Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Вывернули наружу. В России хотят изменить закон о рекламе. К чему это приведет?

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

В первом чтении Госдума 15 июля приняла законопроект о создании единого оператора наружной рекламы и объявлений частных лиц. Сегодня на круглом столе на тему «Монополизация рынка рекламы: за и против», состоявшемся в здании Федерального собрания представители практически всех фракций и участники рынка признали этот закон опасным для экономики, бизнеса и даже самих граждан. Что с ним не так, — в материале «Ленты.ру».

Небольшой зал, расположенный в крыле партии «Справедливая России», выступившая организатором проведения круглого стола едва сумел вместить всех желающих. К полудню здесь собрались депутаты всех парламентских партий, профильные чиновники, отраслевые эксперты, журналисты и, конечно, сами представители рекламной отрасли, ее крупнейшие игроки: «Авито», «Яндекс», «Рамблер», Gallery, «Постер», «Рим» — высказаться захотели многие.

«Тема очень большая и острая, наша фракция голосовала против, реализация законопроекта приведет к появлению монополии на рекламном рынке, — задал тон дискуссии лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. — Мы видим угрозу увольнения десятком тысяч людей, угрозу нарушения внешнего вида наших городов, кроме того, законопроект затронет огромное количество частных лиц, привыкших пользоваться сайтами объявлений».

В чьих интересах

Предлагаемые поправки в закон о рекламе, как уже рассказывала «Лента.ру», предполагают выбор одной частной компании, наделенной эксклюзивными правами на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и их размещение во всех регионах страны сроком от 30 лет, в том числе на объектах культурного наследия, без ограничений, установленных законодательством.

При этом никаких разрешений от местных муниципалитетов не потребуется, а единый оператор получит эксклюзивное право размещения рекламы только через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы. Причем он вправе взимать с пользователей плату за любые оказанные услуги с использованием своего программного обеспечения, а ее размер законом не ограничен.

Единый оператор также будет отвечать и за все объявления частных лиц, которые размещаются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. Такие объявления можно будет публиковать тоже только через специальный информационный ресурс, отвечать за который будет единый оператор. Все остальные сервисы, которые публикуют в интернете частные объявления физических лиц, должны будут прекратить свою деятельность.

Относительно данного законопроекта существуют две крайние позиции. Первая, с учетом нынешней геополитической ситуации и проведением спецоперации на Украине — законопроект защитит национальные интересы России в части обеспечения безопасности и сохранности персональных данных, а вторая — полностью убьет рынок наружной рекламы и классифайда (интернет ресурсы с объявлениями от физических и юридических лиц, такие, например, как «Авито», «Озон», «Профи.ру», «Яндекс.Услуги»).

Председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг и вовсе предлагал снять законопроект в первом чтении с рассмотрения. «Править законопроект смысла нет, его надо отклонять. В заключении ФАС говорится, что документ прямо противоречит заявленной цели, — объяснил он свою позицию на круглом столе. — Фактически нам говорят, что в интересах государственной безопасности нужно защитить рынок рекламы от возможного несанкционированного проникновения, но по тексту речь идет не об этом. Речь идет о том, чтобы уничтожить весь рынок и отдать в руки одной частной компании». Причем, по его словам, под критерии единого оператора наружной цифровой рекламы, которые приведены в законопроекте о его создании, подходит только одна компания, зарегистрированная на Виргинских островах — Russ Outdoor.

«А где же она зарегистрирована? Британские Виргинские острова. То есть получается, что под предлогом защиты национальных интересов фактически пытаются отдать весь рекламный рынок, — пояснил глава комитета. — Если есть опасения в защите интересов нацбезопасности, давайте ограничим такой компании иностранное участие. Но это можно сделать поправками в другой закон».

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских, еще в середине 1990-х возглавлявший рекламно-производственную компанию «Корпорация РУАН», занимавшуюся изготовлением и размещением наружной рекламы согласился с тем, что на рынке должны быть игроки без иностранного участия.

Удар по объявлениям

Гендиректор «Авито» Владимир Правдивый отметил, что нельзя смешивать рынок наружной рекламы и индустрию классифайдов: «Будет уничтожена индустрия с десятками тысяч рабочих мест, нанесен удар по малому и среднему бизнесу, классифайды и вовсе уйдут с рынка и ни одна другая компания не сможет даже за несколько лет создать аналогичные сервисы, а пользователей мы вытолкнем на серые площадки». Его предложением было исключить рынок классифайдов из зоны регулирования рассматриваемого законопроекта.

Игорь Алексеев из Яндекса» согласился с коллегой. По его словам, все аспекты регулирования классифайдов уже есть в законе «Об информации». «Создание единого оператора убьет конкуренцию в отрасли», — резюмировал он. Об этом же сказал и директор по работе с государственными органами компании «Озон» Алексей Минаев. «В противном случае мы прогнозируем деградацию качества сервисов, повышение цен», — отметил эксперт.

Не допустить создание монстра

Представители отраслевых ассоциаций и сами игроки рынка наружной рекламы также жестко высказались по законопроекту. «Мы не можем согласиться с монополизацией отрасли, — заявил Президент ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга и гендиректор ООО «Постер» Кирилл Опарин. — Единый оператор будет вправе влиять на размещение схем рекламных конструкций, получит уникальное право на договора сроком на 30 лет, особое содействие уполномоченных органов в технологичном присоединении рекламных конструкций. А остальные операторы будут размещать рекламу через единого оператора и на 5-10 лет. Дискриминационные условия на рынке и делает его нерентабельным для всех, кроме единого оператора».

«Законопроект ставит под вопрос дальнейшее развитие рекламного рынка, ¬— отметила первый заместитель генерального директора Gallery Евгения Волгина. — Мы видим создание необоснованной монополии на десятки лет вперед». По словам Ильи Фомина из Медиагруппы «РИМ», стоимость всех компаний на рынке оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, и единый топератор оператор получит все эти активы бесплатно. Если целью является обеспечение информационной безопасности, то достаточно унифицировать используемые программные продукты и работаьь исключительно на российском софте. Вместе с другими представителями бизнеса он также обратился к депутатам с просьбой «не допустить создание монстра».

Участники рынка также отметили, что закон «О рекламе» уже не отвечает сегодняшним требованиям рынка, он устарел. Одно из предложений, которое прозвучало на круглом столе — полностью пересмотреть закон, для чего нужно создать межфракционную рабочую группу, где все ее участники могли бы комплексно подойти вопросу приведения закона о рекламе к требованиям сегодняшнего дня.

Примечательной оказалась и позиция Федеральной антимонопольной службы. По словам заместителя начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яны Скляровой, принятие закона о едином операторе несет в себе риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка. «В качестве единого оператора предлагается частная компания, которая будет совмещать функции хозяйствующего субъекта и государственного органа. Это противоречит имеющимся запретам антимонопольного законодательства и может привести к злоупотреблениям в отношении других участников рынка», — отметила она.

Также чиновник из ФАС обратил внимание на неурегулированность ценовых решений для единого оператора в законопроекте и некорректность снятия для него действующих норм законодательства о культурном наследии и ГОСТа для наружной рекламы. Ведомство, по ее словам, также обнаружило в законопроекте «неконкурентные процедуры», согласно которым оператор может обойти процедуру торгов и заключать контракты сроком до 30 лет. «Это выглядит барьером для выхода на рынок в том числе организациям малого и среднего бизнеса», — поясняет она.

Таким образом, чиновники выступили против принятия поправок в закон. По словам Валерия Гартунга, они попытаются снять документ со второго чтения, а если не получится, то кардинально его переработать. «Нацбезопасность — эта ширма, которой прикрыть прикрыть все что угодно – уничтожить рынок наружной рекламы и рынок классифайда, — резюмировал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Это неправильно, потому что делает нашу страну слабой. Если мы законопроект не остановим, то жизнь станет в нашей стране хуже».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше