Экономика
10:41, 26 октября 2022

Вот это мощь. В России нашли способ вдвое увеличить мощности БАМа и Транссиба. В чем секрет нового мегапроекта?

Сибирь и Дальний Восток стали транспортно доступнее, перевозка грузов и пассажиров по железным дорогам заметно ускорилась. Достигнуты цели первого этапа развития БАМа и Транссиба: построили и запустили в работу все объекты, обеспечившие прирост провозной способности Восточного полигона до 144 миллионов тонн в год.

Попадание в цель

Мощности БАМа и Транссиба по перевозке грузов к 2024 году должны почти удвоиться по сравнению с 2012-м. За 12 лет провозную способность Восточного полигона запланировано увеличить с 97 миллионов до 180 миллионов тонн в год. Эту задачу решат в запланированный срок. Провозная способность железных дорог на востоке страны уже выросла до 144 миллионов тонн в год, что стало достижением целевого показателя первого этапа развития БАМа и Транссиба, заложенного в национальном проекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ).

Реализация КПМИ была запущена по инициативе президента России Владимира Путина для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Национальный проект определяет системное развитие ключевых элементов транспортной инфраструктуры страны: модернизацию и расширение объектов железнодорожной инфраструктуры, региональных аэропортов, морских портов, Севморпути и строительство федеральной трассы М-12.

Это позволит увеличить пропускную способность железных дорог и обеспечить бесперебойное движение поездов, чтобы нарастить объем грузоперевозок и своевременную доставку грузов для Азиатско-Тихоокеанского региона.

На модернизированных участках БАМа и Транссиба грузовые поезда уже идут в новом, более интенсивном режиме: с более высокой допустимой скоростью и уменьшенными интервалами. Кроме того, стало возможным увеличить массу поездов, чтобы повысить пропускную способность железных дорог. Поезда массой 7100 тонн становятся новой нормой на Транссибе и БАМе. Только за первое полугодие их проследовало более 8 тысяч (плюс 68 процентов). Это позволило дополнительно вывезти 1,8 миллиона тонн грузов.

Реализация потенциала

Модернизация Восточного полигона повысит эффективность перевозок грузов и пассажиров, снабжение товарами Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Повышение транспортной доступности повысит инвестиционную привлекательность регионов, прилегающих к БАМу и Транссибу. Помимо освоения и переработки полезных ископаемых, драйверами роста станут производство и передача электроэнергии, логистика и складские услуги.

Создание большого количества новых рабочих мест простимулирует развитие социальной инфраструктуры, чтобы можно было привлечь людей из других мест комфортными условиями жизни.

Чем проще и быстрее можно будет путешествовать до Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, тем больше возможностей появится там для развития туризма. Природные достопримечательности этих мест привлекают многих россиян, и чем проще до них будет добираться, тем быстрее будет расти туристический поток.

По своему географическому положению магистрали Восточного полигона — ключевые транспортные артерии между Европой и Азией. Например, запланировано увеличить транзитный контейнеропоток на маршруте в четыре раза.

До рекордных семи суток должен уменьшится срок доставки грузов из Азии в Европу по Транссибирской магистрали после завершения модернизации Восточного полигона.

Продолжая разгон

Второй этап развития БАМа и Транссиба осуществляется параллельно с первым с 2018 года. В этом году от проектирования и подготовительных работ перешли к строительству объектов железнодорожной инфраструктуры — тоннелей, мостов, вторых путей, электроподстанций. До конца 2022 года сдадут в эксплуатацию примерно тридцать новых объектов, что обеспечит прирост провозной способности Восточного полигона до 158 миллионов тонн в год, сообщили в РЖД.

В Приморском крае в мае 2022 года начала работу новая электрическая тяговая подстанция Шмаковка, которая позволила улучшить тяговое электроснабжение и снять последнее ограничение на вождение тяжеловесных поездов на восточной части Транссиба. Современные системы телеуправления, диагностики и сбора информации позволяют удаленно вести контроль и управлять оборудованием подстанции.

Подстанция позволила увеличить пропускную способность участка Архара — Находка с 80 до 123 пар поездов, в том числе с 75 до 88 пар грузовых поездов в сутки. Снижение интервала движения тяжеловесных поездов увеличило провозную способность Транссиба на 1,6 миллиона тонн в год.

В июне 2022 года на Транссибе строители завершили проходку нового двухпутного Керакского тоннеля на перегоне Ковали — Ульручьи в Амурской области. Он заменит старый тоннель и позволит увеличить скорость поездов и пропускную способность на этом участке.

Реконструкция станции Андриановская позволила увеличить пропускную способность участка Транссиба в Слюдянском районе Иркутской области за счет того, что теперь станция сможет принимать и отправлять более длинные грузовые поезда — от 71 вагона.

На БАМе заработал в двупутном режиме перегон Эльдиган — Тудур в Хабаровском крае протяженностью почти 11 километров. Этот участок между Татарским проливом и Нижним Амуром был одним из сложнейших мест для реконструкции из-за большого перепада высот. Дорога здесь стала более прямой, и по ней могут проезжать до 32 пар поездов в сутки.

На линии Бамовская — Тында, соединяющей Транссиб и БАМ, начали строительство вторых путей на участке Пурикан — Тында в Амурской области. Благодаря модернизации, провозная способность этой линии к концу 2024 года должна повыситься с 42 миллионов до почти 55 миллионов тонн в год.

В Приморье строят обход горного участка ШкотовоСмоляниново. Сейчас железная дорога в Находку осложнена резкими поворотами, спусками и подъемами. Из-за этого движение замедляется, так как приходится либо расцеплять поезда, либо использовать вспомогательную тягу. Запуск движения в обход позволит увеличить вес поездов с 6300 до 7100 тонн, а пропускную способность — с 65 до 72 пар поездов.

Особое внимание при выполнении работ по модернизации Восточного полигона по КПМИ уделяют защите окружающей среды. Например, за ходом работ по строительству третьего пути в центральной экологической зоне Байкальской природной территории наблюдают специалисты Сибирского отделения Российской академии наук (РАН). Благодаря взаимодействию с учеными, строительные работы проводят с максимально бережным отношением к природе, строго соблюдая требования экологической безопасности и природоохранного законодательства. На объект регулярно выезжает передвижная экологическая лаборатория РЖД, которая следит за состоянием воздуха, поверхностных вод и почвы.

< Назад в рубрику