Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Поставили вопрос ребром» Польша потребовала от Германии репараций. За что поляки хотят получить триллион долларов?

В 83-ю годовщину начала Второй мировой войны власти Польши решили не ограничиваться памятными мероприятиями и официально потребовать от Германии репарации за потери, нанесенные стране за годы немецкой оккупации. Польша оценила ущерб от действий нацистов в 1,32 триллиона долларов, назвав эту цифру ограниченной и отметив, что она может вырасти. В ответ власти Германии заявили, что считают вопрос репараций закрытым, а канцлер Олаф Шольц пригрозил Польше пересмотром государственных границ. При этом польское правительство продолжило настаивать на своем. Как был решен вопрос с репарациями после Второй мировой войны, зачем Польша подняла его снова именно сейчас и к чему приведут требования поляков к Германии, — разбиралась «Лента.ру».

1 сентября 2022-го председатель правящей партии Польши «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что власти страны официально потребуют от Германии репарации за жертвы и разрушения, нанесенные во время Второй мировой войны. Позже заместитель министра иностранных дел Польши Шимон Шинковский рассказал, что власти направят Германии официальную ноту с запросом о репарациях до конца 2022 года. Далее польская сторона даст ФРГ время ознакомиться с претензиями, после чего предпримет дальнейшие действия.

14 сентября сейм Польши подавляющим большинством голосов принял резолюцию с требованием репараций. За принятие документа проголосовали 418 депутатов, против высказались всего четверо.

1,32
триллиона долларов

должна выплатить Германия для возмещения ущерба от действий нацистов за шесть лет оккупации страны во время Второй мировой войны, по оценке правительства Польши

Так, согласно докладу Качиньского, созданная в 2017-м парламентская комиссия оценила материальные потери Польши в 797 миллиардов злотых, банковские убытки — в 89,3 миллиарда злотых, а ущерб, нанесенный культурным ценностям, — в 19,3 миллиарда.

Старые раны

Претензии к Германии можно считать оправданными, так как Польша сильнее других стран пострадала от политики Третьего рейха. Оккупационный режим, установленный нацистами, оказался самым жестким в Европе. Страну, по сути, лишили государственности, разделив ее территорию между, собственно, Германией и генерал-губернаторством — марионеточным образованием, по управленческим практикам напоминавшим колониальную администрацию.

Генерал-губернаторство делилось на четыре округа с центрами в Кракове, Варшаве, Радоме и Люблине. Позже в его состав включили земли Галиции с центром во Львове. На этих территориях проживали около 12 миллионов граждан. Генерал-губернатором оккупированной Польши был назначен нацистский политик и адвокат Ганс Франк. Он стал одним из главных организаторов жестокого террора в отношении поляков. Под его началом на оккупированных землях насаждалась политика «онемечивания», в то время как польская национальная идентичность последовательно уничтожалась.

Ганс Франк и его политика в отношении жителей Польши

Администрация генерал-губернатора Ганса Франка разделила население Польши на несколько категорий, предоставив им разные права и доступ к материальным благам. Самое выгодное положение заняли немцы из Германии (рейхсдойче), затем шли местные немцы (фольксдойче) и члены немецких семей, украинцы, поляки-гурали, прочие поляки и, наконец, евреи. С конца 1939 года евреев стали отправлять в гетто, где они были полностью изолированы от внешнего мира.

За любое неповиновение немецкой власти местных граждан расстреливали. Франк также увозил художественные ценности из местных музеев и отдавал приказы о конфискации личного имущества поляков и евреев. На территории генерал-губернаторства отменили трудовое законодательство и ввели 12-часовой рабочий день. В отношении местных жителей использовался рабский труд в очень тяжелых условиях. Их вынуждали отдавать продовольствие немцам и запрещали торговать едой. В результате население голодало и выживало на скудные пайки. Помимо человеческих жертв, Польша потеряла большую часть инфраструктуры.

4 мая 1945-го Франка арестовали. В ходе Нюрнбергского процесса его приговорили к смертной казни через повешение за преступления против человечества.

Немцы рассматривали поляков как источник дешевой рабочей силы. Часть из них вывозили в Германию на тяжелые работы, часть оставляли на родине, но лишали большинства прав. Кроме того, на оккупированных землях регулярно проходили массовые расстрелы. Диктатор нацистской Германии Адольф Гитлер полагал, что польское дворянство должно полностью исчезнуть, поэтому последовательно истреблял интеллигенцию: учителей, военных, священников.

В генерал-губернаторстве также находилось много нацистских концлагерей и лагерей смерти, в том числе Треблинка, Белжец, Собибор, где уничтожали евреев и представителей других национальностей

Историк Макс Гастингс отмечал, что Польша стала единственным оккупированным Третьим рейхом государством, где практически отсутствовало сотрудничество между захватчиками и местными гражданами. Нацистская пропаганда изображала поляков угнетателями немцев, проживающих в стране. Этот факт использовался в качестве предлога для проведения этнических чисток и истребления польского народа.

Всего за время оккупации около 5,5 миллиона граждан Польши погибли от действий нацистов, что составило более 21 процента всего населения страны. При этом из 3,3 миллиона евреев, проживавших в Польше, до конца войны дожили только 380 тысяч. Для сравнения, во Франции, которая также была оккупирована немцами, погибли около 350 тысяч мирных граждан.

5,5
миллиона

граждан Польши погибли от действий нацистов за годы Второй мировой войны

После поражения Германии в войне страну обязали выплачивать репарации нескольким пострадавшим сторонам. Порядок выплат был определен на Потсдамской конференции в 1945 году, однако точная сумма компенсаций не была установлена. По данным Министерства иностранных дел (МИД) Германии, суммарно было выплачено около 74 миллиардов евро компенсаций. При этом 29 миллиардов были направлены пострадавшим евреям, проживающим в Израиле.

Польской стороне, как и прочим пострадавшим, полагалась компенсация от Германии.

По итогам Потсдамской конференции к Польше в качестве репараций отошли значительные части немецких регионов Восточной Пруссии, Силезии и Померании вместе со всем имуществом и инфраструктурой

В 1953 году Польская Народная Республика официально отказалась от претензий на репарации, признав, что ФРГ в большой мере компенсировал нанесенный стране ущерб. Однако сегодня польская сторона настаивает, что это было сделано под давлением СССР. По данным Польского института международных отношений, Советский Союз получил от немцев более трех миллиардов долларов репараций, из которых на долю Польши пришлось 228 миллионов.

Отказ поляков от репараций был также зафиксирован в 1990 году в договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, который был подписан министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ

Польша никогда не оспаривала этот документ. Кроме того, в 1991 году Польша и объединенная Германия заключили соглашение об урегулировании нерешенных вопросов о компенсации. В результате немецкая сторона направила польской около 500 миллионов марок, а позже выплатила еще два миллиарда полякам, которых принуждали к работе на Третий рейх.

Впоследствии власти Польши неоднократно подтверждали свою приверженность этим договоренностям. Однако ситуация изменилась в 2015 году, когда к власти в стране пришла правая партия «Право и справедливость».

Вопрос ребром

Вопрос о немецких репарациях остается на повестке в польском обществе с 2018 года. Тогда президент Польши Анджей Дуда заявил, что не считает эту ситуацию решенной. «Это, в частности, касается ущерба, причиненного Варшаве, которая была разрушена до основания. Промежуточные результаты работы экспертной группы подтверждают, что эти потери так и не были компенсированы. Так что это вопрос честности и ответственности», — пояснял он. Сегодня Польша продолжает взывать к совести немцев, призывая их закрыть свои старые долги. Так, депутат от «Права и справедливости» Аркадиуш Мулярчик выразил уверенность в том, что Германия заплатит деньги в ближайшие годы, чтобы спасти свою репутацию.

Клеймо преступлений их предков сильно навредит имиджу Германии в международных отношениях. Немцы ведь хотят стать современной «моральной державой». Поэтому в их политических интересах — закрыть этот вопрос как можно быстрее

Аркадиуш Мулярчикдепутат от правящей партии «Право и справедливость»

Лидер оппозиционной либеральной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск заявил, что тема репараций является инструментом внутриполитической пропаганды для консерваторов в преддверии парламентских выборов, которые пройдут в стране в 2023-м. И действительно: рейтинг поддержки правящей партии остается на уровне скромных 36 процентов. Для политической силы вопрос репараций является удобным способом как для приобретения новых сторонников, так и для давления на конкурентов.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что даже соперники правящей партии были вынуждены поддержать резолюцию о компенсации, так как в ином случае они бы оказались в уязвимой позиции. «"Право и Справедливость" выигрывала при любом раскладе. Если бы оппозиция проголосовала против резолюции, их могли обвинить в отсутствии патриотизма. При этом поддержка требования о репарациях в сейме говорит о том, что правильную повестку в стране задает только правящая партия, а остальные силы выступают лишь статистами», — заключил ученый.

Мнение польских граждан по вопросу компенсаций во многом совпадает с линией правительства. По данным социологических опросов, более 52 процентов населения считают, что ФРГ обязана заплатить Польше за нанесенный ущерб. Однако, по словам Офицерова-Бельского, лишь малая часть граждан верит в реальную возможность получения репараций. И сами члены «Права и справедливости» признавали, что выплаты могут увидеть лишь следующие поколения.

В целом население Польши поддерживает идею о репарациях. При этом лишь меньшинство верит в то, что средства от Германии реально можно получить. Для поляков это скорее повод ткнуть Берлин носом в преступления прошлого

Дмитрий Офицеров-Бельскийстарший научный сотрудник ИМЭМО РАН

В Германии на требования Польши ответили однозначным отказом. В пресс-службе МИД Германии подчеркнули, что этот вопрос давно закрыт. «Польша отказалась от дальнейших репараций уже давно, в 1953 году, и неоднократно подтверждала этот отказ. Это необходимая основа для сегодняшнего европейского порядка», — заявили в ведомстве. Эту позицию подтвердил и канцлер Германии Олаф Шольц.

По словам председателя «Права и справедливости» Ярослава Качиньского, компенсация в 1,3 триллиона долларов ​​«вполне приемлема для экономики Германии и не слишком ее обременит». При этом, по данным Bloomberg, запрошенная сумма равна двум-трем годовым бюджетам ФРГ. Неудивительно, что немцы без особого восторга отреагировали на призывы. Так, читатели газеты Bild сочли, что взамен Польша должна вернуть земли, которые когда-то принадлежали Германии.

Вскоре и сам Шольц намекнул польским властям, что Германия может поднять вопрос о пересмотре установленных государственных границ при дальнейшем развитии темы с репарациями. «Глядя на [бывшего премьер-министра Польши] Дональда Туска, я хотел бы сказать, насколько важны соглашения, заключенные [канцлером ФРГ в 1969-1974 годах] Вилли Брандтом о том, что граница между Германией и Польшей установлена​​ навсегда после сотен лет истории», — заявил канцлер. Он подчеркнул, что ему не хотелось бы, чтобы кто-то «рылся в книгах по истории, чтобы провести ревизионистские изменения границ».

Польша сразу потребовала от Германии объяснить это заявление. «Чтобы вернуть после этих слов доверие, с немецкой стороны, со стороны непосредственно канцлера должны прозвучать глубоко поясняющие слова. Если нет, то мы вправе интерпретировать это как сигнал — может, не угрозу, но демонстрацию», — заявил глава Бюро национальной безопасности Польши Павел Солох. Однако Олаф Шольц выразился вполне четко: он дал понять, что все претензии польской стороны были удовлетворены за счет отошедших ей территорий, и у нее нет законных прав претендовать на большее.

Все в дом

Обострение двусторонних отношений обусловлено не только исторической памятью. Оно во многом объясняется текущей ситуацией на международной арене. Так, Польша на данный момент является главным союзником США в Европейском союзе (ЕС) и всячески продвигает интересы американской стороны в сообществе, в которые входит ослабление роли Германии. В то же время Германия традиционно считается лидером объединения. Однако сейчас позиции страны стали менее устойчивыми. Это произошло в том числе из-за конфликта на Украине.

Германия ослаблена масштабным энергетическим кризисом, который лишь усугубляется с введением ЕС новых санкций против российских нефти и газа. При этом власти страны регулярно подвергаются критике за недостаточную военную поддержку Украины. Несмотря на то что Германия поставила Украине внушительное количество вооружений, а также приняла много беженцев и присоединилась ко всем рестрикциям против России в ущерб себе, первую экономику Европы продолжают обвинять в бездействии.

Самым громким голосом в ряду критиков Германии остается польский. С начала конфликта на Украине польские политики обвиняют немцев в злоупотреблении дипломатией и выражают недовольство общением канцлера Германии Олафа Шольца с президентом России Владимиром Путиным. Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий возмутился нерешительностью Германии по вопросам конфликта и даже уличил немцев в постоянном преклонении перед Россией. А пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер заключил, что Германии «не хватает смелости», чтобы полностью приостановить действие туристических виз для россиян.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что Варшава в текущих отношениях с Берлином исходит из старого ницшеанского принципа «падающего — подтолкни». Он добавил, что в этом подходе польская сторона действует в координации с американскими партнерами. По словам эксперта, требуя репараций, Польша получает площадку для высказываний и привлекает внимание всего объединения.

Польша пытается напомнить всем европейцам о том, что такое немецкое доминирование, так как еще 77 лет назад Берлин взял Европу под свой контроль, и ничего хорошего из этого не вышло. Поляки хотят убедить ЕС, что гегемония Германии в европейском регионе сегодня станет повторением этой истории

Дмитрий Офицеров-Бельскийстарший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Эксперт добавил, что для Соединенных Штатов, претендующих на контроль над Европейским союзом, эта ситуация также очень выгодна.

Кроме того, Офицеров-Бельский напомнил, что сейчас Польша находится под угрозой лишения финансирования из бюджета ЕС из-за антидемократических реформ, проблем с судебной системой и решения о верховенстве национальных законов над общеевропейскими. Он также обратил внимание на то, что Германия остается главным донором европейского бюджета, а Польша — основным получателем дотаций. При этом, по словам эксперта, если бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель избегала конфликтов с соседом, чтобы не допустить раскола Европейского союза, то нынешнее правительство придерживается другой точки зрения.

При этом программа экономического развития Польши учитывает получение большого количества европейских денег. Офицеров-Бельский уточнил, что без этого «польское экономическое чудо» может очень быстро закончиться. «Поэтому поляки поставили вопрос ребром: если они не получат немецких денег из европейских фондов, то предъявят претензии на них в рамках репараций. В любом случае Польша дает понять, что намерена получить деньги от Германии», — заключил Офицеров-Бельский.

В данном случае имеет место своего рода шантаж Германии. Не уверен, что этот шантаж является разумным решением. Испортить отношения с Германией кардинально Польша может, а получить деньги — разумеется, нет

Дмитрий Офицеров-Бельский старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

В современной истории еще не было примеров, чтобы у страны появились претензии на репарации через 77 лет после окончания войны. И правительство Польши допустило, что может обратиться в международные суды для дальнейшего давления на ФРГ, никаких судебных механизмов для решения подобных вопросов не создавалось, отмечает историк. «Я с трудом представляю себе, в какие инстанции Варшава может обратиться с требованием о репарациях, кроме как послать письмо в Берлин. В этом случае они получат ответное письмо с отказом», — резюмировал Дмитрий Офицеров-Бельский.

Несмотря на то что реальный шанс получения Польшей репараций от Германии ничтожен, для властей страны проще разбрасываться громкими заявлениями, чем провести ряд реформ, которые позволили бы стране получить законные деньги из бюджета ЕС. Таким образом, сиюминутный взрыв патриотизма, привлечение внимания и рост политической поддержки перед выборами в парламент для правящей партии Польши оказывается важнее, чем развитие страны в долгосрочной перспективе.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше