Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Россия
Партнерский материал

Градус на нуле. Как приучить водителей к трезвости: 20 идей по развитию России

18:15, 8 сентября 2022

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Автор «20 идей по развитию России» предложил ужесточить наказание за вождение в нетрезвом виде. Дмитрий Давыдов дополнил одно из своих предложений. Оно касается привлечения к ответственности и внесения изменений в меры наказания за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.

По мнению Дмитрия Давыдова, одна из ключевых проблем на российских дорогах — это пьяное вождение. По данным ГИБДД, почти каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) в 2020 году происходило с участием водителей с признаками опьянения.

Из-за нетрезвых водителей почти 25 тысяч человек получили травмы и более 4 тысяч человек погибли, что составило 28 процентов от всех смертей на дорогах. Только на прошлой неделе в Башкирии случилось ужасающее происшествие: нетрезвый водитель сбил 11-летнего ребенка, в результате чего тот был травмирован. А в Ингушетии пьяный мужчина за рулем сбил женщину, она попала в больницу.

«Такое количество случаев позволяет сделать вывод, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, влекущего смерти людей», — подчеркивает Давыдов.

Автор проекта советует обратиться к зарубежному опыту. Так, благодаря ужесточению наказаний за вождение в нетрезвом виде в Японии за период с 2000 года по 2019-й смертность на дорогах снизилась на 62 процента — почти в три раза. Показатель смертности составил 3,1 на 100 тысяч человек. Для сравнения: в Евросоюзе в тот же период он составлял 5,1, а в России — 11,6. Кроме того, процент смертности в ДТП с употреблявшими алкоголь в Японии упал до 4,9 процента — это почти в 6 раз меньше, чем аналогичный показатель в России.

Что сделали в Японии для того, чтобы снизить число таких происшествий? Во-первых, там разграничили понятия нахождения за рулем под воздействием алкоголя и в состоянии интоксикации (когда присутствуют затруднения в ходьбе, нарушения речи и так далее). В первом случае водителю грозит наказание в виде лишения водительских прав, штрафа в размере до 500 тысяч йен (около 215 тысяч рублей) и до трех лет лишения свободы. При интоксикации штраф составит 1 миллион йен (430 тысяч рублей), свободы можно лишиться на срок до пяти лет, а права заберут навсегда. За отказ от прохождения теста на опьянение обвиняемому грозит то же наказание, что и в первом случае. При ДТП по вине нетрезвого водителя с наличием жертв или тяжелых увечий срок лишения свободы может достигать 15 лет.

Кроме того, в Японии предусмотрены санкции за допущение человека в состоянии алкогольного опьянения к вождению. Так, штраф в 500 тысяч йен и лишение свободы на срок до трех лет грозит тому, кто угостил или предложил выпить человеку, который должен сесть за руль. Такое же наказание ждет тех, кто осознанно сядет в машину к водителю, находящемуся в состоянии опьянения. Штраф в 1 миллион йен и лишение свободы до пяти лет предусмотрены для тех, кто даст свой автомобиль нетрезвому водителю.

«Таким образом, ответственность распространяется на всех фигурантов дела о нетрезвой поездке. Наказание может понести не только пассажир, но даже сотрудник магазина или бармен, если он продаст алкоголь, зная, что клиент за рулем. Поэтому даже в элитных ресторанах Японии официанты перед подачей алкоголя могут уточнить у клиентов, приехали ли они на автомобиле и кто их повезет обратно», — разъясняет Давыдов.

Усовершенствовать наказания

В России с 1 июля 2021 года действует ужесточение наказаний за управление транспортным средством в нетрезвом виде. Сейчас водитель, ранее уже пойманный за рулем в состоянии опьянения, понесет штраф от 200 до 300 тысяч рублей с лишением права занимать должности и вести определенный род деятельности или получит тюремный срок до двух лет. При наличии судимости за пьяное вождение наказание за повторное нарушение может составить до 500 тысяч рублей и до трех лет лишения свободы.

По мнению Дмитрия Давыдова, властям следует обратить внимание и на другие аспекты пьяного вождения. Поэтому он предлагает принять следующие меры: увеличить штраф и максимальный срок лишения прав за первичное нарушение, не содержащее уголовно наказуемого деяния, с 30 тысяч и двух лет до 100 тысяч и трех лет. Аналогичное наказание он считает нужным установить и за передачу автомобиля нетрезвому водителю. В случае, когда нетрезвый водитель не имеет прав, автор проекта предлагает увеличить срок административного ареста с 10-15 суток до 30 суток и повысить штраф также до 100 тысяч рублей.

«Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку каждый случай нетрезвого вождения, помимо риска долгосрочного лишения прав, будет создавать значительную угрозу личному бюджету», — уверен Давыдов.

Дмитрий Давыдов считает целесообразным привлекать к ответственности пассажиров транспортного средства, которым управляет нетрезвый водитель. Он аргументирует свое предложение тем, что лица, севшие в один автомобиль с пьяным водителем, таким образом одобряют и поощряют совершение им правонарушения, а также осознанно подвергают свои и чужие жизни и здоровье опасности

По мнению Давыдова, исходя из моральных принципов, такие пассажиры становятся соучастниками преступления, поскольку они не сумели отговорить нетрезвого водителя и воспользовались его услугами.

При этом пассажирам общественного транспорта и такси стоит оставить возможность избежать наказания, так как факт употребления алкоголя и других опьяняющих препаратов водителем может быть им неизвестен.

«Таким образом, налагая денежный штраф за езду вместе с пьяным водителем, государство будет мотивировать пассажиров к тому, чтобы они убеждали водителей воздерживаться от употребления опьяняющих веществ за рулем и от езды в нетрезвом виде и чтобы удостоверились в его трезвости перед поездкой. Очевидно, что это сократит случаи такой незаконной и опасной езды», — убежден автор проекта.

Реакция ведомств

Дмитрий Давыдов направил свою идею в Совет Федерации, где председатель комитета по обороне и безопасности Виктор Бондарев ответил ему, что в Совете разделяют его озабоченность проблемой, а Федеральное собрание РФ, правительство и гражданское сообщество проводят планомерную работу, направленную на снижение количества ДТП данной категории.

Автор проекта также обратился в МВД России. ВРИО начальника МВД Владимир Швецов отметил, что с учетом недавнего обновления мер наказаний последующее совершенствование правового регулирования в этой сфере представляется преждевременным. Кроме того, он отклонил предложение по введению ответственности в отношении пассажиров транспортного средства, управляемого водителем в состоянии опьянения, поскольку правила дорожного движения РФ не содержат соответствующих предписаний пассажирам, что обусловлено спецификой установления факта употребления опьяняющих веществ.

Дмитрий Давыдов, в свою очередь, отметил, что стоит подробно прописать условия возникновения ответственности в таких случаях, чтобы невиновные не были наказаны.

«Когда будет действовать запрет на поездку в качестве пассажира пьяного водителя, то сразу сократится как число случаев пьяной езды, так и количество ее участников, подвергающих себя риску», — подчеркнул автор проекта «20 идей по развитию России»

Таким образом, он предлагает предусмотреть и прописать в КоАП все обстоятельства, при которых может наступить ответственность пассажиров, и заложить гибкость в плане применения мер для назначения максимально справедливого наказания.

Общественная поддержка

Главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков согласился с предложениями Дмитрия Давыдова: «Я поддерживаю идею ужесточения наказания за езду в нетрезвом виде. В нашей стране езда подшофе — бич. В течение последних десяти лет смертность на дорогах сократилась вдвое, примерно с 30 до 15 тысяч в год. А смертность в "пьяных" ДТП в течение многих лет остается практически неизменной: ежегодно мы теряем до четырех тысяч человек, а это больше трети всех смертей на дорогах!» — подчеркнул эксперт.

По мнению Кадакова, предлагаемые меры, безусловно, дадут эффект. «Можно подумать, что пьяный за рулем автомобиля, принадлежащего многодетной семье, менее опасен, чем за рулем корпоративной машины. Все опасны в равной степени! Не хотите таких проблем — не доверяйте машину кому попало. Особенно тем, кто любит заложить за воротник», — пояснил эксперт. Он также добавил, что в этом случае человек, предоставивший свой автомобиль пьяному водителю, будет разбираться с ним сам, и тем самым тоже понесет наказание.

Предлагаемые Дмитрием Давыдовым меры позволят ежегодно спасать десятки тысяч россиян от травм, увечий и гибели, возникающих из-за тех, кто позволяет себе садиться пьяными за руль

Однако все это можно будет реализовать только при условии законодательной поддержки со стороны государства.

Комментарии отключены
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше