Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кантата янтарного края. В Калининграде завершился международный фестиваль классической музыки

Фото: Виталий Невар / ТАСС

Калининград принял участников второго Международного фестиваля классической музыки «Кантата», который проходил на территории области с 1 по 6 июня 2022 года. Это благотворительный просветительский проект, представляющий собой серию концертов в живописных и исторически значимых местах Калининградской области. О том, как связана программа мероприятия со значимыми датами и событиями в российской и мировой культуре — в материале «Ленты.ру».

«Кантата» носит благотворительный характер: средства, вырученные с продажи билетов, будут направлены в фонд «Благоустройство и взаимопомощь», занимающийся благоустройством и восстановлением исторически значимых объектов.

Главная миссия фестиваля — популяризовать высокохудожественное искусство, привлечь внимание к историческому наследию региона и напомнить о значимых событиях в мировой культуре. Проект реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив и при поддержке правительства Калининградской области, Министерства по культуре и туризму Калининградской области.

Музыкальная столица

Участниками второго Международного фестиваля классической музыки «Кантата» стали широко известные в России и за ее пределами деятели культуры: художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин, главный дирижер и худрук симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело, музыковед и худрук More Than Opera Алан Кук, советская и российская оперная певица Любовь Казарновская, солистка Государственного академического Большого театра, заслуженная артистка России и Северной Осетии Агунда Кулаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова Светлана Касьян, заслуженный артист России Владимир Бальшин, заслуженный артист России Сергей Мурзаев, солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин, заслуженная артистка России Оксана Кардаш и многие другие.

Также в рамках фестиваля прошли лекции и мастер-классы. В один из дней генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Борисов провел открытую сессию на тему «Музыкальные театры в современной культурной политике: общие и частные кейсы». Участники встречи обсудили специфику и уровни культурной политики, а также роль и типы музыкальных театров на примере российских и зарубежных театральных институций. Лекция была построена на реальных кейсах, что придало ей практический характер.

Всего фестиваль в этом году объединил более сотни деятелей искусств: музыкантов, исполнителей, дирижеров. Посетителями концертов стали более 3000 человек, среди которых калининградцы и гости из других городов России, специально приехавшие в регион для посещения события.

3 000
человек

стали посетителями концертов Международного фестиваля классической музыки «Кантата»

Прямые трансляции концертов фестиваля проходили в социальных сетях «ВКонтакте» и Rutube. Каждую из них посмотрели по меньшей мере 100 тысяч зрителей. Кроме того, зрители России и Казахстана могли присоединиться к фестивалю благодаря прямому эфиру на телеканале Classic Music, который транслирует всемирно признанные шедевры, снятые в лучших театрах и концертных залах.

«Мы очень рады, что благодаря этому фестивалю не только жители региона, но и примерно 100 тысяч человек, которые смотрят наши трансляции каждый день, узнают об объектах культурного наследия, — отметил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. — Благодаря фестивалю мы можем собирать средства на консервацию и восстановление таких объектов. Спасибо Президентскому фонду культурных инициатив, который нас в этом году мощно поддержал».

Под музыку Стравинского

Открытие фестиваля состоялось в первый день лета в «Янтарь-Холле», на сцене которого выступили семь приглашенных звезд мировой величины и три коллектива. Автором и модератором концерта-посвящения Сергею Дягилеву в честь 150-летия со дня его рождения стала всемирно известная оперная певица Любовь Казарновская.

Президент России Владимир Путин направил участникам, организаторам и гостям фестиваля приветствие, в котором отметил, что данный просветительский проект, призванный познакомить жителей и гостей Калининградской области с талантливыми коллективами и исполнителями, является значимой и востребованной инициативой.

Мы по праву гордимся историей отечественного музыкального искусства, именами выдающихся композиторов, дирижеров, артистов. Их вдохновенное, многогранное творчество — важная, неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Уверен, что фестиваль «Кантата» в полной мере оправдает ожидания самой взыскательной публики, подарит всем радость встречи с настоящим, большим искусством, оставит добрые, незабываемые впечатления

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации

Концерт начался с увертюры Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Калининградский симфонический оркестр под руководством дирижера Алана Кука, прилетевшего из Австралии, первыми порадовали заинтригованную публику талантливым исполнением и сыгранностью на сцене. Деятельность Дягилева немыслима без балета. И концерт-посвящение также не обошел стороной этот жанр: заслуженная артистка РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры, солистка балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко балерина Оксана Кардаш исполнила партию Умирающего лебедя Сен-Санса.

На протяжении двух часов концертный зал светлогорского театра эстрады наполнялся живым звучанием великих композиций российских и зарубежных авторов: Мусоргского, Мануэля Де Фальи, Сен-Санса, Стравинского, Римского-Корсакова и Бородина. 1 июня, благодаря мастерству талантливых исполнителей и искушенных слушателей, раскрылось богатство классической музыки.

Любовь по переписке

Просветительский фестиваль «Кантата» чествует знаменательные даты в мировой культуре. Наиболее идеальные «попадания» программы — когда значимые события так или иначе переплетаются с историей мест, в которых проводятся концерты. Так и случилось на второй день фестиваля. Замок Рагнит времен Тевтонского ордена является практически ровесником одного из величайших и признанных гениев — итальянского писателя и мыслителя Данте Алигьери. Круглую дату, связанную с его именем, — 700-летний юбилей — в этом сезоне чествует весь мир, и фестиваль «Кантата» в том числе.

Гостям выдался поистине уникальный шанс: одновременно побывать в цитадели средневекового замка и прикоснуться к величайшему произведению всех времен — «Божественной комедии» Данте Алигьери — через произведения гениев музыки Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Чтобы поведать трагическую историю любви Франчески и Паоло в стенах замка Рагнит, были приглашены исполнители высочайшего уровня: оперная певица, лауреат международных премий, солистка Московского театра «Новая Опера» Светлана Касьян (Франческа); солист музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Мариинского театра Иван Гынгазов (Данте, Паоло); солист Государственного академического Большого театра Николай Казанский (Тень Вергилия, Ланчотто Малатеста — властитель Римини); Московский государственный симфонический оркестр и Калининградский областной симфонический оркестр. Маэстро концерта — художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра, художественный руководитель Международного музыкального фестиваля ArsLonga Иван Рудин.

На следующий день участников фестиваля ожидали Концерт №23 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта и Симфония №4 Петра Ильича Чайковского, исполненные под куполом Кафедрального собора. Исполнители — Калининградский областной симфонический оркестр совместно с Московским государственным симфоническим оркестром, а также солист и дирижер Иван Рудин.

Концерт №23 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта стал одним из самых известных сочинений композитора благодаря второй части — вдохновенной сицилиане, музыка которой пронизана светлой грустью, а сам концерт является одновременно блестящим и глубоким по замыслу сочинением. В этот вечер Иван Рудин, с которым гости фестиваля уже знакомы как с дирижером, солировал на фортепиано в окружении смычковых, мастерски совмещая игру на клавишах с управлением оркестром.

Четвертая симфония, следующая по программе за произведением Моцарта, обрушивалась на слушателя грозовым облаком. Произведение было посвящено меценатке и покровительнице композитора — вдове богатого железнодорожного предпринимателя Надежде Федоровне Фон Мекк, с которой за более чем 13-летнюю историю их общения они ни разу не встретились — только переписка.

Гений Шуберта

Четвертый день фестиваля «Кантата» был представлен сразу двумя яркими событиями: выступлением Калининградского областного оркестра русских народных инструментов и концертом «Шубертиада». Оба мероприятия прошли в исторически значимых местах Калининграда.

Оркестр русских народных инструментов (КООРНИ) выступил в Музее янтаря, расположенном на берегу Верхнего озера в фортификационной башне Дона, названной в честь прусского генерал-фельдмаршала. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия и составляет вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс.

Концерт «Шубертиада» прошел на форте №11 Денхофф. Он сохранился лучше других оборонительных сооружений «Ночной перины Кенигсберга» — архитектура этого уникального комплекса совсем не пострадала. Во время штурма форт оказался в стороне от жарких баталий. Здание выглядит словно вытянутый шестиугольник, окруженный рвом с водой, и имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Название концерта «Шубертиада» без остатка раскрывает его сущность: зрители насладились художественным наследием Франца Шуберта, великого австрийского композитора, основоположника романтизма в музыке. В этом году празднуется 225-летие со дня его рождения. Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа и многонациональный фольклор определили облик его музыки.

Хотелось бы отметить, что такие сочинения, как «Струнный квинтет» и цикл «Лебединая песнь», требуют от слушателей абсолютной сосредоточенности и открытых сердец, дабы погрузиться в прекрасный и мистический мир австрийского творца

Андрей Росцикскрипач и концертмейстер

Местом для проведения концерта в предпоследний день фестиваля была выбрана кирха святого Якоба. Ее история уходит корнями в 1360-1380-е годы. Возведенная магистром Тевтонского ордена Винрихом фон Книпроде на месте сгоревшей деревянной церкви, она стала символом Велау (ныне — поселок Знаменск). Со временем своды кирхи рухнули, но башня и стены остались целы.

Последнее время своей истории Кирха была закрыта для посетителей: заглянуть внутрь можно было лишь через ажурные решетки снаружи. В прошлом году церковь начали готовить к консервации для последующего открытия локации к посещению. Тогда социальный предприниматель Дмитрий Тюнин рассказал о планах обустроить кирху под арт-пространство для проведения культурных мероприятий. И вот, в пятый день второго Международного фестиваля классической музыки «Кантата» здесь прошел концерт немецкой камерной музыки «капRICчио».

Произведения немецких классиков исполнил секстет, состоящий из номинантов международных премий и лауреатов конкурсов: скрипач и концертмейстер Андрей Росцик, виолончелист и заслуженный артист России Владимир Бальшин, виолончелист и почетный член академии профессионалов Алексей Толстов, композитор и альтист Илья Гофман, скрипач Михаил Фейман и альтист Андрей Усов.

Программа вечера зашифрована в названии концерта. В стенах кирхи прозвучали Ricercar Иоганна Себастьяна Баха, «Каприччо» Рихарда Штрауса и струнный секстет Иоганесса Брамса.

На первом месте

Закончили серию концертов «Кантаты» на площади у Кафедрального собора. Гала-концерт у главного символа Калининграда — кирхи 1333 года — стал логическим завершением просветительского фестиваля. Территория Кафедрального собора — памятника истории ХIV века на острове Иммануила Канта в центре города, расположенного в окружении реки Преголи в парковой зоне, в этот вечер стала большой концертной площадкой под открытым небом. Здесь в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина звучали лучшие оперные сочинения, созданные знаменитыми отечественными композиторами XIX-XX веков по произведениям классика.

На острове Канта звучали фрагменты из опер Петра Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Михаил Глинка был представлен увертюрой к эпической опере «Руслан и Людмила» и каватиной Гориславы. Пляска мужчин, каватина Алеко и ария Земфиры «Старый муж» погрузили слушателей в мир оперы «Алеко» Сергея Рахманинова, а песня Лауры из оперы «Каменный гость» Александра Даргомыжского напомнила об одноименной пьесе Пушкина из цикла «Маленькие трагедии».

Управлял действом на сцене Фабио Мастранджело — один из самых востребованных дирижеров России и мира, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Северная Симфония». Он приехал в Калининград по приглашению оргкомитета фестиваля «Кантата» спустя десять лет после своего первого визита сюда.

«Прежде всего, я хочу сказать от сердца: "Служу России". Я в России, моя семья в России, дети родились в России, у меня много работы в России, — подчеркнул дирижер гала-концерта Фабио Мастранджело. — Спасибо за этот фестиваль! Россия сегодня — первая страна в мире, где еще до сих пор культура на первом месте». Маэстро заявил, что никуда не собирается уезжать из России.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше