Вводная картинка

Смотреть, бояться. Гильермо дель Торо позвал звезд фильмов ужасов снять хоррор-сериал для Netflix. Что из этого вышло?

На Netflix вышел «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» — антология из восьми короткометражных фильмов от создателей популярных хорроров и триллеров. Среди принявших участие в проекте кинематографистов — режиссеры «Мэнди», «Бабадука», «Ганнибала», «Сумерек», а литературными основами сценариев послужили рассказы Говарда Лавкрафта, Генри Каттнера, Майкла Ши и даже самого шоураннера (который еще и мелькает в каждой серии в роли конферансье). «Лента.ру» посмотрела этот мини-сериал и составила рейтинг его эпизодов от худшего к лучшему.

8. «Грезы в ведьминском доме» (Dreams in the Witch House), режиссер Кэтрин Хардвик

Ведущим актерам из «Гарри Поттера» пришлось через многое пройти, чтобы выбраться из прославившего их на весь мир амплуа. Дэниел Рэдклифф играл пердящий труп, Эмма Уотсон снималась в экранизации Ветхого завета, а Руперт Гринт нашел себя в разномастных проектах сериальной индустрии. Для последнего однако попадание в «Кабинет редкостей» оказалось чревато возвращением в Хогвартс — британский актер снялся в «Грезах в ведьминском доме» по мотивам рассказа Говарда Лавкрафта от режиссера первых «Сумерек» Кэтрин Хардвик, и то ли в силу блеклости антуража, то ли из-за состарившейся по всем параметрам истории о неупокоенной душе, оказался единственной более-менее интересной составляющей короткометражки. Поэтому эпизод то и дело выглядит словно температурный кошмар повзрослевшего Рона Уизли — тут и погибающая сестра, и призраки, и запретный лес, и дьявольские силки. Если бы эти аналогии были проведены Хардвик сознательно — цены бы не было этому оммажу. Но мы их здесь, к сожалению, увидели скорее от смертельной скуки, которой веет от этого эпизода.

7. «Модель для Пикмана» (Pickman’s Model), режиссер Кит Томас

Вторая экранизация работ Лавкрафта вышла немного лучше — «Модель для Пикмана» в первую очередь оказалась самым кровавым боди-хоррором в подборке (тут и выколотые глаза, и отрезанные детские головы, и много чего еще), однако ценна короткометражка даже не этим. Рассказ Лавкрафта пестрил описаниями жутчайших полотен кисти своего мрачного протагониста — и в короткометражке режиссера Кита Томаса («Диббук») эти работы получают достойные по кровавости воплощения как на картинах, так и за их рамками. В остальном же эпизод ничем не отличается от массы проходных хорроров — со скримерами, нелогичными поворотами и полной потерей атмосферы ужаса ближе к финалу.

6. «Кладбищенские крысы» (Graveyard Rats), режиссер Винченцо Натали

Энергичный, легкий и мало на что претендующий эпизод от мастера хорроров про замкнутые пространства Винченцо Натали — еще в 1997-м он снял научно-фантастический слэшер «Куб», героев которого поместил в высокотехнологичный лабиринт смерти, а в 2013-м выпустил «Лимб», где персонажи страдали уже во временной ловушке. Герою «Кладбищенских крыс», смотрителю кладбища в исполнении Дэвида Хьюлетта, повезло еще меньше — тот попадает в сеть тоннелей под кладбищем, вырытых крысами. Так что страдающим клаустрофобией и земмифобией эпизод «Кладбищенские крысы» принесет массу ярких ощущений — благо, что пытка продлится недолго, поскольку эпизод оказался самым коротким в антологии.

5. «Лот 36» (Lot 36), режиссер Гильермо Наварро

Куда атмосфернее с замкнутыми пространствами справился оскароносный оператор Гильермо Наварро (работал с дель Торо над «Лабиринтом Фавна») в истории про хранилище с кучей магических редкостей, которое американский ветеран приобретает за бесценок на аукционе. Жуткое хранилище с первых секунд будто кричит о том, что здесь вскоре произойдет что-то страшное. Только вот тупость героев эту грамотно наведенную декорациями атмосферу быстро портит — ну как можно сопереживать спасающемуся от нечисти персонажу, только что в силу своей дремучести эту самую нечисть на себя науськавшего? Впрочем, дель Торо, выступивший автором сценария к «Лоту 36», в этой истории явно сводит личные счеты — однажды он и сам попал в ситуацию, когда ему пришлось выкупать собственные вещи из проданного на аукционе хранилища. Что ж, теперь мы хотя бы знаем, что кинематографист хотел сделать с предприимчивым приобретателем его добра.

4. «Шепот» (The Murmuring), режиссер Дженнифер Кент

«Шепот» режиссера Дженнифер Кент («Бабадук») — вторая серия в подборке, снятая по сюжету самого дель Торо. Эта медленная лирическая история с налетом хичкоковских «Птиц» (и потому — единственный эпизод, в котором бессмысленные выступления мексиканского режиссера в образе конферансье хоть как-то можно оправдать) подкупает прежде всего актерским составом. Тандем Эсси Дэвис и Эндрю Линкольна играет пару увлеченных друг другом и своей работой орнитологов, поселившихся в глуши для наблюдения за мурмурациями. Дом, в котором ученые останавливаются, населен призраками, но те, скорее, оказываются второстепенной, поддерживающей сюжетной линией — на первый план выходит куда более реалистичная трагедия, произошедшая с персонажем Дэвис.

3. «Вскрытие» (The Autopsy), режиссер Дэвид Прайор

Небольшой шахтерский городок в США потрясает серия кошмаров — полусъеденный труп в лесах, пропавшие без вести местные, а тут еще и теракт в шахте, унесший массу жизней. Шериф (Глинн Термен) считает, что эти события связаны, но доказать этого не может. Всю надежду он возлагает на вскрытие трупов, ради которого в город приезжает пожилой патологоанатом (Ф. Мюррей Абрахам). «Вскрытие» из всей подборки больше всего похоже на полноценный хоррор-фильм с интригующей завязкой и напряженным финалом. За час хронометража он успевает из криминального детектива перетечь в жуткий сай-фай триллер, и нагнетание атмосферы приближающегося кошмара тут исполнено в самой выверенной манере.

2. «Просмотр» (The Viewing), режиссер Панос Косматос

Самая стильная короткометражка «Кабинета редкостей» принадлежит Паносу Косматосу («Мэнди»), снявшему разворачивающийся практически в одной комнате эпизод о светлых умах, которые собрались в доме эксцентричного богача (Питер Уэллер). Дорогой виски, джойнты, магический кокаин под вязкую электронную музыку, космический булыжник, по-чеховски висящий на стене золотой автомат Калашникова — «Просмотр» держит невероятную интригу до самого конца, фокусируясь в первую очередь на раскрытии своего разношерстного состава героев (а среди актеров также затесались Эрик Андре и София Бутелла). Эта серия вполне могла бы стать пилотом к полноценному ретро-футуристическому сериалу Косматоса, но оказывается разве что упражнением в психоделическом стиле, который режиссер, впрочем, уже и так демонстрировал в «Мэнди».

1. «Извне» (The Outside), режиссер Ана Лили Амирпур

Звание самой неоднозначной серии «Кабинета редкостей» можно смело отдать «Извне» от режиссера Аны Лили Амирпур («Девушка возвращается одна ночью домой»). Ее, с одной стороны, невозможно смотреть — каждый персонаж, каждый диалог и каждый кадр тут выстроены так, чтобы причинить зрителям если не боль, то невероятный дискомфорт. Она начинается как приторная, заезженная рождественская басня о важности принятия себя — героиня Кейт Микуччи готова буквально содрать с себя кожу, чтобы поменять свою личность и сдружиться с женским рабочим коллективом в банке. Эпизод основан на веб-комиксе Эмили Кэрролл, рассказывающем довольно однозначную боди-позитивную страшилку о жертве консьюмеризма — и многие западные критики в «Извне» увидели ровно такую же историю. Только вот Амирпур в работе с первоисточником искусно избегает очевидной морали, которая напрашивается с самых первых секунд эпизода, и, заканчивая эпизод лучезарным хэппи-эндом, дает простор для альтернативных трактовок. Так что история о важности принятия себя таким, какой ты есть, одновременно оказывается историей о том, что если твоя жизнь тебя ну совсем уж не устраивает, то с этим, вероятно, что-то следует сделать. В любом случае, если говорить о редкостях, то «Извне» на фоне остальных короткометражек стоит на самом видном месте кабинета дель Торо.

***

«Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» вряд ли кого-нибудь сумеет по-настоящему напугать — быть может, он вышел бы куда страшнее, если бы не брал за основу старые литературные страшилки. У ужасов все-таки есть срок годности — зрители с годами и поколениями матереют и закаливаются. Впрочем, альманах едва ли ставил перед собой такую задачу — большинство эпизодов здесь вдохновлены эстетикой классических хорроров и триллеров и воспринимаются как путешествие по жанру, в котором именитые режиссеры практикуют новые трюки или поднимают из небытия давно забытые. И это путешествие, учитывая высокие рейтинги «Кабинета редкостей», скорее всего, продолжится и во втором сезоне.

Сериал «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (Guillermo del Toro's Cabinet of Curiosities) вышел на Netflix

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа