Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

IT-пути. Как готовят кадры в сфере цифровых технологий для автомобильной промышленности

Фото: Михаил Сорокин

Тема дефицита кадров в российском IT-секторе сегодня в топе новостей. Но эта проблема не новая: еще до всем известных событий кадровый голод в сфере цифровых технологий оценивался в 0,5-1 миллион специалистов. Ситуацию осложняет то, что традиционные методы найма в силу специфики отрасли в «цифре» не всегда работают: например, в реальном секторе
экономики нужны айтишники, разбирающиеся в производственных процессах не хуже, чем в высоких технологиях. Выход один: создавать собственные школы подготовки IT-кадров. Именно по этому пути пошла «Группа ГАЗ», запустившая в Нижнем Новгороде в партнерстве с ведущими учебными заведениями собственную «Академию IT».

Проблема дефицита кадров в IT-сфере очевидна во всем мире на протяжении нескольких последних лет. Айтишникам упрощают въезд и трудоустройство в странах Европы, предлагают особые условия в Азии. В России нехватка IT-специалистов еще год назад оценивалась в 0,5-1 миллион человек.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме в июне прошлого года, вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил о «взрывном росте цифровизации в стране». По его словам, в ближайшие десять лет среди главных востребованных профессий будут «все, что начинаются со слов data, "искусственный интеллект", "программирование"».

Внедрение современных IT-решений сегодня действительно актуально для всех отраслей. А для российской промышленности события этого года еще больше актуализировали тематику импортозамещения ПО, кибербезопасности и других высокотехнологичных сфер.

Еще до февральских событий государство начало прикладывать усилия к тому, чтобы компенсировать дефицит кадров в IT-отрасли: в частности, с уклоном в «цифру» был обновлен перечень специальностей, количество бюджетных мест и стандарты обучения в вузах. А уже в этом году айтишники первыми получили привилегии в виде отсрочки от армии и льготной ипотеки.

Все эти меры имеют отложенный эффект, пока же стандартный рекрутинг по-прежнему не удовлетворяет потребности компаний, и напряженность на рынке труда сохраняется. В этих условиях дальновидные работодатели действуют самостоятельно и инициируют собственные программы подготовки IT-специалистов. Такие школы есть, например, у «Росатома», у группы компаний «Иннотех».

В марте этого года «Академию IT» на базе своего корпоративного университета запустила «Группа ГАЗ». Партнерами холдинга стали ведущие учебные заведения Нижегородской области: Нижегородский государственный технический университет имени Ростислава Алексеева (НГТУ), Нижегородский филиал Высшей школы экономики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Николая Лобачевского (ННГУ), Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Нижегородский автомеханический техникум (НАМТ) и Нижегородский губернский колледж. Их студенты, прошедшие конкурсный отбор, учатся в «Академии IT», совмещая занятия с основными программами в вузах и ссузах, а по окончании получат диплом международного образца и возможность трудоустройства в компаниях «Группы ГАЗ».

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин объясняет решение инвестировать в проект необходимостью обеспечивать современный уровень производства на предприятиях холдинга: «Сегодня все наши разработки связаны с "цифрой": автомобили ГАЗ нового поколения оснащаются цифровой системой управления, интеллектуальными помощниками водителя, электронными сервисами, их применение с каждым годом будет расширяться и охватывать все больший функционал. Цифровизируются и сами процессы создания автомобилей и их производства, бизнес-процессы. Для реализации наших идей нам нужны высококвалифицированные специалисты».

Не искать, а создавать

Руководитель проекта «Академия IT» «Группы ГАЗ» Юлия Милашевская рассказывает, что он был реализован в предельно сжатые сроки: решение приняли в декабре 2021-го, а уже в конце марта этого года состоялось торжественное открытие и началось обучение.

По сути, всего за три месяца удалось сформировать программу, договориться с учебными заведениями-партнерами, нанять преподавателей (а это не только специалисты IT-подразделений «Группы ГАЗ» и Объединенного инженерного центра компании, но и ведущие сертифицированные тренеры-практики из IT-отрасли) и отобрать студентов.

Все это было бы невозможно без последовательной работы по подготовке будущих специалистов, масштабированной много лет назад промышленником Олегом Дерипаской. Именно он инициировал запуск федеральных проектов «Робототехника» и «Робокросс», ориентированных на поддержку технического творчества школьников и студентов, при нем заметно расширились контакты Горьковского автозавода с ведущими ссузами и вузами, в том числе в Москве, у группы появился свой корпоративный университет, в последние годы наработавший серьезный опыт онлайн-обучения. Прицельная подготовка IT-специалистов велась и внутри самой компании.

Так, еще в 2014 году все подразделения, обеспечивающие высокотехнологичный функционал холдинга — от оборудования рабочих мест специалистов до разработки собственных информационных систем «Группы ГАЗ», — были аккумулированы в отдельное юрлицо «ГАЗ ИТсервис».

«Постепенно мы начали сотрудничать с вузами и среднеспециальными учебными заведениями, приглашать студентов на преддипломную и производственную практику. Сейчас ситуация такова, что этот поток надо активно наращивать, и проект академии призван привлечь к нам ребят, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве», — рассказывает руководитель HR компании в «ГАЗ ИТсервис» Юлия Милашевская.

Первый отбор в «Академию IT» прошли 155 студентов, сейчас учатся 109 — знания оцениваются как на входе, так и на выходе с каждого курса. В июле для них завершается базовый модуль-погружение DeepDive. Затем начнется Intern — углубленная специализация и стажерская программа на предприятиях «Группы ГАЗ». Завершится обучение модулем Junior — участием в конкретных бизнес-проектах «Группы ГАЗ». В программе — предметы в сферах программирования, системного администрирования, сетевых решений.

«Ключевое отличие программы от обычной стажировки, где студента сразу ориентируют на конкретное направление, в том, что на первом этапе у ребят есть уникальная возможность выбрать специализацию по душе. А уже на втором погрузиться в нее детальнее и попробовать себя в конкретных кейсах, необходимых промышленному производству», — комментирует Юлия Милашевская.

Для всех студентов обучение в «Академии IT» бесплатное. Более того, Горьковский автозавод обеспечивает их стипендией, а лучшим по окончании программы гарантировано трудоустройство на стартовые инженерные позиции в компании.

Выбирать свое

Если работодатель заинтересован в точечно подготовленных специалистах, то самим студентам, кроме перспективного трудоустройства, важен еще и спектр возможностей, которые предлагает программа обучения.

«Мне понравился большой выбор интересных направлений — от автоматизации внутренних бизнес-процессов до создания собственного веб-ресурса», — объясняет свои мотивы студент академии, выпускник ННГУ Даниил Синякин.

По его словам, уже в начале стало понятно, что акцент делается не только на получении технических навыков, но и на развитии всех необходимых для востребованного IT-специалиста компетенций: «Например, одним из первых был курс по управлению проектами, на котором рассказывали о методах оптимальной разработки продукта». По итогам обучения студент планирует «работать над интересными и нетривиальными задачами, а также непрерывно развиваться как многопрофильный специалист».

«Программа насыщенная и интересная, это классная возможность для развития в профессиональной сфере. Поначалу было нелегко, но преподаваемый материал и правда полезен тем, кто хочет развиваться дальше», — соглашается выпускник НАМТ Александр Шаманин.

Александр защищал дипломный реальный проект по теме «Автоматизация создания пользователей в WebTutor». На втором этапе проекта он планирует работать в направлении программирования на языке C#.

Студент НГТУ Максим Голубев заинтересовался учебой в академии ГАЗа «в поисках занятости по образованию, для стажа»: «План обучения, потенциальные возможности после — мне все понравилось, решил поучаствовать параллельно с окончанием обучения в вузе».

Для второго этапа Максим выбрал работу над «Порталом поставщика» на PL/SQL, а в целом хочет «посмотреть все, на что хватит сил, чтобы найти направление, которое зацепит больше всего, и продолжить целевое изучение в этой области».

«По окончании проекта я определенно хотела бы работать в "ГАЗ ИТсервис". Подход к проекту "Академия IT" и его организации показал высокий уровень развития компании», — заключает студентка НГТУ Светлана Антонова.

Работать в команде

Разные возраст и уровень подготовки студентов — еще одна особенность «Академии IT» «Группы ГАЗ». На обучение принимали студентов вузов начиная со второго курса и средне-профессиональных учебных заведений — с четвертого. Команда действительно сложилась разношерстная: есть ребята, которые только начинают свой пути в IT, есть и те, кто уже выпустился из бакалавриата, магистратуры и прошел серьезную подготовку.

Но что очевидно: если студент давно увлечен темой, — а у многих страсть к информатике, программированию с ранних классов школы, — оказывается, что младшие ребята ничуть не уступают старшим.

«Все сильно зависит от мотивации, интереса и того, как человек самостоятельно развивался до встречи с нами. Все особенности мы учитываем в работе — обучение ведется в подгруппах», — отмечает Юлия Милашевская.

Вообще, «наша команда» — самое частое определение, которое она употребляет, когда говорит о студентах «Академии IT». Их интеграция в коллектив ГАЗа — одна из главных задач проекта: «По итогам третьего этапа это будут полноценные сотрудники компании, погруженные не только в бизнес-процессы, но и в корпоративную культуру». Наставничество, индивидуальная работа опытных специалистов с новичками — в «Академии IT» будут задействованы все инструменты кадровой политики, отработанные на ГАЗе за последние годы.

Как и в случае с разнообразием специализаций, интерес здесь обоюдный: по наблюдениям экспертов рынка труда, один из главных мотивирующих факторов для молодых специалистов в IT-сфере сегодня — не только зарплата (благо конкурентных предложений масса), но и среда, в которой они будут развиваться. Это должно быть дружное комьюнити, сообщество людей, заинтересованных в решении общей интересной задачи. И раз уж сейчас на рынке пора соискателя, победит в борьбе за него тот работодатель, которому удастся создать условия для таких команд и сплотить их перед глобальными вызовами.

Мотивировать и обучать

У студентов «Академии IT» ГАЗа пока все в порядке с мотивацией. Это отмечают все преподаватели и специалисты, задействованные в обучении.

«Было очень приятно взаимодействовать со студентами. Почти все были заинтересованы, активно участвовали. Курс сопровождался большим числом практических заданий, и было приятно видеть, что ребята активно включались, пытались прикладывать инструменты к реальным задачам, моделировали рабочие бизнес-процессы, разрабатывали документы», — комментирует итоги своего курса по управлению проектами бизнес-тренер, директор по проектам ООО «Инфостарт» Мария Темчина.

Юлия Милашевская добавляет, что кроме результатов тестирования, определяющих рейтинги студентов академии и отбор на следующий этап, важным показателем мотивации является готовность ребят совмещать учебу с основной программой в вузе.

«И хотя мы стараемся составлять расписание гибко и даем возможность сдавать задания к следующим отчетным периодам, все равно это серьезная, интенсивная занятость, особенно во время традиционной сессии», — добавляет руководитель HR.

Антон Смольянинов, преподаватель-практик, читающий в «Академии IT» курс программирования на языке С#, говорит, что базовое образование в вузе и готовность постоянно учиться дальше — это необходимый минимум для тех, кто решил развиваться в IT.

Если представить мышление современного IT-специалиста как пирамиду, то в ее основе — знания, полученные в процессе фундаментального образования, причем не обязательно айтишного. Дисциплины, которые преподают в современных вузах, такие как физика, математика, логика, — это основа будущего развития.

«Думать, что то, чему учили в вузе, никогда не пригодится — значит остаться без этого фундамента, потерять опору. Средний слой пирамиды — базовые навыки в IT, полученные в вузе или, если вуз непрофильный, самостоятельно по его окончании или в процессе обучения, а третий уровень — знания, связанные с конкретными современными технологиями, которые непрерывно эволюционируют и совершенствуются. Очень сложно прийти на работу в IT со строго определенным комплексом знаний и надеяться, что в процессе их применения ничего не будет меняться. Продуктивнее постоянно работать над своей квалификацией, переучиваться, адаптироваться к изменениям, расти профессионально», — объясняет Антон Смольянинов.

По мнению тренера, выбранный ГАЗом формат подготовки молодых специалистов обеспечивает «продуманный баланс удовлетворения интересов всех участвующих в нем сторон»: компания-работодатель получает квалифицированные трудовые ресурсы, студенты — профессиональный рост и перспективное трудоустройство, учебные заведения — возможность адаптировать своих выпускников к реальной трудовой деятельности, положив в основу фундаментальные знания и организовав обмен опытом с уже состоявшимися преподавателями-практиками.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше