Бывший СССР
00:01, 1 сентября 2022

Генацвале по оружию. Почему грузинские ветераны абхазской и осетинской войн едут сражаться на Украину?

Фото: Serhii Nuzhnenko / Reuters

В марте правительство Украины начало масштабную кампанию по привлечению иностранных добровольцев. Иностранные граждане, желающие принять участие в боевых действиях на стороне Вооруженных сил Украины (ВСУ), начали прибывать в страну и вступать в специально созданный иностранный легион. Однако части, укомплектованные иностранными гражданами, появились в ВСУ задолго до российской спецоперации, и одним из первых было как раз грузинское подразделение. Как граждане Грузии создали первый иностранный легион в ВСУ и что вновь привело их на Украину в 2022 году, разбиралась «Лента.ру».

В 1992 году Кавказ всколыхнула война. Длительный грузино-абхазский конфликт вылился в боевые действия. Россия тогда косвенно поддержала Абхазию, выступили на стороне республики и российские добровольцы из числа казаков и жителей Приднестровья. В ряде постсоветских республик, только что получивших независимость, это восприняли как продолжение имперской политики России. В Грузию тоже начали прибывать добровольцы, большинство из которых были гражданами Украины. А в 2014 году, после начала конфликта Украины с Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР), это вызвало ответный наплыв добровольцев из Грузии.

Братские народы

Грузинский национальный легион был создан осенью 2014 года. В его создании принял активное участие бывший президент страны Михаил Саакашвили. Он активно поддержал протестные акции на Евромайдане и в новом правительстве Украины получил пост первого вице-премьер-министра. Вербовка военнослужащих велась преимущественно на территории Грузии через неправительственную организацию (НПО) «Свободная зона» и партию «Единое национальное движение», которая была правящей в период пребывания Саакашвили у власти.

Вербовали в легион как молодежь, так и ветеранов боевых действий в Абхазии и Южной Осетии, которые проводили параллели между пророссийским движением в Донбассе и силами, выступавшими за независимость бывших автономных территорий Грузии

Представителями легиона в Грузии стали бывший начальник личной охраны бывшего президента 3виада Гамсахурдии Гоча Бахия и бывший представитель президента Грузии в Кахетинском регионе Петре Цискаришвили, который был тесно связан с Саакашвили и входил в его ближайшее окружение. Тогда удалось завербовать около 20 человек, в основном ветеранов и бывших сотрудников грузинских силовых структур. Вскоре к ним присоединилось несколько этнических грузин с паспортами США, Франции, Италии и Швейцарии.

Возглавил добровольческий отряд Мамука Мамулашвили. В возрасте 14 лет он принимал участие в боевых действиях в Абхазии в составе подразделения своего отца, генерала грузинской армии. Мамулашвили стал единственным, кто в подростковом возрасте был награжден высшей грузинской наградой — орденом Вахтанга Горгасала III-й степени, он побывал в абхазском плену. По словам Мамулашвили, он принимал участие в боях против российских войск во время первой чеченской войны на стороне сепаратистов. При Саакашвили он стал советником министра обороны Грузии и военным советником самого президента, до сих пор возглавляет Национальную ассоциацию смешанных единоборств.

Грузинские добровольцы принимали участие в боях за Луганский аэропорт летом 2014 года и под Дебальцево в январе-феврале 2015 года

В ходе этих операций Вооруженные силы Украины потерпели довольно серьезные поражения, однако о потерях среди грузинских добровольцев не сообщалось. По заявлениям Мамулашвили, его подразделение тогда выполняло «разведывательные и диверсионные» задачи, а не использовалось в качестве линейной пехоты, чем можно объяснить отсутствие данных о потерях.

Осенью 2015 года тогдашний президент Украины Петр Порошенко разрешил иностранным гражданам официально проходить службу в ВСУ. Грузинский национальный легион стал первым добровольческим формированием, которое вошло в состав регулярной армии в качестве полноценного национального подразделения. Грузинских добровольцев подчинили 25-му мотопехотному батальону «Киевская Русь» из состава 54-й бригады.

Как объяснил «Ленте.ру» военный историк Евгений Норин, в 2014 году Вооруженные силы Украины оказались перед серьезной проблемой: армии недоставало, во-первых, частей, способных выполнять вообще хоть какие-то боевые задачи, а во-вторых, активной, способной самостоятельно действовать пехоты. Этим и было обусловлено лояльное отношение командования к созданию добровольческих частей, в том числе из иностранных граждан. По его словам, добровольческие подразделения так или иначе решали обе задачи: добровольческий характер придавал им более высокий уровень мотивации по сравнению со многими обычными частями.

Норин считает логичным, что первое подразделение из иностранцев создали именно этнические грузины. По его словам, в грузинском обществе сильна обида на Россию после неудач 1990-х годов и 2008 года, когда Грузия поучаствовала в нескольких войнах, все их проиграла, а Россия во всех случаях так или иначе поддерживала противников Грузии.

Период заморозки

Минские соглашения и заморозка линии фронта не избавили грузинских добровольцев от желания воевать. Легион не разбежался, остался в составе Вооруженных сил Украины и регулярно находился на линии соприкосновения, выполняя боевые задачи. Вот только в период затишья прославиться подвигами добровольцам не удалось. В основном они попадали в скандалы.

В 2017 году Грузинский легион держал позиции в Донецкой области под городом Светлодарском на оборонительном рубеже Светлодарская дуга. 18 декабря грузинские добровольцы попали под массированный артобстрел, во время которого ранения различной степени тяжести получили 11 бойцов. Добровольцы были уверены: их обстреляли свои по указанию высшего украинского военного командования. Тогда на Украине шла конфронтация между президентом Порошенко и Саакашвили, который в качестве лидера оппозиции устраивал массовые демонстрации и требовал отставки главы государства.

Через несколько дней грузинские добровольцы заявили о выходе из состава 54-й бригады, обвинив ее командира Алексея Майстренко в некомпетентности. В ответ в Вооруженных силах Украины рассказали, что никакого Грузинского легиона в составе 54-й бригады никогда не было.

Добровольцы покинули ряды ВСУ, часть из них вернулась на родину. Однако Мамулашвили и костяк подразделения остались на Украине и продолжили тренировки

Вскоре произошел еще один, куда более крупный скандал. Итальянский журналист Джан Микалессин выпустил документальный фильм «Украина. Скрытая правда». В нем говорилось, что в 2014 году Мамулашвили якобы организовал группу снайперов, которые стреляли в людей на Майдане, что в итоге привело к беспорядкам и свержению президента Виктора Януковича.

Позже с подобными обвинениями выступил грузинский генерал Тристан Цителашвили: якобы будущий актив Грузинского легиона составляли люди, которые занимались в Грузии рэкетом и силовым разгоном протестных акций, их пригласил на Украину будущий спикер Верховной Рады Андрей Парубий. По словам Цителашвили, снайперам пообещали по 10 тысяч долларов от Порошенко, а передачу денег исполнителям должен был осуществить Саакашвили, но вознаграждения группа так и не дождалась.

Насколько эти обвинения соответствуют реальности, до сих пор неизвестно. Официальное расследование событий Евромайдана, проведенное украинскими властями, серьезных результатов не дало. Отдельное расследование, которое касалось исключительно роли грузинских снайперов в гибели людей на Майдане, вела Генеральная прокуратура Белоруссии, но никаких обвинений Мамулашвили так и не предъявили. Сам он, разумеется, свою причастность к расстрелу протестующих на Майдане отрицает.

Легионеры идут в бой

После начала специальной военной операции России на Украине Мамулашвили реанимировал Грузинский национальный легион. С первых дней конфликта подразделение получило значительный приток добровольцев. Среди них много профессиональных военных и бывших сотрудников грузинских силовых структур, но есть, например, и политики, в том числе бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили и как минимум два действующих депутата парламента.

При этом грузинские добровольцы идут не только в легион Мамулашвили, но и в другие подразделения Вооруженных сил Украины. Официальных цифр нет, но, основываясь на сообщениях СМИ, можно говорить о количестве от нескольких десятков до нескольких сотен человек. При этом к середине августа появились данные о гибели как минимум 18 грузинских добровольцев.

Впрочем, власти Грузии занимают довольно сдержанную позицию относительно российско-украинского конфликта. К примеру, они отказались поддерживать санкции Европейского союза против России. Власти республики стараются препятствовать отъезду добровольцев на Украину, впрочем, не создавая реальных преград для желающих. Определенная часть грузинского общества добровольцам явно сочувствует: тела погибших встречали в аэропорту Тбилиси, а их похороны становились важным общественным событием.

Командование ВСУ не сообщает, в каких именно операциях участвовали грузинские добровольцы, ссылаясь на секретность в условиях военного положения, однако известно о гибели двух граждан Грузии в боях под Киевом весной. Из-за этого реальную эффективность и вклад грузинских добровольцев (как в составе легиона, так и других частей Вооруженных сил Украины) оценить сложно.

Однако подразделение Мамулашвили снова оказалось в эпицентре скандала. На одном из видео, снятом в начале апреля, зафиксирован момент расправы украинских военных, среди которых был грузин, над тяжело раненым российским солдатом. Учитывая, что ранее Мамулашвили заявлял, что его подчиненные не берут в плен российских солдат, это привело к предположениям, что ответственность за убийство раненого несет именно Грузинский легион.

Мамулашвили заявил, что его подразделение к этому непричастно, и опроверг, что Грузинский легион не берет пленных. Его слова якобы превратно истолковали, а на самом деле он имел в виду, что грузинские добровольцы не имеют полномочий по работе с пленными, поэтому сразу передают их другим подразделениям. В России против Мамулашвили возбудили уголовное дело.

Военный эксперт Евгений Норин уверен, что Грузинский легион (как и другие «национальные» подразделения Вооруженных сил Украины) выполняет в основном пропагандистскую задачу с целью показать деятельную поддержку Украины людьми со всего мира.

Норин подчеркнул, что грузинские добровольцы — не сверхлюди, а вполне обычные солдаты. Эксперт при этом призвал не забывать, что специальная военная операция России на Украине является «противостоянием скорее артиллерии, чем пехоты». «Они могут быть хорошими солдатами или плохими солдатами — 152-миллиметровый снаряд под ноги уравняет всех», — резюмировал он.

***

В силу своей малочисленности грузинские добровольцы физически не смогут оказать масштабного влияния на ход боевых действий на Украине, однако вполне могут стать дестабилизирующим фактором для самой Грузии после окончания конфликта. Лидеры грузинских добровольцев и многие из них — сторонники бывшего президента Михаила Саакашвили, который сейчас находится в тюрьме. Пока власти страны стараются проводить сдержанную политику, часть общества явно симпатизирует Украине. И возвращение в Грузию людей с реальным боевым опытом и радикальной идеологией может резко активизировать действия оппозиции и обострить политические процессы в стране.

Дмитрий Плотников

< Назад в рубрику