Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Рождение евразийского газового сверхрынка. Кто будет покупать российское голубое топливо

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Мировой энергетический кризис, который начался в 2021 году, ведет к переделу сфер влияния на глобальном уровне и формированию единого евразийского рынка газа. Что это значит для России и ее партнеров? Чтобы ответить на этот вопрос, «Лента.ру» проанализировала доклад авторитетного центра «ИнфоТЭК».

Приоритеты российской внешней торговли в газовой сфере могут быть пересмотрены в связи с изменением спроса и предложения на зарубежных рынках. Как следует из анализа экспертов «ИнфоТЭК», международный энергетический кризис, который мы наблюдаем сегодня, потенциально будет способствовать снижению влияния США на евразийских рынках, странам ЕС нечем будет заместить поставки газа из России, а государства Азии продолжат стремительно наращивать использование голубого топлива.

Такого еще не было

К началу коронавирусной пандемии мировой газовый рынок уже переживал период спада. Низкие цены, сложившиеся к 2019 году, привели к сокращению инвестиционной активности в области СПГ и переносу сроков ввода в эксплуатацию ряда проектов, отмечается в исследовании «ИнфоТЭК».

Мировой экономический кризис 2020 года, вызванный пандемией, усугубил ситуацию на газовом рынке, а в 2021 году, когда началось восстановление, потребление голубого топлива начало расти значительно быстрее добычи. Это привело к экстремальному увеличению цен на газ уже в середине 2021 года, за ним последовало подорожание угля и электроэнергии на многих крупных рынках — начался кризис энергетический. В первом полугодии 2022 года ситуация еще больше осложнилась из-за санкционного давления Евросоюза и США на Россию и эскалации противоречий между Западом и Китаем.

Началась глобализация газового рынка

Энергетический кризис показал, что локальные рынки оказывают все большее влияние друг на друга, что способствует формированию мирового рынка голубого топлива.

Такая глобализация в первую очередь связана с увеличением производства сжиженного природного газа. По данным GIIGNL, Международной группы импортеров СПГ, в 2021 году его импорт вырос на 4,5 процента — до 514 миллиардов кубических метров. На долю СПГ сегодня приходится порядка 40 процентов всей мировой трансграничной торговли голубым топливом, около 60 процентов — на трубопроводный транспорт.

При этом именно в Евразии (без учета стран Ближнего Востока) продается и покупается большая часть СПГ — 93,4 процента.

«Величина азиатского и европейского региональных рынков стала главным, но не единственным фактором, который привел к тому, что именно в Евразии началось формирование сверхрынка как промежуточного результата глобализации на пути к созданию мирового рынка»

из исследования «ИнфоТЭК»

Взаимное влияние отдельных региональных рынков росло и по мере внедрения биржевой системы ценообразования, которая развивается параллельно с привязкой стоимости газа к нефти и долгосрочными контрактами. Кроме того, свой вклад внесли естественная географическая близость этих регионов и большое количество поставщиков, распределенных таким образом, что ни один из рынков не получает выраженного преимущества.

Сверхрынок: что будет дальше

Глобализация и укрупнение региональных рынков всегда приводят к перераспределению сфер влияния. Так, на новом сверхрынке потенциально может снизиться влияние компаний из США. Для этого есть несколько причин.

Запасы газа в Соединенных Штатах составляют 6,3 процента от общемировых, они выработаны более чем на 76 процентов. И если не учитывать сланцевый газ, то собственных запасов стране может хватить лишь на 14 лет.

Уже сегодня почти треть объемов американского газового экспорта, по данным Управления энергетической информации США, приходится на Мексику. Поставки в этом направлении постоянно растут, а цены находятся в прямой зависимости от стоимости газа в Соединенных Штатах.

Мировой энергокризис также оказывает влияние на внутренний рынок США. С января по май 2022 года цена голубого топлива увеличилась почти в два раза — с 4,38 до 8,35 доллара за миллион британских тепловых единиц, а это рекордное значение более чем за десять лет. В перспективе все это может привести к снижению объемов экспорта.

Кроме того, в начале 2022 года США резко прекратили поставки сжиженного газа в Китай. Это произошло в тот момент, когда из-за кризиса европейские котировки превысили цены на азиатских биржевых площадках.

Между тем Китай в 2021 году, по данным GIIGNL, впервые занял первое место в мире по объему закупок СПГ — 109,5 миллиарда кубометров.
С точки зрения общего потребления голубого топлива эта страна находится на третьем месте, уступая лишь США и России, и демонстрирует устойчивый рост спроса — 12 процентов за 2021 год, по оценкам Международного энергетического агентства.

Китай развивается неравномерно: экономическая ситуация в приморской части страны сильно отличается от положения северо-восточных регионов, с которыми граничит Россия. Чтобы устранить этот дисбаланс, китайское руководство реализует национальную программу, направленную на увеличение промышленного потенциала отстающих территорий, что автоматически означает дальнейший рост энергопотребления.

«Россия может помочь Китаю минимизировать риск морской энергетической блокады. Трубопроводные поставки повышают энергобезопасность при перспективном росте спроса на голубое топливо в КНР в размере 150-200 миллиардов кубических метров до 2035 года. Также часть перспективного спроса может быть удовлетворена новыми российскими СПГ-проектами, реализуемыми в Дальневосточном регионе», — говорится в исследовании «ИнфоТЭК».

Азия или Европа?

Потребление природного газа растет не только в Китае, но и в Южной Корее, Японии, Индии. В целом на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 73 процента мировых поставок СПГ.

Рынок Азии ориентируется на долгосрочные контракты с поставщиками газа, предпочитая использовать для ценообразования нефтяную привязку. Эти обстоятельства делают азиатский рынок более устойчивым

из исследования «ИнфоТЭК»

Одновременно роль Европы как значимого покупателя энергоресурсов постепенно снижается, хотя Евросоюз и останется существенной частью формирующегося глобального газового рынка, считают авторы исследования.

Стратегический курс на отказ от долгосрочных контрактов ослабил позиции Европы

Евросоюз добился от поставщиков полного перехода на биржевой принцип ценообразования. Предполагалось, что это упростит конкуренцию между производителями и приведет к формированию выгодных ценовых предложений.

Такой подход может сработать только при избыточном предложении. Однако рынок голубого топлива в Евросоюзе дефицитен, и этот дефицит возрастает — с 151,37 миллиарда кубометров в 1993 году до 342,98 миллиарда кубометров в 2020 году. А крупнейшие европейские производители газа — Россия и Норвегия — не входят в ЕС.

При стабильном рынке биржевое ценообразование не дает существенных преимуществ.

«А в условиях мирового дефицита этот принцип неизбежно приводит к резкому росту средней стоимости газа для потребителей. Что и произошло в Евросоюзе в 2021-2022 годах», — отмечает «ИнфоТЭК».

Под давлением экономических факторов в Евросоюзе спрос на газ падает.
И теперь уже сам этот фактор ставит под вопрос перспективы поставок из России.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15