Вводная картинка

«Всегда радость» Как проходят гастроли российских артистов в этом году

Культура

В 2022 году Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры РФ по программам «Большие гастроли» и «Мы — Россия», оператором которых является РОСКОНЦЕРТ, включает гастроли 260 театров, в том числе 23-х частных, с 1 630 показами в 130 городах и выступления 40 национальных коллективов с показами 240 концертов в 170 городах. Многие из них уже состоялись, их география по-настоящему впечатляет. О гастрольной деятельности творческих коллективов страны в первой половине этого года, которой рады не только зрители, но и сами артисты, читайте на «Ленте.ру»

«Большие гастроли»

Практически все направления программы «Большие гастроли», среди которых — ведущие театры, межрегиональное, по поддержке детских и молодежных театров, студенческое, а также направление по поддержке гастрольной деятельности негосударственных театров, стартовали в период с 7 февраля по 12 марта, а по зарубежному направлению «Большие гастроли» начались в конце апреля. Открыл Всероссийский гастрольно-концертный план Государственный академический театр имени Моссовета двумя спектаклями на сцене Самарского академического театра оперы и балета.

Всего по программе «Большие гастроли» в течение первого полугодия в 98 городах 62-х регионов прошли гастроли 114 театров с 714 показами спектаклей, которые посмотрели 250 000 зрителей. Самыми северными точками выступлений артистов стали Архангельск, Норильск и Муравленко в ЯНАО, самыми восточными — Петропавловск-Камчатский и Красноярск, а самыми западными — Смоленск и Светлогорск в Калининградской области. Самые южные точки на этой гастрольной карте — Ростов-на-Дону, Краснодар и Астрахань.

Ведущие театры

За прошедшие полгода восемнадцать театральных коллективов, включенные в направление «Ведущие театры», посетили 27 городов, где состоялось 103 показа спектаклей – их посмотрели свыше 50 000 зрителей.

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова из Ярославля выступил на гастролях в наибольшем числе городов — Казани, Набережных Челнах, Ульяновске и Димитровграде, отыграв 13 спектаклей. При этом впервые в истории в один день, 15 июня, труппа театра представила спектакли одновременно в двух городах — в Казани и в Набережных Челнах.

По мнению художественного руководителя театра Сергея Пускепалиса, «Большие гастроли» позволяют театрам не зависеть от коммерческой выгоды, поскольку «приезд большого количества актеров заоблачно стоит», и дают возможность сохранить демократичные цены на билеты. «А для театра — это возможность привезти в полном объеме все наши спектакли, все последние премьеры, которыми мы гордимся», — сообщил он «Ленте.ру» и выразил благодарность Минкультуры России за поддержку гастрольной деятельности театров. По словам Сергея Пускепалиса, для труппы и для всего коллектива театра это дополнительный экзамен, а если спектакль вызывает интерес, то и дополнительный стимул для дальнейшей работы, ведь «артист работает на успех».

Максимальный по протяженности маршрут — в Петропавловск-Камчатский — совершил Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, проехав в обе стороны 26 874 километра. Чемпионом по количеству участников и транспортировке декораций и костюмов стал Екатеринбургский театр оперы и балета, отправивший на «Большие гастроли» 250 человек и четыре еврофуры.

Наибольшее количество зрителей — более 5 000 каждый — собрали Российский государственный академический театр драмы имени Ф. Волкова из Ярославля в Казани, Набережных Челнах, Ульяновске, Димитровграде. МХТ имени А.П. Чехова — в Санкт-Петербурге, Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова — в Архангельске, МХАТ имени М. Горького – в Екатеринбурге и Челябинске. Впервые в «Больших гастролях» принял участие Московский академический театр сатиры, выступивший с показами двух спектаклей в Новосибирске.

Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова всегда очень много гастролирует, в том числе, по России. За этот театральный сезон, по словам директора театра Кирилла Крока, вахтанговцы показали на гастролях 51 спектакль. Начиная с января они выступили в Екатеринбурге, Зеленограде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Архангельске, Казани, Нижнем Тагиле, Красноярске и завершили турне в Ясной Поляне на Международном театральном фестивале под открытым небом «Толстой», где сыграли на специально построенной под вахтанговский размер сцене «Войну и мир». «Гастроли — это то, ради чего мы живем, ради чего существуем. Это всегда радость встречи с публикой, с новым городом, с регионом, возможность проверить себя», — рассказал Кирилл Крок «Ленте.ру».

Гастроли по всем направлениям

По межрегиональному направлению программы 44 театра гастролировали в 45 городах, состоялось 260 показов спектаклей, которые посмотрели около 100 000 зрителей. Абсолютным рекордсменом стал государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Сивцева-Суоруна Омоллоона. Он выступил в шести городах — Тюмени, Тобольске, Нижневартовске, Сургуте, Ноябрьске и Муравленко, проехав максимальный по протяженности маршрут — 15 200 километров. Спектакли якутского театра посмотрели около 13 000 зрителей. Наибольшим по количеству участников оказался коллектив Волгоградского музыкального театра (98 человек), который впервые принял участие в программе «Большие гастроли», выступив в Туле с показом восьми спектаклей.

27 театров, включенных в направление по поддержке детских и молодежных театров, посетили 30 городов, где состоялось 204 показа спектаклей с охватом в 35 000 зрителей. Детский театр «Сулпан» (город Сибай) выступил сразу в трех городах и населенных пунктах — Красноуфимске, Арти и селе Аракаево. Самый протяженный маршрут преодолел ТЮЗ Республики Саха (Якутия) до Сыктывкара и обратно — 15 872 километра. Наибольшее количество зрителей — около 3 000 каждый — собрали Ярославский государственный ТЮЗ имени Розова и Казанский государственный ТЮЗ. А выступления Кировского театра кукол имени Афанасьева на гастролях в Челябинске и в Кургане привлекли наибольшее количество публикаций в СМИ — свыше 80. Впервые в программе «Больших гастролей» приняли участие Туапсинский ТЮЗ, театр кукол «Арлекин» из города Волжский и Самарский театр для всей семьи «Витражи».

В студенческом направлении «Больших гастролей» поучаствовали пять ведущих театральных вузов страны, выступившие в четырех городах с двенадцатью показами спектаклей, которые посмотрели около пяти тысяч зрителей. Кроме того, они приняли участие и в Фестивале дипломных спектаклей «Старт в будущее» в Казани.

По словам ректора ГИТИСа Григория Заславского, для студентов самое главное – выступать не в учебном театре перед зрителями, среди которых половина родственников и знакомых, а перед взрослой аудиторией, которая может принять, а может и не принять. «Это, пожалуй, самый большой актерский опыт, который они получают благодаря "Большим гастролям", в данном случае РОСКОНЦЕРТу. Для нас это очень важная история, я очень благодарен Министерству культуры, которое пять лет назад поддержало мою просьбу включить студенческие спектакли в обойму «Больших гастролей», — рассказал он «Ленте.ру».

В первом полугодии 2022 года Студенческий театр ГИТИСа уже показал спектакли в Архангельске и Казани. Одним из главных результатов прошедших гастролей ректор ГИТИСа считает то, что главный режиссер Архангельского театра драмы пригласил студентов поучаствовать в конкурсе на замещение вакантных актерских должностей в театре. «Для нас гастроли — это еще и перспектива трудоустройства выпускников», — подчеркнул Григорий Заславский.

В рамках направления по поддержке негосударственных (частных) театров прошли гастроли десяти театров в девяти городах, где состоялось 56 показов спектаклей, которые посмотрели около 15 000 зрителей. Первым по количеству участников гастролей стал Московский театр мюзикла, отправивший на гастроли в Сочи и Ростов-на-Дону 155 человек. Максимальный по протяженности маршрут преодолел театр «Домик Фанни Белл», проехав 8 360 километров по маршруту Москва — Красноярск — Москва.

В зарубежном направлении «Больших гастролей» приняли участие десять театров, гастроли прошли в 29-ти российских и двух зарубежных городах, где состоялось 79 показов спектаклей, которые посмотрели около 29 000 зрителей. Зарубежное направление программы с большим успехом открыл в апреле в Ереване Театр-фестиваль «Балтийский дом». Затем в начале мая Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова из Ярославля выступил в Абхазии. По словам художественного руководителя Театра Волкова Сергея Пускепалиса, в Сухуми они показали спектакль по стихотворениям Некрасова, который позволяет переосмыслить творчество поэта. «На «ура» прошел, как на рок-концерте, все телефоны включили, артисты два раза на бис спели последнюю песню», — сообщил Сергей Пускепалис.

В июне в «Больших гастролях» поучаствовали сразу пять зарубежных русскоязычных театров, давших спектакли в Туле, Саранске, Воронеже и Саратове. Это Государственный русский театр драмы имени Ф. Искандера из Абхазии, Национальный русский театр драмы имени Михаила Лермонтова из Казахстана, Государственный русский драматический театр имени В. Маяковского из Таджикистана, Юго-Осетинский государственный драматический театр имени К. Хетагурова, Государственный Молодежный театр Узбекистана.

Программа «Большие гастроли» включила также специальный проект, связанный с поддержкой известных театральных коллективов из ДНР – Донецкого республиканского академического молодежного театра, выступившего в тринадцати российских городах, Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко, представившего спектакли в пяти городах, и Донецкого республиканского академического театра кукол, проехавшего с гастролями десять городов.

«Мы — Россия»

По программе «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана в первом полугодии прошли выступления 23 коллективов в 135 городах, состоялось 186 показов концертов, которые посмотрели около 135 000 зрителей.

Программу открыл Удмуртский государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай», который выступил в Кирове и Кировской области. А максимальное количество городов (51) за эти шесть месяцев посетил Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс», выступавший по программе «Мы — Россия» в рамках специального проекта. В одиннадцати городах гастролировали Государственный академический ансамбль танца «Вайнах» и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Зыкиной.

Фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас» из Уфы преодолел расстояние 5 102 километра и в конце турне выступил в Когалыме, самой северной точке дорожной карты программы «Мы — Россия». Восточные точки на карте — Петропавловск-Камчатский и Хабаровск — отмечены концертами Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Зыкиной. Самым западным пунктом стал Балтийск, где выступил Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль танца «Алан» из Владикавказа. А самой южной точки, Махачкалы, достиг государственный академический ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан» из Элисты.

В этом году впервые по программе «Мы — Россия» концертировали фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас» из Уфы, Дагестанская государственная филармония имени Мурадова, ансамбль народной музыки «Макъам» из Махачкалы, Государственный ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка», Оркестр русских народных инструментов «Тула» и другие.

Театр танца «Казаки России» из Липецка, коллектив с более чем тридцатилетней историей, за эти полгода успел поколесить по стране, дав 39 концертов в Москве, в Московской, Липецкой, Воронежской, Челябинской областях и в Калининграде. По словам его художественного руководителя Леонида Милованова, гастролировать коллективу всегда в радость, и никакие трудности артистов не пугают. «Яркие впечатления у нас после каждого концерта, принимают абсолютно везде очень тепло. А мы счастливы достойно представлять не только культуру всего российского казачества, но и свой регион», — заявил «Ленте.ру» Леонид Милованов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа