Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Сидим возле печки и сочиняем» Как музыканты из сибирских деревень покорили американцев и европейцев

Фото: Предоставлено группой «OTYKEN»

Группа OTYKEN — выходцы из маленьких северных деревень. Используя народные инструменты, они создают этническую музыку в современной обработке. Ее участники — представители малых народов Севера. В своих клипах они стараются передать атмосферу родных мест. Зачем они взяли в руки инструменты? Как на их клипы реагирует коренное население и почему группу так ценят в зарубежном сегменте YouTube? В поисках ответов на эти вопросы «Лента.ру» поговорила с барабанщицей группы Хакайдой и продюсером Андреем Медоносом.

Группа OTYKEN зародилась на Севере России, в Красноярском крае. Ее создал директор музея этнографии Андрей Медонос в 2019 году: он собрал коллектив из представителей коренных народов Сибири — чулымцев, кетов и селькупов.

В группу OTYKEN входят чулымцы, кеты и селькупы. Что это за народы?

Чулымцы — тюркский народ, один из коренных малочисленных народов России. Их название происходит от реки Чулым, притока Оби. Они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. По данным на 2010 год их было 355 человек. Чулымцы говорят на чулымском языке, они приняли православие, однако до сих пор сохраняют некоторые традиции шаманизма. В начале развития очень важным для чулымцев было рыболовство, поэтому они создавали свои поселения в основном на берегах рек и озер. Зимой чулымцы занимались охотой, и к началу XX века основным для них стал пушной промысел. Еще чулымцы хорошо обрабатывали дерево, создавали из него посуду, мебель, лодки, нарты, лыжи, луки и самострелы. Сегодня большая часть чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

Кеты — малочисленный народ, живущий на севере Красноярского края. По данным на 2010 год в России их насчитывалось 1219 человек. Они используют кетский язык, последний живой в енисейской семье языков. Другие родственные ему языки (пумпокольский, аринский, ассанский) исчезли еще в XVIII-XIX веках. В основе вероисповедания кетов лежит анимизм — они верили в существование духов и одушевленность природы, однако после прихода в Сибирь русских начали принимать христианство. В 1607 году кеты вошли в состав Московского государства, до прихода русских они жили родоплеменным строем, однако быстро освоили металлургию. Основным занятием кетов были охота и рыболовство.

Селькупы — коренной малочисленный народ, живущий на севере Западной Сибири. По данным переписи 2010 года, в России их насчитывалось 3649 человек. В основном они живут на севере Томской и Тюменской областей, а также в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. Их язык — селькупский, по состоянию на 2010 год общее число говорящих на нем составляло 1023 человека. В основе верований селькупов лежат анимизм и шаманизм, однако они тоже принимали православие. Селькупы занимались охотой и рыболовством, а у ненцев и эвенков переняли оленеводство.

Название OTYKEN произошло из тюркского языка и означает «священное место, где воины складывали оружие и вели переговоры», оно упоминалось в легендах и преданиях.

Как рассказала «Ленте.ру» барабанщица группы Хакайда, все участники OTYKEN из маленьких деревень, практически не тронутых цивилизацией, где полагаются лишь на свое подсобное хозяйство: местные жители умеют не только колоть дрова, но и собирать мед, охотиться и рыбачить.

Участники группы собираются в городе, чтобы провести репетиции. Свои песни они поют на хакасском, чулымском и русском языках.

40
человек

в России считаются носителями чулымского языка

По словам Хакайды, коренные жители относятся к творчеству группы без особого негатива.

Свои клипы участники снимают на фоне местной природы и родных северных пейзажей. В роликах они одеты в аутентичные костюмы и используют народные инструменты — бубны, варганы, флейты и огромные барабаны. Костюмы участники группы придумывают сами — за основу берут традиционные элементы, но добавляют что-то современное. В клипах они часто одеты в шкуры животных, наряды их украшены перьями и традиционным орнаментом.

Изначально треки группы звучали более аутентично, однако затем коллектив начал экспериментировать и смешивать разные жанры, сохраняя при этом этнические мотивы и песни. Сейчас OTYKEN выступает в жанрах r’n’b, рэп и рок, используя, помимо привычного вокала, горловое пение.

«Творчество в любом виде должно развиваться, потому что главное — чтобы это жило, развивалось и шло дальше, а не оставалось в статичном состоянии», — говорит Хакайда.

Музыку пишет художественный руководитель и продюсер группы Андрей Медонос. Он рассказал, что коллектив берет за основу звучание народных инструментов, а затем добавляет к ним электронную обработку. Мастерингом и сведением занимается звукорежиссер Дмитрий Кружковский.

«Мы используем звучание народных инструментов в электронной обработке. Я сочиняю песни с еще одним музыкантом из группы, а группа занимается только исполнением. Сочиняем мы в компьютерной программе, сидим возле печки с ноутбуком — и сочиняем», — говорит Медонос.

Участники группы надеются, что своим творчеством пробудят интерес к культуре малых народов Севера.

Наша цель в том, чтобы люди, которые никогда не интересовались этнической музыкой, полюбили ее, слушая нас

Андрей Медонос основатель OTYKEN

Их видео на YouTube собирают десятки миллионов просмотров, и под каждым из них тысячи восторженных комментариев иностранных пользователей.

По словам Медоноса, группу часто приглашают на международные национальные конкурсы и шоу, но поехать получается далеко не всегда.

«Я директор этнографического музея. Раньше очень много иностранцев приезжало, и они просили, чтобы кто-нибудь поиграл на бубне или на варгане, им интересны были представители коренных народов. Иностранцы, когда в Сибирь едут, не хотят смотреть какой-нибудь балет или эстраду нашу слушать, их интересуют конкретно коренные народы. Для них это экзотика, они прямо плачут. У нас в музее есть зал небольшой, где они выступают и репетируют. Так что группа создалась, что называется, по запросу: есть спрос — есть и предложение. Есть спрос — туристы, бизнесмены, исследователи приезжают и просят: дайте нам, — вот я и привез двух девчонок из деревни. Они спели, я смотрю — очень хорошо зашло! Потом еще. И еще».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше