Вводная картинка

Труба тебе. Вышел последний сезон «Лучше звоните Солу». Почему это лучший спин-офф в истории сериалов?

Культура

На Netflix подходит к концу шестой, финальный сезон «Лучше звоните Солу», спин-оффа самой захватывающей криминальной драмы прошлого десятилетия (если не всех времен) «Во все тяжкие». Создатели оригинала Винс Гиллиган и Питер Гулд решили посвятить отдельный сериал одному из самых популярных, но при этом и самых нелепых персонажей метамфетаминового неовестерна — и не прогадали. «Лента.ру» объясняет, почему «Лучше звоните Солу» — лучший пример того, как нужно делать спин-оффы.

Слышали что-нибудь о Джимми МакГилле (Боб Оденкерк)? И мы нет — юрист с этим именем уже давно не появляется ни в полицейских отделах, ни в тюрьмах, ни на судебных заседаниях. Тем временем все криминальные элементы Альбукерке не перестают судачить о Соле Гудмане, адвокате, который вытащил из лап закона опаснейшего психопата Лало Саламанку (Тони Далтон), члена крупнейшего на американском Юге наркокартеля. Бывшие коллеги теперь при встрече с МакГиллом разве что не плюются — никто не хочет знаться с пособником бандитов. Однако дурная слава неожиданно оборачивается Джимми на руку — вот уже у своего офиса (точнее, у подсобки маникюрного салона) он обнаруживает невиданную доселе толпу потенциальных клиентов. И кого волнует, что все они сплошь покрыты татуировками?! МакГилл-Гудман таким разменом репутации вполне доволен — работы навалом, практика продолжается, и да свершится правосудие!

Впрочем, свои личные счеты Гудман предпочитает сводить вне легального поля — параллельно работе он неустанно строит козни заклятому врагу Говарду (Патрик Фабиан). Помогает ему в этом возлюбленная Ким (Рэй Сихорн), и вместе они выдумывают наисложнейшие схемы для того, чтобы поквитаться с бывшим начальником. Динамика отношений Ким и Джимми, к слову, оказывается куда интереснее постоянных конфликтов главного героя «Во все тяжкие» Уолтера Уайта с его супругой Скайлер. Последняя стала без преувеличений самым ненавидимым персонажем шоу — притом, что ее страхи потерять семью или прослыть женой наркоборона были вполне оправданными. Ким же, подающая большие надежды юрист и просто примерная умница, в определенный момент позволяет любовнику утянуть себя на темную сторону — в те самые, простите, тяжкие.

Путь главного героя спин-оффа от Джимми МакГилла к Солу Гудману оказался долгим — «Лучше звоните Солу» существует уже на целый сезон дольше своего прародителя, и за все это время, кажется, вовсе не испортился

При всей незначительности большинства передряг, в которые попадает МакГилл, следить за перипетиями его судьбы не надоедает ни на секунду. Судебная драма (как себя изначально позиционировал спин-офф) в нужные моменты оборачивается криминальным триллером — тут фокус внимания переводится на расчетливого и безэмоционального наркобарона Гуса Финка (Джанкарло Эспозито) и его верного приспешника Майка (Джонатан Бэнкс) — или же и вовсе превращается в чистую комедию с участием преподавателя в киношколе, проститутки и расширяющего зрачки медицинского препарата. Эти сцены (или даже целые эпизоды) будто бы скомпилированы из разных шоу, но в «Лучше звоните Солу» их соседство выглядит крайне логичным и естественным.

Вообще, по этому сериалу впору писать учебники о том, как следует снимать спин-оффы — сегодня стриминговые сервисы переполнены приквелами и сиквелами старых хитов, на горе фанатов оказывающимися полнейшим разочарованием, а уж сколько более-менее сносных сайд-проектов достигали уровня популярности оригиналов? И не сказать, что после анонса шоу о говорливом адвокате с очень сомнительным вкусом в декоре поклонники «Во все тяжкие» не задумывались о целесообразности этой задумки — все-таки в раннем сериале Гудману отводилась функция исключительно комедийная, разбавляющая токсичность отношений мистера Хайзенберга и Джесси Пинкмана. В оригинальном Соле было нелепо все, начиная от фантасмагоричного антуража (офис с пластмассовыми колоннами и надувной статуей Свободы на крыше) и заканчивая именем, превращенным в коронную фразу ('s all good, man).

И все же Гиллигану и Гулду удалось создать драму, вполне способную жить особняком от прародителя

При этом контекст «Во все тяжкие» работает шоураннерам на руку — Сол Гудман в спин-оффе превращается из чистого клоуна в фигуру трагикомичную, ведь любые его попытки выйти на праведный путь или хотя бы просто завязать с криминалом обречены на провал. Мы знаем, что, несмотря на все успехи в карьере и в личной жизни, закончит он в одиночестве, работая на больного раком варщика метамфетамина.

Вопрос здесь не в том, как закончится история (хотя шестой сезон расщедрился и на флешфоварды, раскрывающие судьбу Сола Гудмана уже после событий «Во все тяжкие»), а в том, что именно приведет героев к их исходным позициям. Что Джимми, что Майк в первых частях спин-оффа максимально далеки от тех личностей, которые предстают перед нами в «Во все тяжкие». Да, их жизням точно ничего не угрожает, но вот психологическое состояние постоянно оказывается под угрозой.

«Во все тяжкие» без преувеличения стал прорывом в мире сериалов — и не только благодаря харизматичному дуэту главных героев или щепетильности шоураннеров в изображении криминального мира (уже существовала хотя бы «Прослушка»). Этот неовестерн стал революционным потому, что одним из первых показал цельную трансформацию главного героя от добропорядочного гражданина в сущее зло, которое, будучи доведенным до предела, оказывается клыкастее любых бывалых негодяев.

«Лучше звоните Солу», наоборот, берет за основу отпетого мошенника, снюхавшегося со всеми криминальными элементами Альбукерке, раскрывает его довольно сложный внутренний мир и заставляет искренне сопереживать. Да, история затянулась — уже и Disney за это время успел выпустить целую серию довольно удачных спин-оффов по вселенной «Звездных войн», действуя по схожей схеме. Но Гиллиган и Гулд все же стали здесь не просто первопроходцами — в отличие от «Книги Бобы Фетта» или «Оби-Вана Кеноби», их шоу куда теснее работает в связке с оригиналом и придает многим сценам и персонажам из него новые контексты и оттенки. Так что совсем неудивительно, если «Лучше звоните Солу» вызовет желание пересмотреть легендарный оригинал — и едва ли ему стоит сопротивляться.

Последняя серия шестого сезона сериала «Лучше звоните Солу» (Better Call Saul) выйдет на Netflix 16 августа

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа