Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян

Армянский акцент. Почему Вашингтон проявляет к Еревану особое внимание

Госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян

Фото: Brendan Smialowski / Reuters

Почему Вашингтон проявляет к Еревану особое внимание
СюжетПротесты в Белоруссии

За первое полугодие сразу несколько армянских чиновников посетили США. Среди них глава МИД, спикер парламента, министр высокотехнологической промышленности и даже омбудсмен. Из Америки же в Армению только за последний месяц летал глава ЦРУ Уильям Бернс и Деймон Уилсон, глава небезызвестного Национального фонда поддержки демократии (NED — организация, признанная в РФ нежелательной). Какую цель преследуют эти визиты — в материале «Ленты.ру».

«Не только личные визиты, но и телефонные разговоры премьер-министра Армении Никола Пашиняна с госсекретарем США Энтони Блинкеном стали более частными, — сообщил «Ленте.ру» экс-глава аппарата Конституционного суда Армении, бывший посол Республики Армения в Польше Эдгар Казарян. — До войны в Нагорном Карабахе я не помню, чтобы госсекретарь США общался с премьер-министром так часто, как сейчас».

Казарян собрал информацию о визитах, встречах, телефонных разговорах и темах, которые там обсуждали премьер-министр, министр иностранных дел и секретарь Совета безопасности Армении с момент начала спецоперации России на Украине. И, по его словам, армянское руководство гораздо чаще теперь общается с европейскими, американскими и канадскими партнерами. Так, Никол Пашинян дважды побывал с официальным визитов в Брюсселе и по одному разу — во Франции и Нидерландах. Секретарь Совбеза Армении посетил прибалтийские страны, Польшу, Великобританию, Германию. Эти страны, как известно, занимают наиболее жесткую позицию в отношении Российской Федерации.

Собеседник «Ленты.ру» считает, что активность армянского руководства в этом направлении объясняется прозападными настроениями в политических элитах республики. А российская военная операция на Украине стала для них своего рода катализатором. «В Совете безопасности Армении девять человек, четверо из них известны своими антироссийскими настроениями, — отметил Эдгар Казарян. — Сам Никол Пашинян в 2017 году, будучи депутатом Национального собрания, выступил автором резолюции о выходе страны из состава ОДКБ и ЕАЭС. Можно сказать, что сегодня вся власть Армении, в отличие от ее народа, настроена против России».

Под контролем одного

«От имени правительства я лично хотел бы поблагодарить за поддержку Армении, — заявил вице-премьер Армении Мгер Григорян на церемонии подписания соглашения о сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID, деятельность организации признана незаконной в России) в конце июня. — Направления, установленные соглашением, имеют большое значение для преодоления экономических вызовов, стоящих перед Арменией в этот сложный период развития и укрепления демократии в стране».

USAID — это правительственная структура США, отвечающая за финансовую помощь иностранным государствам. С американской стороны документ, предполагающий выделение Армении гранта в размере 120 миллионов долларов на «укрепление демократических ценностей и обеспечение экономической стабильности», подписал директор миссии USAID в Армении Джон Аллело.

«Гранты на такие вот проекты с неопределенными целями — один из инструментов продвижения политики мягкой силы, — сказал в интервью «Ленте.ру» бывший министр иностранных дел Армении Ара Айвазян. — И в этом случае Соединенные Штаты достаточно искусно и умело используют различные методы, в том числе и инструменты продвижения демократии». При этом он отметил, что каждая страна воспринимает демократию по-своему.

Опрошенные «Лентой.ру» эксперты уверены, что при нынешней власти ни о какой демократии в Армении речи быть не может, а гранты идут на поддержку проправительственных организаций. «Власть Никола Пашиняна не имеет ничего общего с демократией, — говорит Эдгар Казарян. — В парламенте представлена только одна правящая партия. Последний раз так было в 1989 году, когда были только коммунисты. И в такой ситуации находится не только законодательная, но и судебная власть и органы местного самоуправления. Все полностью под контролем одного человека». В подтверждение своих слов Казарян напомнил об арестах нескольких мэров крупных городов, которые, по странному совпадению, придерживаются оппозиционных взглядов.

У многих в Армении возникают вопросы, почему на эти факты в США не обращают внимание. «Никол Пашинян просто притесняет демократические ценности и права, но Запад, его послы и организации упорно закрывают на все глаза, — полагает армянский журналист, главный редактор Oragir.news Геворг Эмин-Терьян. — Из этого можно сделать вывод, что демократические ценности, к сожалению, — условные понятия, которые подчиняются политике».

Демократия по-американски

Продвижение Соединенными Штатами демократических ценностей на постсоветском пространстве началось сразу же после развала СССР. «По всему периметру границ Российской Федерации и бывшего Советского Союза происходят определенные процессы, которые имеют тенденцию на ликвидацию нейтральных территорий, или так называемой буферной зоны между Россией и ее соседями, — говорит Ара Айвазян. — В этом контексте и война в Нагорном Карабахе 2020 года, и события в Белоруссии и на Украине выстраиваются в одну логическую цепочку. Идет жесткое противостояние [России и США]. И все страны по периметру границ Российской Федерации находятся в зоне особой турбулентности».

Не стала исключением и Армения, с одной стороны являющаяся стратегическим партнером России, членом ЕАЭС и ОДКБ, с другой стороны — все чаще обращающая взоры в сторону Европы и США, которые решают в регионе свои задачи. Для США в нынешних условиях важно изменить геополитическое положение Закавказья: ослабить доминирующее положение России и укрепляющиеся позиции Турции.

Глава внешнеполитического ведомства отправился в Вашингтон в начале мая с очень насыщенной программой: чиновник провел переговоры с госсекретарем США Энтони Блинкеном, директором USAID Самантой Пауэр и специальным помощником президента США Амандой Слот. Также состоялись встречи с высокопоставленными представителями Конгресса США и выступление в «Атлантическом совете». Подобные действия могут свидетельствовать о том, что США намерены выстраивать в регионе двухсторонние отношения и именно в таком ключе собираются в будущем вести дела с Арменией и Азербайджаном, продвигая свои интересы. Именно поэтому в США придают особый статус визиту Мирзояна, — подобные взаимодействия расширяют возможности Вашингтона для изменения вектора движения Еревана от России к Западу.

При этом «Независимая газета» обращает внимание на тот факт, что в середине июля президент США выдвинул на должность посла в Ереване кандидатуру Кристины Квин, занимавшей место временного поверенного в делах США на Украине. И все это происходит на фоне максимально ухудшившихся отношений между Москвой и Вашингтоном и спецоперации на Украине. Стоит отметить еще и тот факт, что в Армении расположено самое большое в регионе посольство США.

«США имеют в регионе конкретные планы, которые связаны не только с Арменией, но и с Турцией, глобальным партнером Соединенных Штатов, — отмечает Эдгар Казарян. — Это член НАТО, на территории которой расположены также американские военные базы. Политика же Армении позволяет другим глобальным игрокам, таким как США и Евросоюз, проводить свою политику в регионе».

Дипломат-разведчик

Ответные визиты американских чиновников в Ереван не заставили себя долго ждать. В середине июля в Ереван прилетел директор ЦРУ Уильям Бернс. Фигура эта в американской политике примечательная: карьерный дипломат, бывший посол США в России, бывший госсекретарь США.

Официальные протоколы его встреч с армянским руководством скупы. «Собеседники обсудили вопросы, связанные с международной и региональной безопасностью, борьбой с терроризмом. Были упомянуты процессы, происходящие в регионе Южного Кавказа», — сказано в официальном сообщении пресс-службы армянского премьера. Ничего, кроме общих фраз о развитии сотрудничества и противодействии международному терроризму. Но вряд ли Уильям Бернс отправился в такую даль поговорить только об этом. И можно ли считать совпадением, что после этого визита Армения подписывает с USAID соглашение о сотрудничестве и получает грант на 120 миллионов долларов?

«Перед геополитической перестройкой идут активные региональные переговоры, — говорит Геворг Эмин-Терьян. — Конечно, странно, что армянская сторона заговорила о визите главы ЦРУ только после того, как новость появилась в российских СМИ, а значит, визит изначально должен был быть тайным». По его словам, проблема в том, что Армения на пороге новой войны, и ей нужны новые союзники. Большинство граждан Армении считают, что старые союзнические отношения исчерпали себя в ходе 44-дневной войны с Азербайджаном. Именно поэтому оппозиционное движение по свержению Пашиняна потерпело поражение, ведь это оппозиционное движение имело ярко выраженную пророссийскую позицию. «Этот стратегический вакуум разжигает аппетит у различных глобальных силовых центров и агентских сетей, которые пытаются ловить рыбу в мутной воде. Но с другой стороны, у нынешнего правительства Армении нет ни стратегического, ни тактического мышления для решения задач, стоящих перед нашим государством», — отметил эксперт.

Великий координатор

За пару недель до Уильяма Бернса в Ереване побывал глава NED Деймон Уилсон. До этой должности он работал специальным помощником президента США и старшим директором по европейским делам в Совете национальной безопасности (СНБ) США, помогая расширять НАТО на восток, а также активно продвигал тему пресловутой «российской агрессии» в Европе. Как пишет интернет-портал «Кундеми», в 2004 году, будучи директором по делам Центральной, Восточной и Северной Европы в СНБ, Уилсон координировал политику США во время «оранжевой революции» на Украине. Всегда были жесткими и его заявления, касающиеся российского президента. «Правда в том, что В. Путин не понимает, что такое власть народа, — заявил он в одном интервью. — Мы должны бороться вместе с Украиной против автократий Путина и Си Цзиньпина».

Национальный фонд поддержки демократии появился в 1983 году при Рональде Рейгане. Его называют «информационной спецслужбой гибридной войны», которую Запад ведет против остального мира за сохранение своего господства. Минувшей весной МИД Китая обнародовало документ под названием «Информационный бюллетень о Национальном фонде поддержки демократии», в котором говорится о вмешательстве NED во внутренние дела других государств — в частности, приводятся факты финансирования им оранжево-майданных «революций» на Украине, «розовой» в Грузии, бархатных — в арабско-ближневосточном регионе и попытки организовать несколько переворотов в Белоруссии. В России на поощрение антипрезидентского протеста в 2012-2013 годах фонд потратил около 5,2 миллиона долларов, поэтому в июле 2015 года NED был объявлен в РФ «нежелательной организацией».

На этом фоне примечателен факт высокого уровня визита главы NED в Армению. В День независимости США, 4 июля, гостя лично принял премьер-министр Армении Никол Пашинян. Уилсон отметил приверженность Национального фонда поддержки демократии тесному сотрудничеству с различными армянскими структурами в направлении развития демократии. А Пашинян заявил, что развитие и укрепление демократии является одним из важнейших приоритетов правительства Армении. В этом контексте премьер-министр подчеркнул важность поддержки со стороны США и других международных партнеров для укрепления в Армении демократических институтов.

Но ведь не только демократические ценности интересуют Соединенные Штаты. Политика США на Южном Кавказе — в частности, в Армении — направлена на изменение внешнеполитического вектора страны. В республике они уже имеют сеть аналитических информационных агентств, так называемых независимых экспертов, общественных организаций. Армения граничит с Ираном, Азербайджаном, Турцией, Грузией, и у Соединенных Штатов есть свои ставки на все упомянутые пять стран, а Армения представляется им потенциально мощным рычагом для продвижения американских целей.

«США отстаивают свои государственные интересы, а это значит, что они сделают все, чтобы вытеснить Россию из этого региона, — считает Геворг Эмин-Терьян. — С одной стороны, очевидно, что главным союзником США в нашем регионе является Турция, но с другой стороны, недавнее потепление российско-турецких отношений ставит вопрос о том, кто кого в итоге поддерживает. В армянском обществе этот вопрос приводит к беспрецедентному повышению проамериканизма, потому что люди думают, что Россия готова пожертвовать Арменией в обмен на определенную турецко-азербайджанскую поддержку».

Выбор невелик

Россия, очевидно, постепенно теряет авторитет на Южном Кавказе, хотя образ России как исторически сложившегося старшего брата очень глубок в разных слоях армянского народа. «С одной стороны, Армения показывает России, что она является союзником, дружественно настроенным государством, с другой стороны, ведет противоположную политику, ослабляя отношения с Россией и развивая их с Соединенными Штатами», — сказал Эдгар Казарян.

Опрошенные «Лентой.ру» эксперты отмечают, что переориентация Армении на Запад началась с приходом к власти Никола Пашиняна. Он пытается наладить отношения не только с Европой и Америкой, но и, например, с Ираном и Грузией. «Многим в Армении ясно, что Никол Пашинян — человек, для которого личная власть дороже всего остального, — говорит Геворг Эмин-Терьян. — Его политика очень проста: он дает всем геополитическим силам все, что от него требуется. Это касается как России, так и США. Но проблема в том, что эта политика не нова для Армении, просто правительство Пашиняна стало ее воплощением, будучи самым популистским и самым неорганизованным. А поскольку принципов и ценностей нет, Пашинян сделает все, чтобы продлить свое правление, даже если это противоречит интересам Армении». В этом контексте эксперт понимает термин «западизация» Пашиняна.

Сейчас мир находится в состоянии, когда выбор не особенно велик. Но для Армении самое главное — не стать центром геополитических столкновений, и только потом — преследовать национальные интересы. «Но все это невозможно, пока в стране не будет правительства, осознающего интересы государства, способного отличать свои личные приоритеты от национальных интересов, — отметил Геворг Эмин-Терьян. — Правительство Пашиняна, увы, на это не способно».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше