Бывший СССР
00:01, 16 мая 2022

Армении угрожает новая революция: Пашинян решил помириться с Азербайджаном и вызвал гнев оппозиции

Фото: Hayk Baghdasaryan / Reuters

В Армении уже несколько недель продолжаются массовые акции протеста. Оппозиция в очередной раз добивается смещения действующего премьер-министра Никола Пашиняна. Момент для очередной бархатной революции выбран подходящий: в отношениях Армении и Азербайджана наконец-то наметился прогресс после окончания очередной войны в Нагорном Карабахе. Пашинян решил подписать мирный договор с соседями, чтобы покончить с экономической и транспортной изоляцией своей страны. В ответ оппозиция обвинила его в предательстве национальных интересов и вывела людей на улицу. В Ереване строят палаточный лагерь, где люди намерены жить до тех пор, пока Пашинян не уйдет в отставку. Но к требованиям толпы политик пока равнодушен. «Лента.ру» разбиралась, на что надеется оппозиция, почему Пашинян рискует потерять власть и каковы перспективы мирных переговоров Армении и Азербайджана.

Кредит доверия исчерпан

Свергнуть премьер-министра Никола Пашиняна армянская оппозиция пытается с момента окончания второй карабахской войны. Как только в ноябре 2020 года Армения, Азербайджан и Россия подписали соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, противники власти вышли на улицу и потребовали отставки правительства. Условия окончания войны, под которыми подписался Пашинян, они назвали позорными и неприемлемыми. Однако ослабленные 44-дневным противостоянием Вооруженные силы Армении едва ли были готовы к реваншу, а потому оппозиция вынужденно смирилась с трехсторонним соглашением.

Чтобы обновить кредит доверия, Пашинян пошел на внеочередные выборы и снова, как и весной 2018 года, получил парламентское большинство. Оппозиция улучшила результат, но прогнозируемый успех не случился. Наиболее крупные партии, противостоящие премьеру, возглавляли бывшие лидеры страны — Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Их возвращение в большую политику радовало не всех. Поражение в войне многие армяне связывают именно с просчетами бывших первых лиц, поэтому Пашиняну дали еще один шанс.

После второй карабахской войны Пашинян попытался перезапустить переговоры с Россией и Азербайджаном о статусе той части Нагорного Карабаха, в которой проживают армяне. Сейчас ее контролируют российские миротворцы. Однако азербайджанская сторона стоит на своем: Карабах — это Азербайджан, и переговоры о статусе неприемлемы. Неуступчивость сторон провоцирует новые стычки на границах, которые со времен распада Советского Союза так и не были определены.

Еще одна проблема, над которой бьется Пашинян, — прекращение транспортной блокады Армении, чтобы дать импульс экономическому развитию. Дело в том, что еще во времена Первой карабахской войны 1992-1994 годов железная дорога, соединяющая страну с соседними Азербайджаном и Турцией, была разобрана.

С внешним миром Армения сейчас связана только через Грузию и Иран, но для экономического роста этого недостаточно

Азербайджан, Россия и Турция пытаются вовлечь армян в новые региональные логистические цепочки, но те опасаются, что новые коридоры — это новые угрозы территориальной целостности. Отсылка к трехстороннему соглашению ноября 2020 года, где один из пунктов предполагает восстановление в регионе транспортного сообщения, Армению не убеждает.

Например, самая нашумевшая инициатива Азербайджана — строительство Зангезурского коридора — вызвала шквал критики. Дорога могла бы связать Баку с азербайджанским эксклавом Нахичевань, а в перспективе и с Турцией. Самый короткий путь — проложить ее через Сюникскую область Армении и тем самым вывести страну из транспортной блокады. Тем более в советский период такой маршрут, а именно Нахичеванская сухопутная дорога, уже существовал.

Но Армения апеллирует к заявлениям Ильхама Алиева, где он называет Сюник историческими землями Азербайджана и обещает вернуть туда азербайджанцев. Недоверие ведет к тому, что Ереван по-прежнему остается в изоляции, а путь в Нахичевань азербайджанцы прокладывают через Иран. При этом строительство Зангезурского коридора окончательно не снято с повестки, но армянская оппозиция выступает категорически против.

На грабли революции

О возможном подписании мирного договора между Азербайджаном и Арменией говорят давно. Всеобъемлющее соглашение могло бы если и не положить конец многолетней вражде между двумя закавказскими республиками, то по крайней мере перевести отношения в холодно-нейтральные. В марте 2022 года в переговорном процессе наметился прогресс. Азербайджан выдвинул пять принципов нормализации отношений, и Армения неожиданно их приняла.

Азербайджан предложил Армении подписать мирный договор на основе пяти принципов: взаимное признание суверенитета и территориальной целостности, отсутствие территориальных претензий друг к другу, делимитация и демаркация границ, открытие транспортных коммуникаций, установление дипломатических отношений

Пашинян объяснил возможность уступок тем, что в азербайджанских требованиях нет ничего неприемлемого. К тому же самое время улучшать экономику Армении, а несговорчивость лишь затягивает развитие, отметил он. Противники Пашиняна возмутились словами политика и снова обвинили его в предательстве. Однако это не остановило премьер-министра, и он пошел дальше. 13 апреля, выступая в парламенте, Пашинян призвал армян снизить требования в переговорах о статусе Нагорного Карабаха. Ключевой проблемой он назвал безопасность карабахских армян.

«Если в прошлом в основу [мирного соглашения с Азербайджаном] мы закладывали статус Карабаха, откуда вытекали вопросы гарантий безопасности и прав, то теперь закладываем в основу гарантии безопасности и права, откуда вытекает вопрос статуса. В данной ситуации вопрос статуса — не цель, а средство обеспечения безопасности и прав армян Нагорного Карабаха», — пояснил Пашинян.

Выступление политика возымело эффект разорвавшейся бомбы. Оппозиция обвинила его в предательстве и отстаивании интересов азербайджанцев, а не армян. Но Пашиняна это не остановило. Более того, начались переговоры о нормализации отношений между Арменией и Турцией, что вызвало еще большее возмущение противников действующего правительства.

1 мая оппозиция вывела сторонников на улицы Еревана и потребовала отставки Пашиняна. Лозунги звучали прежние: «Карабах – это Армения», «Никол предатель», «Армения без Никола», «Арцах, Арцах!» и «Единение, борьба, победа!». Среди причин требования отставки оппозиционеры называли то, что Пашинян провалил защиту армянских интересов в переговорах, привел к войне и поражению. Вложенные в развитие обороноспособности более 280 миллионов долларов действующее правительство якобы использовало нерационально. «Пашинян мог предотвратить войну и избежать тысяч жертв, но не сделал этого, обещал вернуть пленных в течение одного-двух месяцев, но они до сих пор остаются в Азербайджане», — заявил представитель фракции «Армения» Армен Рустамян.

Пашинян в ответ обвинил в провале переговоров прежние власти, в частности, третьего президента Армении Сержа Саргсяна. «Серж Саргсян с этой трибуны заявил о будущей войне, сказав: "Нам не стоит надеяться, что Азербайджан не попытается решить вопрос Карабаха военным путем"», — отметил Пашинян. При этом политик обвинил оппозицию в том, что она полностью повторяет его шаги по приходу к власти в 2018 году.

Тем не менее на митинг против Пашиняна вышло около 13 тысяч человек, что немало для Еревана, где проживает более одного миллиона человек. Однако в 2018 году, когда к власти в результате бескровного переворота пришел сам Пашинян, на протесты вышли около 100 тысяч человек. Причем народные массы выступали тогда как раз против премьер-министра Сержа Саргсяна, пытавшегося удержать власть сверх срока своих полномочий. Сейчас ситуация противоположная.

Отставки Пашиняна требуют представители старой элиты

Чтобы показать масштабность протестов, оппозиция расставила на центральных улицах Еревана палатки. Ежедневно проходят массовые шествия, где звучат требования ужесточить позицию на переговорах с Азербайджаном и не допустить перехода под его контроль всей территории Нагорного Карабаха. Силовики выставили на улицах заградительные кордоны, чтобы не допустить захвата административных зданий. Но оппозиция не отступает и продолжает добиваться выполнения своих требований.

4 мая Пашинян планировал выступить в Национальном собрании и рассказать некую тайну. Он не пояснил, о чем речь, но поползли слухи, что раскроются некие подробности переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха. В оппозиции заподозрили, что политик снова напомнит, что проигрыш в войне — результат некомпетентности его предшественников: Кочаряна и Саргсяна. Поэтому едва премьер-министр занял парламентскую трибуну, как его противники покинули зал заседаний под выкрики «Никол — предатель!».

Массовые протесты не прекращаются уже несколько недель, но Пашинян, похоже, не собирается уступать. Он повторяет, что не ведет никаких закулисных переговоров о статусе Нагорного Карабаха. В ослаблении позиций Армении в урегулировании конфликта он винит своих предшественников — Кочаряна и Саргсяна. В период своего правления они занимались не столько укреплением Вооруженных сил Армении, сколько личным обогащением, настаивает политик и его сторонники.

Старая элита на смену новой?

Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», полагают, что Пашинян удержит власть, но оппозиция не прекратит давление. Любые чрезмерные уступки Азербайджану будут подталкивать людей снова выходить на улицу, и власть премьер-министра продолжит трещать по швам. «Пока поддержка большинства армян на стороне Пашиняна. У него есть легитимность и жители Армении ему доверяют», — пояснил председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, армянский политолог Степан Григорян.

Собеседник считает, что риторика Пашиняна основана на встречных обвинениях в адрес Кочаряна и Саргсяна в неэффективном управлении, повлиявшем на слабость Армении во второй карабахской войне. По его мнению, такие аргументы пока звучат убедительно для большинства армян. Но по мере того как ряды оппозиции будут пополняться новыми лицами, Пашиняну придется отбиваться изощреннее.

«Неверно полагать, что все противники Пашиняна — это только сторонники старой элиты. Уже сегодня ряды оппозиции пополняются теми, кто еще полтора года назад считал себя аполитичным. Например, родители погибших в ходе 44-дневной войны солдат, родственники тех, кто до сих пор в плену, тех, кого премьер не может вытащить. Кроме того, появляются новые политические партии, не связанные с бывшими лидерами, да и просто неравнодушные люди. Это и есть лицо новой армянской оппозиции, которая тоже против чрезмерных уступок», — объясняет Григорян.

Политолог считает неверным представление и о том, что Пашинян навязывает стране мирный договор с Азербайджаном. Григорян подчеркивает, что запрос на нормализацию отношений с соседями исходит непосредственно от армянского общества.

Парадокс ситуации Григорян видит в том, что помешать подписанию мирного договора может не столько армянская оппозиция, сколько Азербайджан — хотя он заинтересован в таком документе. Если азербайджанская сторона продолжит выдвигать все более жесткие требования и принуждать Пашиняна их принять, то это окончательно подорвет рейтинг премьер-министра, и он лишится поста, в результате чего к власти придут более бескомпромиссные политики, объясняет политолог. Тогда о мирном договоре придется надолго забыть.

Надежда на мир

Политолог и историк Рафик Исмаилов полагает, что торможение мирного процесса невыгодно ни Армении, ни Азербайджану. «Отсутствие между странами дипломатических отношений препятствует интеграции армян в региональную и мировую экономику. Так или иначе, без взаимодействия с Азербайджаном выйти из изоляции невозможно. Срыв мирного процесса на руку как раз тем, кто добивается отставки Пашиняна, но не может ничего предложить взамен», — объясняет «Ленте.ру» азербайджанский эксперт.

Исмаилов убежден, что Азербайджан осознает степень своей ответственности за реализацию мирного процесса. При этом безопасность армянского населения Нагорного Карабаха играет тут ключевое значение. «После второй карабахской войны Азербайджан согласился, чтобы безопасность армян Карабаха обеспечивали российские миротворцы. Сейчас Армения настаивает на неких дополнительных гарантиях и интернетизации миротворческой миссии. Но и Россия вполне справляется с этой задачей», — резюмирует Исмаилов.

Политолог армянского Института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян подписание мирного договора в ближайшее время считает маловероятным. Причина тому — сложность вопросов, которые предстоит охватить участникам и посредникам переговоров, и завышенные требования Азербайджана.

«В подавляющем большинстве армянского общества, при всем разнообразии мнений, есть понимание важности мирного сосуществования с соседями, причем со всеми. В этом залог безопасности, суверенитета, прав и свобод граждан Армении. Другое дело — цена вопроса. Как и понимание того, что процесс улучшения отношений — это в своем роде улица с двусторонним движением, и наши намерения — лишь половина дела. Другая половина — за соседями», — рассуждает Меграбян.

Политолог прогнозирует два сценария развития ситуации вокруг подписания мирного договора с Азербайджаном. «Либо статус Нагорного Карабаха вне Азербайджана, либо неприемлемое — Арцах без армян», — говорит он. При этом он отмечает, что статус Нагорного Карабаха — не самоцель армян.

Тем не менее эксперт полагает, что альтернативы мирному соглашению нет, и в более длительной перспективе договор о взаимодействии Азербайджана и Армении все же будет подписан.

Алевтина Запольская

< Назад в рубрику