Вводная картинка

Свалки севера. Почему в Коми буксует мусорная реформа

Реформа в области обращения с коммунальными отходами в Республике Коми не принесла результата, не реализован ни один инвестиционный проект, а нацпроект «Экология» в регионе рискует быть неисполненным. Почему «Региональный оператор Севера» не справляется с возложенной на него функцией — в материале «Ленты.ру».

«С момента введения реформы в сфере обращения с отходами инфраструктура республики в соответствующей отрасли не улучшилась, не реализован ни один инвестиционный проект, в том числе по инициативе регионального оператора по обращению с отходами», — говорится в официальном заявлении Министерства природных ресурсов Республики Коми.

Очевидно, что сфера обращения с ТКО нуждается в существенной перестройке, необходим вектор развития отрасли, позволяющий решать задачи, поставленные перед республикой в целях достижения общих национальных стратегических целей государственной политики в сфере обращения с отходами, в том числе и национального проекта «Экология»

Екатерина Киселевичминистр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми

Для решения проблемы чиновники решили установить контроль над работой ООО «Региональный оператор Севера», в том числе и со стороны республиканской прокуратуры. Но сможет ли это что-то изменить? Вопрос риторический.

«В безобразном состоянии»

Конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Коми состоялся еще летом 2018 года. Тогда победителем стала «Ухтажилфонд», позднее сменившая свое название на «Региональный оператор Севера». Она должна была взять на себя обязанности по координации всего процесса по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми, который включает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

С началом деятельности регионального оператора в Республике Коми вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появилась отдельная строка «коммунальная услуга по обращению с ТКО». Деньги компания собирала регулярно, но вот с оказанием качественных услуг у нее регулярно возникали проблемы.

Количество обращений от населения по поводу деятельности регионального оператора остается высоким

Минприроды Республики Коми

«Посмотрите какое безобразие уже не первый раз творится на Мира 30. Долго это будет продолжаться?» — возмущается один из жителей Сыктывкара. «У нас на Интер., 40 покрасили краской прогнившие контейнеры с дырами!» — пишет другой. «Мусорка в безобразном состоянии! Рядом детская площадка! Двор Кирова, 46», — негодует третий. «Возле дома на Северной, 100а уже несколько месяцев никто не убирает мусор, который скапливается возле мусорного контейнера», — продолжает четвертый. И таких постов в соцсетях не одна сотня.

Мусорная монополия

Координации процесса по обращению с ТКО за 4 года работы оператора так и не произошло: до сих пор в регионе не организован раздельный сбор мусора, не подано ни одного инвестиционного проекта по созданию инфраструктурных объектов, а территориальная схема обращения с ТКО в республике не соответствует Федеральной схеме, и она не согласована ни с Минприроды, ни с «Российским экологическим оператором». Об этом говорится в документах, поступивших в редакцию «Ленты.ру». Зато весь мусор без переработки хоронится на полигонах, которые уже практически переполнены.

Много претензий к оператору предъявляет антимонопольное ведомство. Еще в начале прошлого года в региональном Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) говорили о злоупотреблении оператором доминирующим положением при проведении электронных аукционов на транспортировку ТКО в 2019 году. Сюда можно добавить его отказ от исполнения контрактных обязательств с транспортными подрядчиками в одностороннем порядке и необоснованное обогащение за счет незаконного расходования денежных средств, получаемых от потребителей услуги по обращению ТКО.

В конце декабря 2021 года начальник регионального УФАС Наталия Гуревская рассказала, что самым напряженным направлением деятельности ведомства стало рассмотрение обращений и заявлений на действия регоператора.

«"Региональный оператор Севера" — единственный хозяйствующий субъект, который занимается обращением с ТКО в Коми. То есть он автоматически является монополистом. В 2021 году на действия регионального оператора поступило более 60 заявлений», — сообщила она.

Рассмотрев обращения, ведомство выдало регоператору 19 предупреждений по факту навязывания потребителям невыгодных условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Из них 14 было исполнено

Основные нарушения касаются навязывания невыгодных условий предпринимателям. Как писал «АиФ Коми», в конце 2020 года и в начале 2021 года регоператор направил юрлицам уведомления о расторжении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и направил им новые, в которых учет ТКО установил по нормативам накопления, а не по фактическому объему. В результате плата за услуги регоператора выросла, в некоторых случаях — в разы. При этом объем вывозимого мусора остался прежним, а новых объектов у бизнеса не появилось.

Где деньги

Так, в 2019-2021 годах в состав тарифной выручки «Регионального оператора Севера» были включены расходы на обновление контейнерного парка, при этом принятые на себя обязательства он не исполнял в полном объеме, но средства с потребителей собирал. При проверке фактических расходов за 2020 год Комитетом Республики Коми по тарифам было установлено, что «Региональный оператор Севера» смог подтвердить фактические затраты в размере 1,1 миллиарда рублей при заявленных 2,08 миллиарда рублей. Об этом говорится в документах, поступивших в редакцию.

За счет тарифной выручки региональным оператором производились расходы на покупку и обслуживание премиальных автомобилей для бенефициарных владельцев компании (Lexus, Land Cryiser), на выплату процентов по договорам займа владельцев компании, на оплату подарков и представительские расходы компании. Итоговая сумма, исключенная из необходимой валовой выручки регионального оператора на 2022 год, составила 550 миллионов рублей

При проверке бухгалтерской отчетности за 2021 год установлено, что по деятельности с ТКО получен доход более 500 миллионов рублей вследствие неисполнения производственной программы в полном объеме. Так, им не соблюдалась периодичность вывоза мусора, отходы не довозились до конечных пунктов размещения — полигонов, а выгружались на промежуточных площадках временного хранения.

При проверке фактических расходов Комитетом Республики Коми по тарифам сумма излишне полученных доходов будет исключена в 2023 году, что повлечет снижение выручки оператора. Следствием этого станет недостаток средств для оказания качественной услуги, возможная остановка деятельности и банкротство регионального оператора.

Игра без правил

Неоднократно нарушал «Региональный оператор Севера» и сами правила обращения с ТКО. Так при их транспортировке он использовал в качестве промежуточных площадок для складирования отходов необустроенные земельные участки. К примеру, в Прилузском районе в селе Объячево объем скопившихся отходов превышает объем завезенных за 11 месяцев более чем в 2 раза. В селе Усть-Кулом временная площадка закрыта в августе 2022 года, но накопленные до ее закрытия объемы до настоящего времени не вывезены.

Оператор регулярно нарушал схему потоков транспортировки ТКО, графики вывоза, а также на протяжении 3 лет подряд не предоставлял профильному министерству банковскую гарантию должного исполнения соглашения, что, по сути, может являться основанием для лишения его статуса регионального оператора. Все эти документы комплексной проверки «Регионального оператора Севера» в настоящее время находятся на рассмотрении надзорных органов Республики Коми и регионального Минприроды.

Проверяла оператора и Контрольно-счетная палата Коми. Она также выявила недостатки при установке единого тарифа на услугу регионального оператора. Например, информация, содержащаяся в экспертных заключениях Комитета Коми по тарифам, не дает возможности оценить обоснованность величины отдельных расходов, учитываемых при расчете тарифа. Согласно выводам КСП, эти факты свидетельствуют о ненадлежащем учете регоператором оказанных услуг, их низком качестве и недостоверности информации, которую компания предоставляет в министерство.

Региональным оператором в Коми недовольны многие, включая первых лиц региона. Но по какой-то причины смены оператора не происходит, несмотря на самые дорогие тарифы и низкое качество

Впрочем, жителей может обнадежить другая новость — еще минувшим летом в республике начала работать дочерняя компания архангельского регионального оператора ООО «ЭкоИнтегратор», к которому в своем регионе претензий нет. О его деятельности подробно писала «Газета.Ru». Компанией установлено более 9 тысяч евроконтейнеров, введено в эксплуатацию более 120 современных мусоровозов, внедрена автоматизированная система «Управление отходами».

Возможно, приход в Коми новой компании позволит изменить ситуацию с мусорной реформой в регионе, и нацпроект «Экология» будет исполнен в срок.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности