Экономика
10:57, 24 ноября 2022

Арктический маршрут. Как Россия собирается конкурировать за транзит с Суэцким каналом

В России снова появился Главсевморпуть — спустя 58 лет после исчезновения этой легендарной организации. Как и прежде, он будет координировать судоходство в акватории Северного морского пути. Развитие этой важнейшей для России транспортной артерии объявлено одним из национальных приоритетов.

На Севере — плыть!

Северный морской путь (СМП) — это самый короткий водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он включает около 50 портов, порт-пунктов и терминалов на берегах полярных морей. В Арктике особенно велико значение портов как драйверов экономического развития прилегающих районов, поскольку там транспортировка основной массы грузов осуществляется по воде.

Трем миллионам жителей 25 северных субъектов Российской Федерации доставляют морем продукты, медикаменты, топливо, стройматериалы и прочие товары первой необходимости. Ежегодный объем грузовых перевозок по Северному морскому пути только в рамках северного завоза составляет более трех миллионов тонн. Развитие этого маршрута ускорит и удешевит доставку грузов.

Полярные моря служат надежным маршрутом для доставки на мировой рынок российских металлов и энергоносителей и для транзита грузов между Азией и Европой.

Северный морской путь жизненно важен и для освоения арктических территорий, его развитие — ключевое условие успешной реализации проектов по добыче полезных ископаемых. При этом именно освоение месторождений металлической руды, по мнению экспертов, станет драйвером повышения стоимости перевезенных по СМП грузов. В первую очередь речь идет о разработке Баимского месторождение на Чукотке, крупнейшего в мире по запасам золота и меди, и Томторского в Якутии — одного из самых богатых в мире месторождений редкоземельных металлов. Уже в 2021 году твердые полезные ископаемые составили половину стоимости грузов, перевезенных по СМП.

Плановое развитие

Развитие Северного морского пути стало частью национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ). Он определяет системное развитие ключевых элементов транспортной инфраструктуры страны и включает девять федеральных проектов.

В транспортную часть плана, помимо развития СМП, входят такие масштабные проекты, как создание международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и Восточного полигона, железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, высокоскоростных железнодорожных магистралей, морских портов и региональных аэропортов.

КПМИ был запущен по инициативе президента России Владимира Путина для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Северный морской пути и Арктика вошли в число районов защиты национальных интересов России, указано в Морской доктрине России, утвержденной президентом России Владимиром Путиным 31 июля 2022 года. Она определяет национальную морскую политику России, подчеркивая решающую роль морских перевозок для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. По плану развития Северного морского пути, будет налажено регулярное водное сообщение между европейской частью России из портов Санкт-Петербурга и Мурманска и Дальним Востоком, до портов Восточный и Петропавловск-Камчатский.

Ожидается, что развитие СМП повысит привлекательность российских проектов в Арктике для иностранных инвесторов, в первую очередь — из стран Азии. Запланировано, что прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 года составит более 30 триллионов рублей, а прирост налоговых поступлений — 13 триллионов рублей. Предполагается, что бюджетные инвестиции в Арктике будут окупаться за четыре года, и на каждый бюджетный рубль компании инвестируют 15 рублей собственных средств.

Международная альтернатива

Введение санкций против России потребовало расширения маршрутов доставки как для экспорта, так и для импорта. В этом свете развитие Северного морского пути стало одним из ключевых государственных приоритетов. В сегодняшней нестабильной обстановке немаловажно, что СМП проходит исключительно по территориальным водам и экономической зоне России — соответственно, абсолютно безопасен для наших компаний.

К тому же доставка грузов по полярным морям позволит снизить нагрузку с БАМа и Транссиба, так как спрос на перевозки между Европой и Азией превышает пропускную способность железных дорог.

Стратегическое решение о развитии арктической зоны нацелено превратить Северный морской путь в глобальный транспортный коридор, который оттянет на себя часть грузопотоков между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Бурный экономический рост в Азии повышает актуальность решения этой задачи. Главный козырь Северного морского пути — доставка товаров с Востока на Запад по нему короче на 11 дней, чем традиционный маршрут через Суэцкий канал. Реализация меры также предусмотрена национальным проектом «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).

Но чтобы Северный морской путь стал конкурентоспособным для международного грузового транзита, он должен быть безопасным и комфортным. Это значит, что нужно обеспечить на маршруте современную портовую инфраструктуру, стабильную связь, иметь эффективный аварийно-спасательный флот.

План развития Северного морского пути предусматривает создание к 2035 году инфраструктуры, которая позволит ему конкурировать с одним из ключевых мировых маршрутов грузоперевозок — через Суэцкий канал.

В то же время в России сейчас строят ледокольный флот, который обеспечит бесперебойный проход кораблей по СМП. В прошлом году «НОВАТЭК», «Совкомфлот» и «Атомфлот» осуществили исторический сверхпоздний рейс: 5 января судно вышло из порта Сабетта, самостоятельно прошло по восточному маршруту Севроморпути, достигло пункта назначения в АТР, а 19 февраля вернулось обратно в Сабетту в сопровождении ледокола, рассказал специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Госкомиссии по Арктике Владимир Панов.

Целевые установки

О перспективах Северного морского пути можно судить по динамике грузопотока: с 2014 года он вырос более чем в восемь раз — с 4 миллионов тонн до почти 35 миллионов тонн в 2021 году. Активно растет и международный транзит. Если в 2020 году Северным морским путем прошло 52 иностранных судна, то в 2021 году их было уже 75. Прогноз по международному транзиту обещает рост объема грузоперевозок с 2 миллионов тонн в 2021 году до 30 миллионов тонн к 2030 году. Такого эффекта рассчитывают добиться за счет пуска регулярной транзитной линии между европейской частью России и Дальним Востоком.

25 июня 2022 года обкатку этого маршрута начало единственное в мире грузовое судно с атомной силовой установкой — лихтеровоз «Севморпуть». Он отправился в первый субсидируемый каботажный рейс по льготным тарифам по маршруту Санкт-Петербург — Восточный — Петропавловск-Камчатский — Санкт-Петербург. Маршрут охватывает три океана: Северный Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий.

В льготном режиме

Российские грузоотправители смогут оплачивать контейнерные перевозки по Северному морскому пути по льготным тарифам благодаря мерам государственной поддержки. Для стимулирования перевозок по арктическому маршруту выделено отечественным судоходным компаниям, выполнившим в течение года не менее двух круговых рейсов, субсидии на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. На эти цели в трехлетнем федеральном бюджете предусмотрено 560 миллионов рублей ежегодно.

19 мая 2022 года ФГУП «Атомфлот» определено победителем отбора на осуществление каботажных субсидируемых рейсов из европейской части Российской Федерации в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении, проводимого Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. В рамках этой задачи в 2022 году планировалось выполнение двух круговых рейсов из портов, находящихся в европейской части России, в дальневосточные порты.

11 августа экипаж атомного контейнеровоза «Севморпуть» выполнил рейсовое задание первого в 2022 году субсидируемого каботажного рейса, проходившего по маршруту Санкт-Петербург — Мурманск — Петропавловск-Камчатский —Мурманск.

9 октября атомный контейнеровоз «Севморпуть» вышел из порта Санкт-Петербурга уже во второй субсидируемый рейс 2022 года.

30 октября атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» прибыл в акваторию порта Восточный, расположенный в бухте Врангеля залива Находка Японского моря. Переход из Санкт-Петербурга занял 20 дней.

Основные вехи развития Северного морского пути прописаны в плане его развития до 2035 года, утвержденного председателем правительства России Михаилом Мишустиным 1 августа 2022 года. Концепция развития Севморпути была зафиксирована в национальном проекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).

Этот план включает в себя более 150 мероприятий. В числе наиболее масштабных — строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей».

Что вкючает план развития Севморпути

План также предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.

Планируется строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Дикси и Тикси. И конечно, план развития СМП предусматривает строительство ледокольного флота, арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.

Кроме того, поставлены задачи по строительству аварийно-спасательного флота из 46 судов и оснащению арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолетами.

Для гидрометеорологического и навигационного сопровождения судоходства будет создана арктическая группировка космических аппаратов связи, интернета, метеорологии и радиолокации ледовых покровов, которая, помимо этого, позволит оценивать изменения климата.

20 октября 2022 года президент России Владимир Путин поручил правительству установить обоснованный тариф, жесткий график и иные конкурентные условия перевозок грузов по Северному морскому пути.

Оргмоменты

За управление судоходством и развитие инфраструктуры на Северном морском пути с этого года отвечает госкорпорация «Росатом». Она еще в декабре 2018 года получила полномочия инфраструктурного оператора Северного морского пути, но отвечала за него совместно с Министерством транспорта России.

1 августа для управления судоходством и организации деятельности на Северном морском пути в госкорпорации «Росатом» учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» («ГлавСевморпуть»).

«Перед нами стоит задача создать максимально понятные и конкурентоспособные условия судоходства в акватории Севморпути, — пояснил Вячеслав Рукша. — Данная задача ставилась президентом России с учетом всех возросших задач по организации интенсивного судоходства, с обеспечением безопасности и эффективности судоходства всех судовладельцев в акватории СМП. Безопасность движения и коммерческая привлекательность маршрута будут способствовать приходу в Арктику новых компаний. К концу 2024 года Северный морской путь должен работать круглогодично».

Символично, что в этом году исполнилось ровно 90 лет со дня создания первого, советского Главсевморпути, который возглавил знаменитый российский полярный исследователь Отто Шмидт. Название «Главсевморпуть» неразрывно связано с полярными экспедициями папанинцев, челюскинцев и другими героями Арктики. Тот легендарный Главсевморпуть просуществовал до 1964 года, а затем поменял ведомственную принадлежность и название — и вот теперь возродился в новом веке.

Впереди — взрывной рост!

Чтобы сформировать регулярные контейнерные линии на Северном морском пути, предстоит проделать масштабную работу. Сейчас разрабатываются решения по созданию рыночных операторов, способных организовать отправку контейнеров в розницу, нового контейнерного парка. Портовую инфраструктуру необходимо развивать в расчете на взрывной рост объемов грузоперевозок, с учетом потребностей обработки грузопотока с внутренних водных путей при помощи судов класса «река-море».

Залогом безопасной круглогодичной навигации на Северном морском пути служат ледоколы. Два универсальных атомных ледокола мощностью 60 мегаватт — «Арктика» и «Сибирь» — уже построены и работают на трассе Севморпути. В ноябре состоится спуск на воду универсального атомного ледокола «Якутия», а до конца года будет введен в эксплуатацию универсальный атомный ледокол «Урал». На площадке АО «Балтийский завод» продолжается строительство атомоходов «Чукотка» и «Якутия». Правительство приняло решение о необходимости строительства еще двух дополнительных ледоколов проекта 22220 и судна АТО.

На Дальнем Востоке продолжается строительство головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510. Согласно условиям контракта, судно должно быть сдано в эксплуатацию в 2027 году. Еще два ледокола из этой серии — «Урал» и «Якутия» — планируют ввести в строй в ноябре 2022 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Сейчас на российских верфях строятся еще четыре атомных ледокола, их должны сдать до 2027 года.

Кроме того, для реализации арктических инвестиционных проектов запланирована постройка еще 32 транспортных судов ледового класса. Также запланирована постройка 15 газовозов на судоверфи «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.

В планах, опреленных национальным проектом «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) — строительство дополнительных судов для транспортировки продукции инвесторов по Севморпути. Учитывая растущие потребности страны в кораблях для Северного морского пути, «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация выступили с предложением создать в Ленинградской области на острове Котлин новый крупный судостроительный центр.

< Назад в рубрику