Экономика
17:30, 5 июля 2022

Госдума взялась за такси. Агрегаторы будут нести ответственность за безопасность поездок

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Госдума хочет сделать поездки в такси безопасней. До сих пор российское законодательство никак не регулировало деятельность агрегаторов — компаний, которые создают специальные приложения для вызова такси и получают процент от водителей с каждого заказа. После принятия нового закона они будут обязаны следить, кому передают заказы. Почему поездки станут от этого безопасней и одних ли пассажиров следует защищать? - разбиралась «Лента.ру».

Компании-агрегаторы, например, Яндекс.Такси, Gett, Ситимобил, сами никого не перевозят, они принимают заказы от клиентов и передают их исполнителям — таксопаркам и частным лицам. В действующем законодательстве, которое было разработано 11 лет назад, таких посредников не предусмотрено, а значит деятельность агрегаторов практически никак не регулируется, и они не несут ответственности за качество предоставляемых услуг.

Рынок такси в России в последнее время растет именно за счет роста заказов через приложения. Даже традиционные таксопарки перешли на взаимодействие с агрегаторами, снизив или вообще прекратив работу собственных диспетчерских. Отсюда и желание законодателей вывести рынок заказа такси из тени.

«Для агрегаторов выгодна ситуация, когда их бизнес работает, но при этом никак не предусмотрен в законодательстве, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Поэтому новый закон, поступивший в Госдуму в мае 2022 года, вводит агрегаторов такси в правовое поле.

Главное – безопасность

Законопроект, который Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении 5 июля, затрагивает несколько аспектов работы такси. «Плюсы этого законопроекта в том, что теперь водителям чисто технически станет проще получить разрешение на перевозку пассажиров. Появится общий реестр служб заказа такси, что сделает рынок в целом более прозрачным», - рассказал «Ленте.ру» председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов.

Ключевое место в законопроекте занимает вопрос повышения безопасности перевозок. Главное – это закрепление за агрегаторами ответственности за ДТП. «По новому закону не будет участников рынка такси, которые могли бы уйти от ответственности, как это происходит сейчас. Это сделано в интересах пассажиров. Фактически все риски будут застрахованы, при этом у перевозчиком и агрегаторов будет мотивация повышать качество и безопасность перевозок, улучшать контроль. Будем дальше рассматривать законопроект, учитывая замечания и комментарии со стороны рынка. Надеемся, что получится его принять уже в эту сессию и больше не будет ситуации, когда огромный рынок такси, в котором задействовано много россиян, живет без актуального законодательства», — подчеркивает заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин.

В соответствии с законопроектом, служба заказа такси наравне с водителем будет участвовать в возмещении вреда пассажиру. А значит и стимулов контролировать водителей станет больше. «На безопасность вождения влияет очень много факторов — это и общий стаж за рулем, и наличие нарушений правил дорожного движения в прошлом. Бывают водители с агрессивной манеров вождения — они, как правило, отсеиваются и-за большого количества жалоб. Но один из самых главных факторов — это усталость», — отмечает председатель Московского профсоюза таксистов.

По его словам, переработки давно стали нормой жизни во многих профессиях, не только у таксистов. Поэтому агрегаторы ввели свои внутренние ограничения, например, Яндекс.Такси отключает водителя от системы через 12 часов непрерывной работы.
«Законопроект предусматривает внедрение аппаратной системы контроля усталости. Должно появиться специальное устройство, которое заметит, что водитель устал, и может принудительно вывести его с линии. Это хорошая идея, но пока непонятно, за чей счет это оборудование должно устанавливаться и какова цена вопроса,» — говорит Николай Кодолов.

Риски застрахованы

Принятие законопроекта о такси давно назрело. «Проект закона, который мы сегодня приняли в первом чтении, сбалансирован, учитывает интересы всех участников отрасли: пассажиров, водителей, агрегаторов, органов власти (в том числе региональных), — сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин.

< Назад в рубрику