХ века как фон для подростковой истории любви). Да, ремесленник из него выдающийся, вот только ценности, им провозглашаемые, консервативны до одубения.

Стефани Захарек, Time

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше