Бывший СССР
00:23, 25 октября 2022

Карабахский треугольник. Эрдоган решил помирить Армению и Азербайджан. Какие интересы преследует Турция на Кавказе?

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

После поражения в войне за Нагорный Карабах Армения так и не сумела преодолеть кризис безопасности на своих границах. После череды пограничных столкновений с Азербайджаном летом-осенью 2022 года республика была вынуждена вновь вернуться к переговорному процессу с Баку на невыгодных для себя условиях. На этот раз мирить враждующие стороны вызвалась не Россия, а Турция — ближайший союзник Азербайджана и фактический спонсор конфликта. В начале октября премьер-министр Армении Никол Пашинян впервые в истории встретился с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и обсудил с ним условия возможной деэскалации. Станет ли эта встреча прологом к миру на Южном Кавказе и что получит Анкара от своего посредничества — разбиралась «Лента.ру».

Кавказский реваншизм

Первым в истории переговорам Пашиняна и Эрдогана предшествовали месяцы напряженной дипломатии на грани новой войны. И Армения, и Азербайджан формально декларировали готовность поставить точку в 30-летнем противостоянии, однако на практике все еще пытались выторговать подписание мира на своих условиях, не гнушаясь прибегать ни к военному шантажу, ни к саботажу ранее заключенных договоренностей.

Очередные столкновения начались 13 сентября. Поздно ночью азербайджанские солдаты обстреляли города и села Варденис, Сотк, Артаниш, Ишханасар, Горис и Капан, расположенные юге республики. Пострадал и курортный армянский город Джермук, который до этого был вне досягаемости артиллерии.

Вскоре обстановка стала для Еревана еще более угрожающей: в считаные часы Баку продвинул свои войска более чем на семь километров в глубину страны. Азербайджанские военные оправдали свои действия провокацией со стороны Армении, военнослужащие которой якобы пытались заминировать приграничные дороги. За несколько дней армянская армия потеряла более сотни человек убитыми — максимум с момента окончания боев за Нагорный Карабах в 2020 году и ввода российских миротворцев. Возобновление полномасштабного конфликта казалось неизбежным.

Война 2020 года в Нагорном Карабахе

Территориальный конфликт вокруг Нагорного Карабаха, который не был разрешен с 1990-х годов, резко обострился 27 сентября 2020 года, после того как Азербайджан объявил о провокациях с армянской стороны и начал наступление. Эти боестолкновения получили неофициальное название 44-дневная война.

9 ноября Армения и Азербайджан при посредничестве России подписали трехстороннее заявление, которое заморозило противостояние. По итогам боев Баку сумел вернуть контроль над большей частью региона, а на линию разграничения были направлены российские миротворцы. Кроме того, Ереван обязался вывести из Карабаха свои вооруженные силы.

Однако власти Азербайджана поспешили заявить, что не претендуют на занятые земли. Свои требования для деэскалации они сформулировали довольно четко: Армения должна прекратить затягивать подписание мирного договора и отказаться от «реваншизма» за события 2020 года.

«Единственным агрессором и оккупантом в регионе является Республика Армения. Присутствие личного состава и техники Вооруженных сил Армении в Карабахской экономической зоне Азербайджана все еще продолжается», — заявили в азербайджанском военном ведомстве.

Иными словами, своими действиями Баку ясно дал понять: инциденты на границах будут повторяться до тех пор, пока решение карабахского вопроса не сдвинется с мертвой точки. После окончания последней войны страны не достигли практически никакого прогресса в мирном урегулировании. Однако на этот раз угрозы Баку, похоже, сработали.

23 сентября Пашинян сообщил, что готов заключить мирный договор с Азербайджаном. Условие — отказ от территориальных претензий друг к другу. Вопрос о статусе Нагорного Карабаха, которого политик неизменно касался ранее, на этот раз поднят не был. Также он заявил о намерении подписать «некий документ», который «вызовет критику и непонимание в обществе».

«Если бы Азербайджан признал территориальную целостность Армении не только теоретически, но конкретно, — я имею в виду территориальную целостность нашей международно признанной территории, (…) это будет означать, что мы сможем подписать мирное соглашение», — уклончиво заверил премьер.

Вероятно, глава республики пошел на попятную на фоне пассивной позиции ОДКБ, в которой он состоит. Ереван еще в начале обострения конфликта запросил у союзников военной поддержки. Политик рассчитывал, что Россия и другие страны ОДКБ согласятся направить в страну свои войска, как это произошло в Казахстане во время беспорядков в январе 2022 года. Армения тогда председательствовала в организации и безоговорочно поддержала отправку миротворцев в помощь президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Однако на этот раз военный блок предпочел не вмешиваться в конфликт. Вместо миротворческого контингента на границу прибыла передовая группа миссии ОДКБ для оценки ситуации. Такие полумеры не устроили Ереван, однако оспорить такое решение власти республики не сумели.

Фактически Армения пошла на уступки, оказавшись один на один со своим соперником, но дальнейших братаний с недавним врагом, похоже, не ждал никто.

«С нами не будет проблем»

Слухи о готовности Пашиняна «поехать на поклон» к турецкому лидеру появились сразу после окончания боев на границе. Армянская оппозиция, которая неоднократно обвиняла Пашиняна в предательстве национальных интересов, попыталась развернуть новую кампанию за его отставку. Но на митинги по всей стране вышло всего несколько тысяч человек — слишком мало по сравнению с предыдущими протестными акциями. Например, весной 2021 года перед очередными выборами в парламент только в Ереване на демонстрации за отставку премьера почти ежедневно собиралось почти 30 тысяч человек.

Первым приоткрыл завесу тайны Эрдоган. Он заявил, что может встретиться с армянским лидером на саммите Европейского политического сообщества в Праге, и прозрачно намекнул, что переговоров запросил сам Пашинян, не имея возможности внятно ответить на азербайджанское наступление. Вероятно, этот жест стоит трактовать как попытку подлить масла в огонь и без того напряженной обстановки в Армении.

«Мы рассматриваем вопрос о том, участвовать ли нам в саммите в Праге. Если мы будем участвовать в саммите в Праге, Пашинян, скорее всего, приедет туда. (...) Но, конечно, у нас также будут некоторые шаги на Кавказе. (…) Мы обсудим их с господином Ильхамом Алиевым», — объявил Эрдоган в конце сентября.

Руководство Армении до последнего хранило в секрете повестку встречи, но факта подготовки к ней скрывать не стало. Пашинян заявил, что не исключает такой возможности, но сослался на «неясные обстоятельства».
Однако и формат, и повестка переговоров оставались неизвестными до самого конца. Мир узнал о встрече Пашиняна, Алиева и Эрдогана постфактум — 6 октября.

Официально сообщалось, что у политиков состоялся краткий разговор в кулуарах пражского саммита. По сети разлетелись фотографии, где президенты и министры иностранных дел трех стран беседуют за крохотным журнальным столиком.

Армения и Азербайджан заверили, что обсуждали условия нормализации отношений и возобновления работы над мирным договором. Подробности беседы власти обеих страны раскрывать отказались, однако отметили ее «позитивный характер».

Чуть более подробно встречу описал президент Франции Эммануэль Макрон, который тоже присутствовал на саммите. Он сообщил, что лидеры наконец сумели продвинуться в вопросе урегулирования территориальных споров.

«Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года, которыми они взаимно признают свою территориальную целостность и суверенитет. Они подтвердили, что он послужит основой для работы пограничных комиссий и что следующее заседание [этих] комиссий состоится в Брюсселе к концу октября. Армения согласилась содействовать созданию гражданской миссии ЕС вдоль границы с Азербайджаном. Азербайджан согласился сотрудничать с этой миссией», — сообщила пресс-служба Елисейского дворца.

Наиболее полно ключевые вопросы переговоров прояснил Эрдоган. Он отметил, что в кулуарах обсуждалось восстановление прямых контактов между Ереваном и Анкарой. В частности, политик предложил Пашиняну проводить встречи спецпредставителей для урегулирования взаимных претензий в Турции и Армении, а не в третьих странах.

В чем проблема отношений Армении и Турции?

Геноцид армян — систематическое уничтожение этнических армян на территории Османской империи во время и после Первой мировой войны. По разным данным, в тот исторический период погибли от 800 тысяч до 1,5 миллиона армян.

По версии Армении, с 1915 по 1923 год турецкие войска намеренно перемещали сотни тысяч человек в непригодные для жизни условия, что привело к гибели миллионов представителей армянского населения. Это же мнение официально разделяет большинство стран Запада и СНГ. Турция не признает факт геноцида и периодически угрожает дипломатическими санкциями государствам, которые заявляют о поддержке Армении в этом вопросе. Из-за этого долгие годы страны не могли наладить отношения, потепление в этом направлении наблюдается лишь в последнее время.

Главной целью этих контактов он назвал создание прочных торговых и дипломатических отношений между двумя странами, которые так и не были установлены после распада СССР. Но главное условие для этого оставил без изменений: Армения должна заключить с Азербайджаном мирный договор, что подразумевает отказ от претензий на Нагорный Карабах и полный вывод войск из спорного региона.

Иными словами, Эрдоган в свойственной ему манере подтвердил выдвинутый ранее Алиевым ультиматум: без заключения мира на условиях Баку проблем у Еревана будет становиться все больше, а прочие вопросы Анкара будет рассматривать исключительно по итогам этой сделки.

И Армении снова оказалось нечего противопоставить этой угрозе. Де-факто Пашиняна вызвали на ковер, не предложив ему ни уступок, ни каких-либо гарантий для армянского населения в регионе. Премьеру ничего не осталось, кроме как вернуться на родину и размышлять над мучительным выбором: согласиться с претензиями Турции и Азербайджана или вновь подвергнуть угрозе свою территорию, не имея возможности ответить силой.

Реальные амбиции

Однако говорить о реальной нормализации отношений между Турцией и Арменией, видимо, невозможно, даже если допустить, что вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха будет закрыт в пользу Азербайджана. И обещания Эрдогана на этот счет выглядят как лукавство.

Дело в том, что еще с 1991 года Анкара официально обозначила Еревану ряд требований, которые должны быть выполнены для прекращения региональной изоляции. Карабах в этом списке хотя и главный, но далеко не единственный пункт.

За последние 30 лет, используя разные каналы и платформы, Турция требовала от Армении: остановить кампанию по признанию геноцида армян и отказаться от любых претензий на материальные компенсации потомкам убитых; признать легитимным Карский договор 1921 года, согласно которому регион Западная Армения официально признавался турецким; создать коридор между материковым Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой, эксклавом Баку. Кроме того, время от времени Анкара настаивает на закрытии Армянской (Мецаморской) ТЭЦ, которая расположена всего в нескольких километрах от границы двух стран.

Официально Турция ни до, ни после встречи Пашиняна с Эрдоганом не отказывалась от этих требований, несмотря на заявление турецкого лидера, сделанное на саммите. То есть у Армении нет никаких оснований полагать, что при ее отказе от поддержки Нагорно-Карабахской республики политика террора со стороны соседей прекратится.

Тем не менее определенные уступки со стороны Анкары по этим вопросам все-таки возможны, полагает турецкий политолог Икбаль Дюрре. В разговоре с «Лентой.ру» он заявил, что на фоне приближающихся выборов, которые назначены в Турции на 18 июня 2023 года, рейтинг Эрдогана стремительно падает, а потому он готов закрыть глаза на часть нерешенных проблем с Арменией ради очередной «внешнеполитической победы».

«Именно сейчас Эрдоган не будет поднимать этих вопросов. Политическая обстановка внутри Турции для него тяжелая, и лишние проблемы ему попросту не нужны», — рассказал Дюрре.

Эксперт добавил, что нормализация отношений с Арменией также позволит Турции смягчить противоречия с западными странами и, в частности, с Евросоюзом, который в последнее время стал поддерживать Ереван гораздо активнее.

Однако, как уже было сказано, на этот счет гарантий предоставить армянской стороне не может никто. И усилия других международных игроков (в том числе России), которые были готовы выступить посредниками в заключении мира, пока выглядят не слишком успешными.

Ни РФ, ни ОДКБ, ни Евросоюз пока не смогли предотвратить боестолкновений на Южном Кавказе. И Азербайджан раз за разом добивался своего, склоняя Армению к своим условиям.

Иными словами, сейчас у Армении нет реальных союзников, готовых отстаивать ее интересы после заключения мирного договора. Россия на фоне продолжающейся украинской СВО попросту не может позволить себе подвергаться иным военным рискам, особенно с Турцией. Эрдоган и Алиев четко осознают этот факт, и они не преминут продолжать военное давление ради заключения договора в свою пользу.

***

Глубинные противоречия интересов Турции и Армении пока не могут быть исправлены одними лишь заявлениями о мире и стабильности. Условия деэскалации на Южном Кавказе слишком переплетены друг с другом, а перспективы урегулирования все еще хрупки и прозрачны.

Встреча Эрдогана и Пашиняна скорее обнажила эти противоречия, нежели позволила приблизиться к их реальному разрешению. Ведь до тех пор, пока право сильного остается единственным способом донести свою позицию до соперника, говорить о реальном мире не представляется возможным.

Михаил Кириллов

< Назад в рубрику