Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Рекламный блок. Рекламщики предложили свою концепцию поправок в закон «О рекламе».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Члены Союза операторов наружной рекламы на встрече в Торгово-промышленной палате РФ обсудили собственную концепцию поправок в законопроект «О рекламе», касающийся создания единого оператора наружной рекламы и объявлений частных лиц. В первом чтении документ был принят депутатами 15 июля, а 9 сентября истекает срок внесения поправок в Госдуму перед вторым чтением. Чего так опасаются рекламщики, — в материале «Ленты.ру».

Беспрецедентный с точки зрения лоббизма закон

Торгово-промышленная палата стала за последние два месяца очередной площадкой, где разгорелись жаркие дискуссии о будущем всей рекламной отрасли. Здесь накануне собрались депутаты парламентских партий, профильные чиновники, отраслевые эксперты и сами представители рекламного бизнеса.

Президент АКАР Сергей Пискарев подчеркнул, что совместные усилия при доработке законопроекта могут быть более эффективными, при этом стоит учитывать тот опыт, который появляется при реализации закона о рекламе в интернете: «Это предложение индустрии, созданное при тесном взаимодействии с государственными органами».

В ходе обсуждения в Торгово-промышленной палате были выражены разнообразные мнения в отношении обсуждаемого закона. «Этот закон беспрецедентный с точки зрения лоббизма, выдвижения инициативы и ее дальнейшего продвижения, — отметил в своем выступлении глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. — На мой взгляд, любая спешка вредит. Вы получаете обилие негативной реакции от рынка, от регионов, от органов исполнительной власти страны, ФАС России».

Любая спешка вредит. Вы получаете обилие негативной реакции от рынка, от регионов, от органов исполнительной власти страны, ФАС России.

Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»

Не допустить закрытия бизнеса

Заявленная цель законопроекта — «защита национальных интересов Российской Федерации», говорится в пояснительной записке к документу. Но, ознакомившись с документом, появилась обеспокоенность, что в случае принятия законопроекта в изначальном виде новый оператор получит неограниченные полномочия. Это, в свою очередь, приведет к непоправимым последствиям для всего рекламного рынка России.

Поправки в закон о рекламе, как уже рассказывала «Лента.ру», предполагают выбор одной частной компании, наделенной эксклюзивными правами на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и их размещение во всех регионах страны сроком от 30 лет без установленных законодательством ограничений. То есть, единый оператор получит право установки любого количества рекламных конструкций в любом месте любого российского города.

Причем делать он это сможет на заявительной основе без согласования с органами местного самоуправления, без ограничений в отношении зон исторического и культурного наследия, без соблюдения ГОСТов и без учета схем размещения уже существующих рекламных конструкций.

Местные операторы в течение первого года испытают трудности в работе, а в перспективе — полного закрытия бизнеса.

А доводы о том, что проведение аукционов продолжится, не имеют подтверждения. Дело в том, что еще до выставления рекламного места на аукцион единый оператор будет иметь право выбрать себе лучшие места без конкурса. Соревноваться с ним будет невозможно, оставшиеся рекламные места будут хуже, а арендная плата выше.

Конечно, и сами рекламщики признают, что в отрасли есть над чем работать. «Канал коммуникации массовый, рынок большой. Это 50 миллиардов рублей в год оборота, порядка 3 тысяч предприятий, — отметил исполнительный директор группы компаний «Мособлреклама» Максим Реснянский.

Мы предлагаем сохранение концепции, анонсированной в законопроекте, но другими технологиями и конкретными шагами, которые позволят нам учесть пожелания государства, участников этого рынка и не допустить тренда на монополизацию и дискриминацию.

Максим Реснянскийисполнительный директор ГК «Мособлреклама»

«Несмотря на внезапность этой инициативы, появилась молниеносная реакция десятков тысяч людей, которых это коснулось, — подчеркнул Евгений Минченко. — Очень круто и быстро подключились регионы: мобилизовать законодательные и органы исполнительной власти, и чтобы они проголосовали против закона, за который фракция «Единая Россия» проголосовала в первом чтении, значит, что-то совсем не так с этим законом».

Отрасль слышит запрос от государства

Участники дискуссии неоднократно подчеркнули, что отрасль слышит запрос государства на особое внимание к размещаемой в наружной рекламе информации. Они понимают и осознают важность задач, которые ставит государство через этот законопроект. А именно контроль и мониторинг контента, который можно выводится на видеоэкраны и централизованное размещение информации, формирование отчетности о том, какая социальная информация была размещена и возможность оперативного вывода важной экстренной информации, а также максимальная цифровизация наружной рекламы в регионах.

Передача контрольных функций от государства коммерческой организации с одновременными преференциями в ее пользу — опасный эксперимент с непредсказуемыми последствиями.

«Информационная безопасность, по нашему мнению, может быть обеспечена за счет унификации требований к безопасности используемого операторами наружной рекламы программного обеспечения и создания информационной системы мониторинга, — ранее заявляла президент Союза операторов наружной рекламы (СОНР) Евгения Волгина. — Мы поддерживаем правки, предложенные ФАС России — в части отказа от понятия «единого оператора цифровых конструкций». Вред монополизации — это аксиома (…) Функцию ведения единой информационной системы может сохранить на себе государство на уровне учрежденных им организаций. Уверена, что вопрос стоит не о создании нового инструмента, а донадстройки имеющихся механизмов».

Союз операторов наружной рекламы — уникальный пример консолидации компаний из одной сферы не для борьбы с законопроектом, а за адекватность его смыслов и пунктов. Это беспрецедентная ситуации для рынка наружной рекламы, самостоятельно формировавшегося на протяжении 30 лет. Закон о рекламе стал катализатором объединения индустрии: в него вошли 471 компания (размещают рекламу на более чем 56,6 тысячах рекламных конструкций) из 217 городов Российской Федерации. Это и сами операторы, и участники сопутствующего рынка, компании, которые десятилетиями работают по всей стране, платят налоги и создают рабочие места.

Единый оператор информационной системы может дать толчок развитию рынка

Сегодня Союз операторов предлагает рассмотреть альтернативу Единому оператору цифровых рекламных конструкций и создать Единого оператора информационной системы, который будет контролировать и модерировать выпускаемый контент, размещать социально-значимую информацию, выводить на экраны экстренные сообщения.

Союз операторов предлагает создать Единого оператора на базе автономной некоммерческой организации или саморегулируемой организации, соблюдая принципы конкурентности: такое лицо не может быть выбрано из действующих операторов, оно не является действующим участником рынка, не ведет коммерческую деятельность.

«Отрасль, которая формировалась 30 лет, способна разрабатывать и соблюдать повышенные стандарты качества ведения бизнеса, — уверена Евгения Волгина. — Государство может входить в наблюдательные органы АНО или СРО. Организация будет управлять информационной системой, включающей функции мониторинга, блокирования и учета, а также возможностью оперативного размещения значимой информации».

Функцию контроля не может выполнять коммерческая организация, тем более, если она является участником рынка, потому что это ставит ее в привилегированное положение, дает ей огромное количество рычагов влияния на других операторов.

Игорь Лернер генеральный директор компании «ДРИМ»

«Именно создание Единого оператора информационной системы позволит в кратчайшие сроки сформировать внутренние требования к размещаемому контенту и, как следствие, на порядок поднять контроль за тем, что размещается на видеоэкранах», — добавил генеральный директор компании «ДРИМ» Игорь Лернер.

До самых окраин: позиция регионов

В своей презентации концепции поправок в законопроект учредитель медиагруппы «РИМ» Илья Фомин еще раз подчеркнул необходимость заменить единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений в интернете на единого оператора информационной системы и размещения социально значимой информации.

ЕОИС при этом должны быть переданы все важные для государства функции: контроль и модерация контента; формирование отчетности о том, какая социальная информация была размещена; централизованное размещение информации; возможность вывода на экраны по всей стране экстренных сообщений. Это осуществляется внутри информационной системы единого оператора, которая подключается к программному обеспечению операторов рынка наружной рекламы и загружает необходимый контент непосредственно на didgital-поверхности.

Говоря уже о программном обеспечении операторов на местах, Илья Фомин отметил, что оно должно быть российским и соответствовать требованиям Минцифры.

Кроме того, эксперт отметил, что данный подход может дать толчок к развитию сегмента didgital в регионах. «Рынок слышит и понимает задачи государства в части скорейшей цифровизации наружной рекламы в регионах, — добавил эксперт. — Операторы на протяжении многих лет занимались этой работой, и готовы продолжать инвестировать свои средства в установку видеоэкранов. Для этого предлагается в законе прописать, что 5 процентов от схем размещения рекламных конструкций в каждом регионе отдать под цифровые конструкции. Определить инвесторов можно с помощью цифровых торгов».

Высказался об этом и депутат Госдумы от партии «Новые люди» Антон Ткачев. «По поводу обеспечения национальной безопасности, точно нужно ограничить норму капитала с иностранным участием до 20 процентов. Для развития технического суверенитета необходимо обязать компании покупать российское ПО. Мы должны поддерживать производителей этого оборудования, — отметил депутат. — По поводу единого оператора, его нужно обязательно оставить, но это должна быть некоммерческая компания, которая будет интегрировать информацию о концепции размещаемой рекламы со всех операторов наружной рекламы. Касательно формы управления, возможно, нужно отдать отдельному департаменту при Минцифры России или создать АНО».

Негативно о законопроекте ранее отзывались и лидеры парламентских партий. Как уже сообщала «Лента.ру», руководитель партийной фракции «Справедливая Россия — за правду» Сергей Миронов увидел в поправках «угрозу увольнения десятком тысяч людей, угрозу нарушения внешнего вида наших городов, кроме того, законопроект затронет огромное количество частных лиц, привыкших пользоваться сайтами объявлений».

А по оценкам лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, принятие законопроекта приведет к потерям региональных бюджетов в сумме более 3 миллиардов рублей в год, а муниципальных бюджетов — около 4 миллиардов рублей в год, число сокращенных специалистов составит 150-200 тысяч человек. «Мы имеем дело с искусственным созданием естественной монополии не в интересах России. По сути, это захват рынка и уничтожение отрасли», — утверждал он.

До самых до окраин

Свою позицию по вопросу о едином операторе уже обозначили 68 субъектов, из которых только 11 согласны с инициативой, но с существенными замечаниями к законопроекту: в части сохранения конкуренции на рынке, сокращения поступлений в бюджеты и искажения облика городов из-за бесконтрольной установки новых рекламных конструкций.

В числе несогласных Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, Костромская, Калужская, Воронежская, Смоленская, Кемеровская, Тульская, Липецкая, Ярославская, Республики Татарстан Удмуртия и Чувашия, и многие другие. Есть региональные власти, поменявшие свою позицию: если в августе в Совет Федерации они направили информацию, что «не возражают», то уже после этого от них стали поступать негативные отзывы в Госдуму и в Совет Федерации. Так произошло в Бурятии, Алтайском крае, Брянской, Кировской, Курской и Вологодской областях. Республика Северная Осетия не обозначила свою позицию по законопроекту, но муниципальные власти города Владикавказ выступили против законопроекта.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15