«Они полностью отдают себя работе» Как российские модели годами восхищают иностранцев и покоряют главные подиумы мира?

Красота и талант русских моделей десятилетиями восхищали иностранную публику, прокладывая им дорогу на мировой подиум даже во времена железного занавеса. Одни объясняют успех российских манекенщиц на Западе особыми чертами славянской внешности, другие — трудолюбием и упорством. Одно непреложно: на протяжении всей истории модельного бизнеса на Западе особенно ценились модели из России. В чем феномен российских манекенщиц? Как они покоряли иностранные подиумы? И какие суперзвезды есть среди них сегодня? Об этом «Лента.ру» рассказывает в рамках проекта «Здесь и сейчас».

«Модная волна на белую кожу накрыла мир»

Девушки славянской внешности издавна привлекают внимание иностранных мужчин, в том числе и великих правителей. Александра Павловна, ставшая женой Иосифа Австрийского; Ольга Константиновна, которая вышла замуж за греческого короля Георга; супруга принца Нидерландов Виллема Оранского Анна Павловна — всех этих женщин объединяет одно: в разные периоды истории они были возлюбленными глав зарубежных государств, а некоторые из них к тому же правили заморскими территориями.

Даже восточные монархи не могли устоять перед красотой славянок. Считается, что супруга османского султана Сулеймана Великолепного Хюррем имела украинское происхождение. Историки предполагают, что девушку, которую насильно привезли во дворец из Крыма, звали Александрой, или Роксоланой. Завоевав сердце Сулеймана, Хюррем стала полноправной хозяйкой гарема и матерью будущего султана Османской империи Селима.

Развитие кинематографа и индустрии моды в XX веке только закрепило позиции славянок среди самых красивых женщин планеты

Русские модели и актрисы вызывали восхищение у миллионов мужчин, даже несмотря на оковы железного занавеса. Советские манекенщицы выезжали за границу и покупали импортные наряды, выходили на подиумы в показах мировых брендов, их фотосессии публиковались в отечественных и иностранных журналах, таких как Siluett, Cosmo, «Лада», Dievca, «Мода», Burda.

Леокадия Миронова, Мила Романовская, Регина Збарская, Валентина Яшина, Галина Миловская, Елена Метелкина, Татьяна Чапыгина, Елена Изергина, Татьяна Михалкова, Наталия Медведева — иностранная пресса называла этих женщин самым красивым оружием СССР.

К началу 2000-х в индустрии вспыхнули новые звезды: Наталья Водянова, Ирина Шейк, Валентина Зеляева, Влада Рослякова, Евгения Володина, Анна Селезнева, Наташа Поли, Наталья Семанова, Анна Вялицына, Саша Пивоварова. Примечательно, что не все отечественные звезды подиума отличались миловидной славянской внешностью, подразумевающей светлые волосы, глаза и кожу. Татарка Ирина Шейк (Шайхлисламова), например, покорила иностранцев смуглой кожей, а Евгения Володина — темными локонами и резкими чертами лица.

Дизайнеры Елизавета Соколова и Евгения Богородская объясняют популярность славянок так называемой anti-age внешностью, которую восхваляют в модной индустрии. Согласно отчету Lidwell, Holden and Butler, аудитория предпочитает рекламные ролики, в которых участвуют модели с «детским» лицом.

«Модная волна на белую кожу накрыла мир с Востока. В той же Южной Корее и Японии — чем белее кожа, тем миловиднее и прекраснее ее обладательница», — уточняют эксперты. К тому же, по мнению Соколовой и Богородской, во внешности славянок присутствует некая истома, которая подкупает зарубежных работодателей. «Драматичный образ более универсален, дизайнерам легче обыграть внешность русских моделей как на подиуме, так и на съемках рекламных кампаний», — считают они.

Дерматолог Вероника Коршикова соглашается с мнением модельеров, считая трагическое выражение лица одним из главных преимуществ моделей-славянок. Врач также объясняет, что при виде ребенка или человека с детскими чертами у человека вырабатывается гормон окситоцин, вызывающий чувство доверия.

«Сейчас в мире ценится то, чего так не хватает обществу: эмпатия и доверие. По этой причине мировые бренды ориентируются на моделей с baby face, внешность которых ассоциируется с честностью и открытостью», — считает Коршикова.

Русская волна

Возможность свободно выезжать за пределы страны после развала СССР позволила русским манекенщицам больше работать с иностранными дизайнерами. Влада Рослякова построила карьеру в США и странах Азии, а Наталья Водянова и Наташа Поли (Полевщикова), обе родом из российской глубинки, отправились покорять модный олимп в Париж.

К тому же в России начали открываться отделения зарубежных брендов. Магазин Nike распахнул свои двери в 1994 году, пятью годами позднее в стране появился Mango, а в 2003 году — испанский массмаркет Zara. Руководство каждой новой марки, пришедшей в Россию, остро нуждалось в новых лицах для рекламных кампаний.

Постепенно мировой подиум пополнился российскими моделями — зарубежная пресса описывала этот феномен как «русскую волну»

Наталья Семанова, Татьяна Завьялова, Ольга Пантюшенкова, Кристина Семеновская стали первыми манекенщицами из России, которым удалось сделать карьеру на Западе.

Наталья Семанова признавалась, что стала звездой мирового подиума по воле случая. В 1992 году девушка случайно попала на кастинг в Агентство Славы Зайцева вместе с подругой, а уже через два года победила в престижном международном конкурсе The Look of the Year. 14-летняя Наталья стала самой молодой победительницей в истории и из-за юного возраста не смогла воспользоваться призом конкурса — участие в показе Джанфранко Ферре. По европейским законам, девушки не могут работать моделями до 16 лет, поэтому в качестве утешительного приза Джанфранко на своем шоу посадил Семанову в первом ряду — рядом со знаменитой Софи Лорен.

Через несколько лет Семанова стала лицом парфюма Opium и подписала контракт с Giorgio Armani, окончательно закрепив за собой статус супермодели. Позже она появилась на обложках Marie Claire и Vogue, дефилировала в показах Lanvin, Givenchy и других мировых марок.

Ее коллега Татьяна Завьялова тоже быстро обрела славу благодаря конкурсу The Look of the Year. Молодая манекенщица работала настолько усердно, что иностранцы называли ее «железная леди». Например, контракт, который девушка заключила с агентством Elite на сумму 50 тысяч долларов, она отработала всего за три месяца. В 1995 году 21-летняя русская красавица уже входила в особую категорию звезд агентства — наравне с Линдой Евангелистой и Синди Кроуфорд.

Завьялова выходила на мировой подиум десятки раз и представляла коллекции самых именитых марок, в том числе Yves Saint Laurent, Vivienne Westwood, Emanuel Ungaro, Christian Lacroix, Kenzo, Lanvin.

Еще более популярной Завьялова стала после участия в фотосессии для календаря Pirelli в 1997 году. Вместе с ней на страницы культового календаря попали и другие звезды «русской волны» — Ирина Пантаева и Кристина Семеновская.

Съемка для Pirelli является своеобразным профессиональным признанием для любой модели. Пермячка Наташа Поли становилась героиней календаря дважды — в 2011 и 2012 годах. Тогда авторами снимков выступили дизайнер Карл Лагерфельд и фотограф Марио Сорренти.

Помимо Pirelli, Поли успела поработать со множеством брендов и сняться для 61 обложки различных версий журнала Vogue. В Vogue Paris ее назвали одной из 30 лучших моделей 2000-х годов.

Эра трех V

Нулевые годы в модельном бизнесе ознаменовала «эра трех V», названная зарубежными массмедиа по фамилиям самых успешных российских моделей: Натальи Водяновой, Евгении Володиной и Анны Вьялицыной (более известной как Анна В.). Этих девушек, заметно отличавшихся от своих предшественниц, относили ко второму поколению моделей.

Главным образом Водянову, Володину и Вьялицыну объединяло то, что они сумели проложить себе путь на мировой подиум из провинции. Плюс ко всему они оказались первыми моделями, которые заключали контракты напрямую с офисами в Нью-Йорке, Париже и Милане благодаря иностранным агентам.

Успех каждой их «трех V» подтверждал, что интерес к россиянкам не просто увлечение иностранцев экзотической славянской внешностью. Водянова, Володина и Вьялицына быстро попали в топ лучших представительниц модной индустрии наравне с мировыми звездами.

40-летняя Наталья Водянова по сей день остается одной из самых востребованных манекенщиц. При этом в юности девушка из Нижнего Новгорода не могла и представить, что ее ждет головокружительная карьера на подиуме и столь яркая жизнь

Водянова не грезила о всемирной славе, однако судьба уготовила трудолюбивой россиянке не только череду контрактов и дружбу с именитыми дизайнерами, но и брак с британским аристократом Джастином Портманом, а затем — с сыном одного из богатейших людей в мире Антуаном Арно.

Нижегородская девочка росла в неполной семье. Каждый день ей приходилось помогать матери на рынке, чтобы прокормить двух младших сестер, одна из которых была инвалидом с детства. Рано повзрослевшая Водянова уже в 15 лет уехала из дома, а в 16 отправилась в местное модельное агентство, чтобы заработать на жизнь. Всего через полгода на нее обратили внимание иностранные рекрутеры, и она оказалась в столице мировой моды — Париже.

Водянову часто сравнивают с Золушкой, поскольку она стала первой из российских моделей постсоветского пространства, которой из российской провинции удалось попасть на Запад. Слава Натальи настолько быстро облетела мир, что в иностранной прессе ее прозвали Supernova («Сверхновая звезда»).

Сначала россиянке, не говорившей ни на одном иностранном языке, приходилось посещать десятки кастингов в день и браться за любую работу. Упорство и талант увенчались успехом: вскоре на девушку обратили внимание самые влиятельные дизайнеры индустрии — Том Форд и Кельвин Кляйн. В 2003-м Водянова стала официальным лицом Calvin Klein, и с того момента ее карьера пошла в гору.

В том же году модель впервые появилась на обложке британского Vogue и приняла участие во множестве показов, в том числе у Chanel, Valentino, DKNY, Dolce & Gabbana, Prada. В 2004 году Водянова окончательно закрепила за собой статус одной из самых успешных моделей мира, оказавшись на обложке американского Vogue вместе с Жизель Бюндхен и Дарьей Вербовой.

В нулевых годах Наталья Водянова вошла в третью сотню самых богатых людей Великобритании, заработав 3,6 миллиона фунтов стерлингов.

3,6 миллиона

фунтов стерлингов заработала Наталья Водянова в 2003 году

Вопреки ошеломительному успеху, Наталья признавалась, что никогда не стремилась к всемирной известности. «Все, чего я хотела, — зарабатывать столько, чтобы обеспечить безопасность маме и сестре», — говорила она в интервью.

Одновременно с Водяновой мировой подиум покоряла Евгения Володина из Казани. Двух россиянок часто сравнивают, ведь дорогу за рубеж им проторил один и тот же фотограф — москвич Алексей Васильев, которого называли «охотником за прекрасными лицами».

Париж, о котором так мечтала Володина, едва ее не сломал. В 2000 году агентство Viva пригласило юную красавицу на работу во Францию, однако обещанного потока кастингов она там так и не дождалась. Из-за скромного заработка и большой конкуренции Евгения собиралась вернуться на родину, однако все кардинально изменилось два года спустя — после случайной встречи с влиятельным фотографом Стивеном Мейзелом.

Евгения попала на обложку итальянского Vogue в 2002 году, что стало поворотным моментом в ее карьере. Благодаря Мейзелу за девушкой закрепилось прозвище Женя Жениаль («Гениальная Женя»). После съемки для «библии моды» Володина получила первое крупное предложение: они с Водяновой стали лицами рекламной кампании Gucci.

гениальная Женя

прозвали Евгению Володину за рубежом

Впоследствии Володина сотрудничала со многими известными брендами, среди которых Escada, Bvlgari, Versace, Valentino, Zac Posen, Salvatore Ferragamo, Fendi, Dolce & Gabbana, Oscar de la Renta, Jean Paul Gaultier, Thierry Mugler и Céline. Кроме того, в период с 2002 по 2007 год она неоднократно участвовала в показах Victoria's Secret наряду с другими мировыми звездами.

Заключает список «трех V» Анна Вьялицына, которая, в отличие от Водяновой и Володиной, мечтала стать моделью с раннего детства. Разница между коллегами состоит в том, что Вьялицына не ждала признания годами: 15-летняя девушка получила мировую известность уже в первые месяцы работы.

Карьера манекенщицы развивалась действительно стремительно: через несколько недель после переезда в Париж она ходила по подиуму на показах Sophia Kokosalaki и Cacharel. Участие в дефиле сделали ее новой звездой, которую все дизайнеры хотели видеть в своих шоу.

Анна В., как ее называли иностранцы, принимала участие в съемках таких изданий, как Elle, Vogue, Glamour, Sports Illustrated, и марок Dolce & Gabbana, Tommy Hilfiger, Diesel и Victoria's Secret. А в 2002 году она подписала первый крупный контракт с модным домом Chanel, став лицом аромата Chanel Chance.

«Русские обладают такой рабочей этикой, которой нет у девушек ни одной другой национальности. Фотографам и дизайнерам нравится их внешность, но абсолютно все ценят их отношение к делу. Они полностью отдают себя работе и вне зависимости от того, сколько им лет, понимают правила этого бизнеса», — справедливо подмечает агент Вьялицыной Дункан Орд.

«У россиянок есть особенное стремление стать лучшими»

Не менее знаменитой в начале нулевых была уроженка Омска Влада (Елена) Рослякова, которая родилась в небогатой семье милиционера и медсестры. Она попала в модельный бизнес случайно: пойти в агентство 16-летней Росляковой, которая училась на парикмахера, посоветовала знакомая.

В беседе с «Лентой.ру» Влада рассказала, что первый же модельный скаут предрекла ей мировой успех, к чему она отнеслась довольно скептически. «Агент попросила меня отращивать брови, чтобы они имели натуральную форму, поскольку тогда в моде были выщипанные ниточки. Хоть я и не надеялась получить контракт, все же последовала совету человека из мира моды», — рассказала Влада.

Совет агента оказался действенным, и омское агентство «Эскимо» приняло Рослякову на работу. Вскоре девушку отправили в Токио, где все начинающие модели набираются опыта и составляют первое портфолио. Манекенщица призналась, что поездка в Японию, которая стала для нее первым в жизни путешествием за границу, далась ей довольно тяжело. На съемках россиянке приходилось объясняться на пальцах, со словарем в руках, а работы было ничтожно мало.

Когда я вернулась домой, мне казалось, что я так и останусь в Омске, но всего через неделю меня отправили на парижскую Неделю моды, а там — сотни кастингов, примерок и десятки показов. Оттуда как снежный ком на меня обрушились предложения о сотрудничестве со всего мира

Влада Росляковароссийская топ-модель

В 2004 году юная модель приняла участие в 16 дефиле: среди брендов, покоренных красотой Росляковой, были Comme des Garcons, Isabel Marant и Kenzo. Еще через год Влада уже рекламировала продукцию таких марок, как Nina Ricci, Max Mara, D&G, Prada, Roberto Cavalli, Givenchy и Valentino. С ней сотрудничали лучшие фотографы индустрии — Терри Ричардсон, Стивен Кляйн и Марио Тестино.

Когда карьера россиянки пошла в гору, коллеги порекомендовали ей изменить имя, чтобы иностранцы не путали ее с другой известной моделью Еленой Росенковой, и девушка взяла имя Влада — в честь своего отца Владимира.

Кроме многочисленных показов и фотосессий, Рослякова появлялась на обложках Vogue, Dazed, L'Officiel, Elle, The Hunger Magazine, Allure, Vogue, Harper's Bazaar. В 2007 году она стала лицом Dolce & Gabbana, в 2011-м — Swarovski, а в 2013-м участвовала в шоу Victoria's Secret.

Влада считает своими главными достижениями личное знакомство и работу с Карлом Лагерфельдом, Ральфом Лореном, Джилом Сандером и Рафом Симонсом — видными фигурами в модной индустрии. К тому же она стала музой культового французского модельера Кристиана Лакруа.

Рослякова попала в список 30 самых высокооплачиваемых и востребованных топ-моделей мира, а в 2021 году стала приглашенной судьей в реалити-шоу «Ты — топ-модель» на телеканале ТНТ.

По мнению Влады, многие россиянки смогли обрести мировую известность благодаря трудолюбию и сильному характеру. «Наши соотечественницы плохо знают английский, но все равно умудряются быть профессиональными, пунктуальными и готовыми к изнурительным процессам отбора и съемок», — делится она наблюдением.

Мне кажется, мы не боимся трудностей: у россиянок есть особенное стремление стать лучшими

Влада Росляковароссийская топ-модель

Однако модный мир постоянно меняется, и если раньше девушки тратили массу времени и сил на тернистом пути к успеху, то сейчас им достаточно просто набрать подписчиков в соцсетях, сетует Рослякова. «В начале работы интернетом я еще не пользовались, на кастинги в незнакомых городах мы ходили с бумажными картами. Чтобы о тебе узнали, надо было получить одобрение агентов, дизайнеров и стилистов. Сейчас же можно сделать видео в TikTok и проснуться с предложением от известного бренда. На съемках модели записывают видео для соцсетей — это стало частью работы, ведь для многих клиентов важно то, как девушка ведет свой аккаунт», — утверждает модель.

Рослякова считает, что изменились и параметры отбора моделей. В начале 2000-х существовал четкий стандарт, согласно которому девушки должны были показывать на кастингах фигуру и лицо без макияжа. Сейчас же, по ее словам, дизайнеры хотят не только видеть красивую картинку, но и иметь представление о внутреннем мире модели. «Порой прихожу на кастинг и вижу моделей с ярким макияжем, в стильной, но абсолютно не обтягивающей одежде, тогда как раньше необходимо было показывать фигуру и натуральное лицо. Сейчас хотят знать, чем девушка занимается помимо модельной карьеры», — резюмирует модель.

Новые звезды

За границей любовь к россиянкам не угасает, поэтому количество российских имен в модельном бизнесе с каждым годом растет. Похвастаться сотрудничеством с мировыми компаниями теперь могут модели нового поколения — София Стейнберг, Маша Скокова, Алина Болотина, Наталья Булычева, Соня Мальцева, Полина Завьялова.

Возраст самых популярных моделей не превышает 25 лет: любовь к «детским» лицам до сих пор сохраняется в индустрии. В то же время нынешние звезды подиума разрушают стереотипы об экстремальной худобе для успешной карьеры.

Сегодня необязательно иметь параметры 90-60-90, чтобы подписать контракт с агентством: многие девушки отличаются крупным телосложением и нестандартными чертами лица

«Тренд на естественность давно распространился среди инфлюэнсеров, так как гламурная отфотошопленная жизнь на страницах соцсетей больше не вызывает доверия. То же самое и в модельной индустрии: людям важно видеть в рекламе тех, с кем они могут себя ассоциировать, манекенщицы с идеальными телами уже не отвечают этому запросу», — считает представитель пиар-компании по работе с блогерами и инфлюэнсерами Perfleunce Юлдуз Юсупова.

Например, Женя Макарова прославилась за границей под именем Jolie Alien из-за «инопланетной» внешности. В отличие от многих моделей, она не проходила десятки кастингов — агентство само связалось с ней в 2018 году в соцсетях. Вскоре после этого 16-летняя модель дебютировала на показе Louis Vuitton по приглашению самого Николя Жескьера — креативного директора французского бренда.

Первое же дефиле открыло Макаровой дорогу в модную индустрию. За показом Louis Vuitton последовало шоу Valentino Haute Couture в Париже, съемки лук­бука Jil Sander с культовым фотографом Марио Сорренти и знакомство с Викторией Бекхэм, которая доверила Жене открытие и закрытие своего показа в Нью-Йорке. Всего за два года Макарова приняла участие в дефиле таких брендов, как Prada, Jil Sander, Sportmax, Blumarine, Off-White и Nina Ricci, появилась на страницах Elle, Vogue, Cosmopolitan, Marie Claire.

Теперь Макарова называет себя в первую очередь не моделью, а художницей. Оставшись без работы во время локдауна, она успела написать несколько десятков картин. Свои абстрактные работы она выставляла на персональных выставках в галерее «Кино» и пространстве Cube Moscow. Произведения Жени Макаровой попали в собрания многих российских коллекционеров современного искусства, среди которых Андрей Малахов, Алексей Прийма и Данило Ланге.

В 2019 году Женя Макарова совместно с брендом Mango выпустила капсульную коллекцию одежды. Линейка, получившая название The Art of Jolie Alien, включала футболки с принтами работ Макаровой.

Еще одна знаменитая россиянка Симона Куст, дочь известного художника и костюмера Александра Петлюры, с детства была погружена в андеграундную тусовку столицы. Общение с креативным классом сформировало богемный образ манекенщицы, который понравился модному дому Saint Laurent. Помимо участия в показе бренда и съемки в рекламе Paco Rabanne, в ее портфолио есть обложки Vogue, Interview и Numero.

Несмотря на относительно маленький рост — всего 172 сантиметра, — за последние пять лет Симона уже успела поработать с Saint Laurent, Ayako, Paco Rabanne, Sandro, Chanel, Carcy, The Charm, No.21, Hugo Boss и другими мировыми брендами

Помимо люксовых брендов, девушка сотрудничала и с массмаркетовыми ретейлерами: на ее счету — лукбуки Zara и участие в рекламной кампании Bershka, в рамках которой она представила покупателям коллекцию певицы Билли Айлиш.

Алеся Кафельникова, как и Симона Куст, изначально получила известность благодаря отцу — она дочь известного теннисиста Евгения Кафельникова. Однако в 2019 году Кафельниковой удалось выйти из тени звездного родителя и стать не только популярным инфлюэнсером с сотнями тысяч подписчиков в соцсетях, но и одной из самых узнаваемых российских моделей.

Всего за один сезон в рамках Недели моды в Париже Кафельникова прошлась по подиуму брендов Burberry, Moschino, Isabel Marant и Chanel. В последующие годы она приняла участие в дефиле и других всемирно известных марок: Yeezy, Dsquared2, Etam, Diesel и David Koma. Помимо этого, модель неоднократно становилась героиней модных журналов. В портфолио Каф — съемки для ES Magazine, Numero, Elle, а также российской и иностранных версий издания Vogue.

Карьере россиянки не помешало даже рождение ребенка: в июле 2021 года она стала матерью, а уже в феврале 2022-го вернулась на подиум. 23-летняя Алеся вышла на показ бренда David Koma на Неделе моды в Лондоне

София Стейнберг — еще одна российская модель с многотысячной аудиторией поклонников. Девушка прославилась в 17 лет, когда всего за один сезон успела 37 раз выйти на подиумы в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Таким образом она стала третьей в списке моделей с самым большим числом отработанных показов. В числе ее работ — R13, Paco Rabanne, Boss, Michael Kors, Versace, Maison Margiela, Prada, No.21, Erdem, Louis Vuitton, Fendi, Valentino, Simone Rocha, Ermanno Scervino, Brognano, Givenchy и множество других брендов.

Помимо участия в дефиле, Стейнберг снималась для модных журналов, среди которых Elle, Crash Magazine, Lucheon и Le magazine du Monde. В 2021 году она также приняла участие в шоу Fendace, в рамках которого представила результат коллаборации модных домов Fendi и Versace. Стейнберг прошла по подиуму рядом с культовыми моделями Наоми Кэмпбелл, Эмбер Валлетта, Кейт Мосс и Шалом Харлоу.

София Стейнберг стала моделью года по итогам зрительского голосования на премии Model of the Year Awards и вошла в список 50 лучших манекенщиц сайта Models.com.

За последние годы в модельном бизнесе преуспели не только девушки. Зарубежных дизайнеров покорили и мужчины-манекенщики из России: Кирилл Соколовский (артист Большого театра), Ислам Дулатов, Матвей Лыков, Андрей Захаров, Гена Малинин, Владимир Иванов, Всеволод Черепанов, Данила Поляков, Артур Данияров, Егор Семенов и другие имена успели появиться на страницах главного сайта индустрии моды.

Матвей Лыков и Владимир Иванов попали в список 50 лучших моделей Models.com, среди достижений Андрея Захарова — сотрудничество с Giorgio Armani, Replay, Next и другими марками, а Ислам Дулатов успел поработать с Moschino и Versace.

Чеченец Ислам Дулатов попал в индустрию благодаря старшему брату Джабраилу, которого скаут заметил в дюссельдорфском магазине Gucci и пригласил на кастинг

Джабраил признавался, что несколько месяцев копил деньги на ремень люксового бренда, который по счастливой случайности проложил ему дорогу в модельный бизнес.

Джабраил привел с собой на кастинг трех младших братьев — Сулумбека, Ислама и Тамерлана, которые моментально завоевали симпатии дизайнеров. Уроженцы небольшого города Урус-Мартан переехали в Германию в статусе беженцев и постоянно искали подработки, чтобы помогать родителям деньгами. Всего через несколько лет они стали успешными манекенщиками, на их счету — дефиле Gucci, Versace, Diesel и других именитых брендов.

Время «люмпенов»

Сторонники движения инклюзивности и бодипозитива помогают моделям с нестандартной внешностью стать полноправными игроками на модной сцене. Активисты демонстрируют обществу: в современном мире для достижения успеха не обязательно обладать высоким ростом и худощавым телосложением.

Более того, модные бренды научились извлекать из идей бодипозитива коммерческую выгоду. Даже компания Victoria's Secret, которая долгие годы отбирала для своих шоу моделей с идеальной фигурой, отказалась от стройных «ангелов» в пользу женщин, отличающихся «достижениями, а не пропорциями».

Индустрия стала инклюзивной, а рынок адаптировал бодипозитив под аудиторию с разными предпочтениями. Теперь дизайнеры сосредоточились не на том, чтобы разрушать устаревшие стандарты красоты, а на том, чтобы формировать новые.

В то же время, по мнению доктора философских наук Линдси Кайт, современные женщины по-прежнему страдают от того, что об их личности судят по привлекательности лица и тела. Они уверены: бодипозитив приковывает еще большее внимание публики к внешнем виду.

Недовольство такого рода привели к появлению нового движения — бодинейтральности. Впервые такой термин предложила тренер Анн Пуарье в 2015 году, а его концепцию подробно описала в книге «Красота без прикрас» Анушка Риз.

Красота и внешняя привлекательность — не главное, они преходящи с возрастом; критерии красоты размыты и переменчивы

Анушка РизАвтор книги «Красота без прикрас»

Модные тенденции Запада, как правило, внедряются и на отечественном рынке. Модели с нестандартной внешностью становятся все более востребованными в России. Одним из первых противостоять консервативной модной среде начал Игорь Гавар, основавший в 2016 году агентство для зрелых моделей Oldushka. «У проекта задача — не только избавить молодых людей от страха перед старостью, но и добавить уверенности людям в возрасте», — объяснял Игорь.

За несколько лет существования проекта манекенщицы Oldushka успели появиться на страницах «Афиши», Bosco Magazine, Buro 24/7, Design Scene Magazine и других изданий. Кроме того, одна из сотрудниц агентства Ольга Кондрашева снялась в рекламной кампании дизайнера Кирилла Гасилина, а также приняла участие в съемках клипа певицы Елки.

Художница Авдотья Александрова тоже открыла агентство нестандартных манекенщиц под названием Lumpen. По мнению редакторов британского издания Dazed, женщина разрушила представление о том, что модная индустрия — только для избранных

Агентство Александровой ищет женщин и мужчин с особенностями внешности по всей России, сейчас в нем работают около 200 человек. «Люмпены» вдохновляют как российских дизайнеров (например, ZDDZ и Гошу Рубчинского), так и западных модельеров. Модели Lumpen выходят на подиумы Vetements, Comme des Garcons, Balenciaga и Kenzo, появляются на страницах i-D Magazine, Dazed и Confused Magazine.

Одна из самых ярких манекенщиц Lumpen — бывшая строительница Надежда Лертуло, которая прославилась благодаря маскулинному лицу и накачанному телу. По словам модели, из-за низкого голоса и мужеподобной фигуры незнакомцы часто обращаются к ней «молодой человек».

Лертуло признавалась, что не ожидала попасть в модели в 37 лет, поэтому удивилась приглашению на кастинг от крупного агентства. «На кастинге я увидела настоящий "салат" из людей: и статные, высокие, и моего роста (я не самая высокая модель), и альбиносы, например, и люди с азиатской внешностью. И я сразу поняла, что я среди своих», — рассказывала Надежда.

С того момента модель успела принять участие в показе Vetements в Париже и стать лицом рекламной кампании бренда нижнего белья PETRA. Среди многих претендентов Надежду выбрали и для съемок в рекламной кампании корейской марки Gentle Monster. В портфолио Лертуло — фотосессии для журналов Grazia, Elle, Badlon, SNC, Odda, Flacon и Harpers's Bazaar.

Помимо моделинга, Лертуло пробует себя в актерской деятельности. В частности, модель снялась в короткометражном фильме режиссера Антона Мамыкина «Снаряды для девочки». А еще Надежда приняла участие в создании рекламного ролика автомобильного производителя BMW.

По мнению Лертуло, если в Европе и Америке человеческое разнообразие давно считается естественным, то в России многие все еще исповедуют навязанные обществом каноны внешности. А иностранные дизайнеры, в том числе Гурам Гвасалия из Vetements, все чаще привлекают к работе моделей из Lumpen, говорит Лертуло. «Им нравятся модели-"люмпены" и вообще модели из России, потому что у нас тут разнообразие людских форм», — утверждает она.

Представители индустрии по-разному объясняют причины успеха российских манекенщиц на мировой арене. Одни считают секретом так называемую anti-age внешность славянок, которую восхваляют дизайнеры, а другие выделяют особое трудолюбие россиянок. Но тот факт, что наши манекенщицы многие годы строят столь яркие карьеры на Западе, остается неоспоримым. Каждое новое поколение моделей отличается от предыдущего, но молодые звезды, как и их предшественницы, доказывают свою значимость на модном олимпе и закрепляют за собой звание самых красивых в мире женщин. Модельный бизнес — одна из тех сфер, в которой россиянкам удалось не просто преуспеть, а превзойти многих иностранных коллег.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа