Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Аудиторская проверка. Передел рыбной отрасли разгонит потребительские цены на рыбу и морепродукты

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Госдума планирует рассмотреть резонансный законопроект о втором этапе распределения инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. Но против передела рыбной отрасли выступают не только представители рыбной отрасли и главы прибрежных регионов. Отрицательный отзыв на законопроект на днях сделала Счетная палата, прогнозируя большие проблемы в добыче морепродуктов и даже судостроении. Аудиторы также утверждают, что принятие проекта коснется всех жителей России, так как цены на рыбу на потребительском рынке пойдут вверх. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части совершенствования механизма распределения инвестиционных квот добычи водных биологических ресурсов) обсуждается почти год. Их инициатором выступило правительство РФ, а документы, предусматривающие запуск второго этапа распределения инвестиционных квот на вылов биоресурсов, готовили Росрыболовство и Минсельхоз.

Первый этап госпрограммы инвестиционных квот заработал в 2017 году. Ее цель — обновление не только производственных мощностей, но и отечественного гражданского судостроения. Тогда под строительство рыболовных судов на российских верфях отдали 15 процентов на добычу минтая, сельди, трески, пикши и других видов рыбы, еще пять процентов выделили под береговые рыбоперерабатывающие заводы. В 2019 году на аукционах с инвестиционными обязательствами разыграли 50 процентов квот на вылов краба.

Новые поправки в закон о рыболовстве предполагают выделение еще 24 процентов квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке под инвестиции в строительство флота и заводов, а оставшиеся 50 процентов краба и 100 процентов моллюсков выставят на аукцион. Планируется, что новый закон заработает с 1 января 2023 года. По сути это означает, что квоты будут отбирать у их владельцев, еще в 2018 году заключивших с государством договоры на 15 лет. Напомним, что в 2003 году правительство приняло решение предоставлять право на добычу водных биоресурсов на основании статистики вылова квотопользования в течение действия договора о закреплении доли квоты («исторический принцип»).

Слово аудитору

Еще в марте отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект закона сделало Минэкономразвития, а Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) совместно с РСПП и «ОПОРА России» выступили за введение моратория на внесение изменений в главный для рыбаков закон из-за санкций. «С учетом указанных в финансово-экономическом обосновании суммарных экономических потерь в размере 527 миллиардов рублей, совокупные потери для отрасли составят 998 миллиардов рублей, что в 3,2 раза превышает объем инвестиций», — говорилось в отчете ВАРПЭ.

Как стало известно «Ленте.ру», на днях свое заключение по законопроекту о втором этапе распределения рыбных инвестиционных квот сделал Счетная палата. Копия документа имеется в распоряжении редакции. Один из главных выводов, сделанных аудитором Сергеем Мамедовым по итогам рассмотрения документа, копия которого имеется в распоряжении «Ленты.ру»: его одобрение негативным образом скажется не только на бизнесе и региональных бюджетах, но и на всех гражданах страны, поскольку серьезным образом поднимет цены на рыбную продукцию на потребительском рынке.

Какая связь между аукционами по продаже квот на вылов в обмен на инвестиции в инфраструктуру и ценами в магазинах? Быстрый ответ: закредитованность отрасли. А если подробнее, то «проведение второго этапа программы инвестиционных квот потребует от рыбохозяйственных организаций, желающих принять в ней участие, привлечения собственных и заемных средств суммарно в размере 450-500 миллиардов рублей, — отмечается в заключении СП. — Это уже сопоставимо с размером инвестиционных обязательств и поступивших платежей в федеральный бюджет от проведения крабовых аукционов в рамках первого этапа (435 миллиардов рублей)». По данным Росстата, кредиторская задолженность рыбохозяйственных организаций — участников программы инвестквот увеличилась по сравнению с 2017 годом в 2,5 раза и превысила на 1 июля 2022 года 139 миллиардов рублей, или 85,5 процента от общего объема.

«Дальнейший рост закредитованности в отрасли, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, может поставить под угрозу не только выполнение инвестпроектов первого этапа, но и создаст предпосылки для роста цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке, поскольку все затраты инвесторов, связанные с участием в аукционах и реализацией новых объектов инвестиций, ожидаемо будут отнесены на себестоимость производимой продукции», — говорится в заключении СП. Аудитор делает вывод, что за реализацию инвестпроектов в итоге будет платить конечный отечественный потребитель, поскольку российская рыбная продукция, поставляемая на внешний рынок, будет иметь меньшую конкурентоспособность по сравнению с продукцией зарубежных производителей по причине ее высокой себестоимости.

В отчете Счетной палаты отмечаются и другие минусы предполагаемой реформы отрасли. Во-первых, на аукционе инвестор получает право пользования водными биоресурсами непосредственно только на основании принятых им на пять лет инвестиционных обязательств. Но они могут быть и не исполнены. Во-вторых, аукционный механизм закрепления и распределения долей инвестквот неэффективен и с точки зрения развития конкуренции — в части создания условий для выхода на рынок добычи водных биоресурсов новых участников. В-третьих, в случае принятия предполагаемых законопроектом изменений блокируется промысел для всех квотопользователей без инвестиционных обязательств. Но в ответ они могут истребовать с Росрыболовства возмещения убытков и упущенной выгоды, недополученной ими за десять лет. Эта сумма по крабам оценивается в 400 миллиардов рублей, а по моллюскам и прочим водным беспозвоночным — в 50 миллиардов рублей, что сопоставимо с суммой привлекаемых в рамках второго этапа инвестиций и доходов федерального бюджета от аукционов.

Аудитор также обращает внимание на тот факт, что представленные в пояснительной записке к законопроекту официальные статистические данные не увязаны с результатами реализации первого этапа программы инвестквот и не могут являться подтверждением положительного влияния применяемых механизмов господдержки. «Предварительная оценка хода первого этапа инвестквот показывает, что цели указанного регулирования не достигнуты, а эффективность его реализации может быть поставлена под сомнение», — отмечает аудитор. На основании этих и многих других фактов Счетная палата отказалась поддержать данный законопроект.

Региональная поддержка

Против передела ресурса в рыбной отрасли ранее выступили региональные власти. Руководители Архангельской, Магаданской и Мурманской областей, Приморского и Камчатского краев обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой оценить все возможные негативные последствия принятия законопроекта. Копии писем имеются в распоряжении «Ленты.ру».

Так, по оценкам губернатора Магаданской области Сергея Носова, рост финансовых издержек местных предприятий приведет к сокращению регионального бюджета на 1 миллиард рублей в год. По его словам, упадут также обязательные отчисления во внебюджетные фонды. Глава Камчатки Владимир Солодов говорил о том, что после перераспределения квот «ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса Камчатского края сократится на 13 процентов», что крайне неблагоприятно отразится на социально-экономическом положении края.

Отрицательные отзывы на законопроект в начале октября сделали Архангельское областное собрание депутатов, Законодательное собрание Камчатского края, депутаты Магаданской и Сахалинской областных дум.

«Считаем переход ко второму этапу инвестквот в сложившихся условиях несвоевременным и не отвечающим государственным интересам», — заявила председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова. Среди негативных последствий она назвала потерю до трети всех уловов рыбохозяйственного комплекса в регионе, банкротство предприятий малого и среднего бизнеса, закрытие до двух тысяч рабочих мест, снижение налоговых бюджетных поступлений. Депутат Сахалинской областной думы Максим Козлов напомнил о росте безработицы и социальной напряженности в регионе, а председатель совета Магаданской облдумы Сергей Абрамов сказал, что принятие законопроекта приведет более чем к 40-процентному снижению доходов бюджета Магаданской области, поступающих от деятельности рыбохозяйственных предприятий.

Стоит ли говорить о том, что и спикер Совета Федераций заявила, что верхняя палата парламента не поддержит законопроект.

«Все рыболовецкие регионы прислали отрицательные отзывы на этот закон. И если они против, мы не сможем принять такой закон, потому что наши сенаторы представляют интересы этих регионов», — резюмировала Валентина Матвиенко.

Остается дождаться первого чтения. Прислушаются ли депутаты к аргументам рыбаков, руководителей регионов и высшего органа государственного аудита, станет известно 25 октября.

«Главная цель сегодня — дать качественную корзину продуктов питания, доступную физически и экономически, а также обеспечить развитие прибрежных территорий. Платит кто? Потребитель, наш гражданин. Бизнес же не берет эти инвестиции откуда-то с неба: это все связано с кредитными ресурсами, или отрасль должна работать и зарабатывать, чтобы были деньги на инвестиции. Я согласен с тем, что надо принять решение о согласительной комиссии, предметно с этим разобраться», — рассудил заместитель председателя Госдумы Алексей Гордеев на парламентских слушаниях по законопроекту.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше