Россия
00:01, 11 мая 2022

«Они наши главные друзья и враги» Как россияне подсели на поедание ядовитых грибов — микродозинг мухоморов

Фото: Tim P. Whitby / Getty Images

Мухоморный микродозинг набирает новую популярность в России: во «ВКонтакте» появляется все больше групп с отзывами на «чудодейственные» грибы, которые лечат все болезни, начиная с депрессии и заканчивая болями в суставах. Появлению нового тренда не рады представители научного сообщества: микологи призывают ни в коем случае не есть ядовитые грибы, а психиатры предупреждают, что употребление мухоморов может вызвать наркотическую зависимость и привести к пробуждению психических заболеваний. «Лента.ру» поговорила со сторонниками и противниками поедания красных мухоморов и узнала, чем россиян так привлекают эксперименты с грибами и чем это может кончиться.

ВНИМАНИЕ: «Лента.ру» напоминает об опасности любых наркотиков и малоизученных препаратов, а также напоминает об опасности лечения психических расстройств без обращения к специалисту.

«Что демонстрирует мухомор — это и есть реальность»

«Выносливость, как у буйвола», «интеллект, как у Илона Маска», «работоспособность, как у искусственного интеллекта», «сны — просто космос» — такие описания пестрят под фотографиями очередной банки с капсулами мухомора на легальных маркетплейсах или в Telegram-каналах.

Мухоморный микродозинг — сравнительно новое явление в России. Cуть этой практики заключается в регулярном употреблении микродоз красного мухомора несколько раз в день — не больше двух граммов. Популярность мухоморов возрастает в СМИ и блогах: актер Владимир Епифанцев неоднократно рассказывал, как ел грибы на съемках фильма «Generation П» по одноименному роману Виктора Пелевина, и утверждал, что именно мухоморный микродозинг помог ему избавиться от наркотической зависимости.

В интернете можно найти многочисленные интервью с Михаилом Вишневским — микологом и, пожалуй, самым главным популяризатором мухоморного микродозинга в России. В СМИ его называют по-разному: грибной бизнесмен, евангелист грибного биохакинга или просто шаман.

В беседе с «Лентой.ру» Вишневский говорит, что занимается микологией всю жизнь. Отец его был заядлым грибником и с двух лет водил его в лес за грибами. По словам Михаила, грибы умеют все:

Речь «шамана» размеренная и вдумчивая, тон не меняется, даже когда начинаем говорить о критиках микродозинга — Вишневский спокойно замечает, что ни с кем не собирается ругаться и доказывать, что он прав.

Красный мухомор — отдельная тема для Вишневского. По его мнению, именно этот гриб стал «основой культа в России», а вовсе не галлюциногенные грибы, которые запрещены на территории страны. Однажды миколог решил попробовать красный мухомор и проверить его воздействие на себе — актуальных и обширных научных исследований на тему влияния мухомора на организм человека на тот момент (как и сейчас) не было.

Грибной популяризатор особенно выделяет два типа использования красного мухомора: макро- и микродозирование. Первый тип — опасная практика, 10-15 граммов, что называется, боевая дозировка.

«Ни при каких обстоятельствах таким нельзя заниматься самому. Я мог себе это позволить, у меня психика — как у льва, я устойчивый человек, — утверждает собеседник «Ленты.ру». — Но не повторяйте такое. Если психика нестабильна, человек подвержен неврозам, у него есть какие-то комплексы, фобии или он агрессивен, то прием больших доз мухомора может привести к пагубным последствиям».

Воздействие мухомора в больших дозах на человека Вишневский описывает одним словом: непредсказуемость.

Он предупреждает и о других рисках: можно нарваться на пантерный, или ярко-желтый мухомор — чрезвычайно ядовитый гриб.

На вопрос о причинах возрастающей популярности и интереса к мухоморам в России отвечает просто: услуги психотерапевтов стоят дорого, лекарства — также недешевы.

«Люди голосуют рублем, евро или долларом и прибегают к микродозингу. В том числе занимаются самолечением», — рассуждает грибной популяризатор.

Вишневский утверждает, что мухомор лечит около 200 болезней: опухоли, боль в суставах, туберкулез и склероз головного мозга.

Собеседники «Ленты.ру», которые практикуют мухоморный микродозинг, отмечали разные эффекты. Якобы улучшается психологическое состояние, человек становится более собранным и концентрируется на важных вещах. Сны становятся красочнее, аппетит приходит в норму, а качество жизни улучшается через неделю. И такая практика, уверяют они, совсем не вызывает психологического привыкания. Наоборот, положительный эффект не уходит неделями после того, как человек перестал употреблять.

Среди минусов сам Вишневский выделяет личную непереносимость, индивидуальную сверхчувствительность и несоблюдение дозировки.

По его словам, он и группа других специалистов готовят исследование, которое в первую очередь появится на английском языке. Что же до критиков, то Вишневский отвечает им сдержанно, но категорично: «Они не практиковали микродозинг ни с одним из пациентов, а у меня такой опыт есть. Тут нет для меня предмета спора».

Грибной зов

Собеседница «Ленты.ру» Лариса (имя изменено) давно наблюдала за феноменом мухоморного микродозинга, но относилась к нему нейтрально и даже с предубеждением: часто слышала про советских «кайфожоров». А потом отправилась в Псковскую область и стала собирать там красные мухоморы — приглянулись своим ярким внешним видом. Дома сушила их в дегидраторе и одновременно наблюдала за человеком, который ходил на сеансы употребления грибов в больших дозировках.

В конце концов услышала «некий зов» и решила попробовать сама — только предпочла сушеным мухоморам микродозинг. Лариса подходила к нему с определенными целями и задачами. По убеждению собеседницы «Ленты.ру», такую практику нельзя использовать ради эксперимента, кайфа или как зеленку для лечения бородавок. Самое главное, по ее мнению, — правильное измельчение гриба.

Первые эффекты, которые помнит Лариса, — яркие «астральные» сны. Затем наступило чувство спокойствия, а через месяц сильно изменилось сознание: многие сложные вещи стали казаться ей понятными и очевидными.

«Состояние не как у ******* [принявшего наркотик], а совершенно вменяемое. И ты все время в состоянии счастья, которое не надоедает», — говорит она.

Однако друзьям и знакомым Лариса не советовала подобную практику: все слишком индивидуально. Походы к психиатру и психологу мухоморный микродозинг тоже не может заменить, а выступает сугубо как вспомогательное средство, уверена она.

Тем не менее на момент публикации статьи Лариса перестала практиковать микродозинг: для нее это оказалось своего рода «подсадкой», пусть даже и видела она в этой подсадке лишь плюсы. Она утверждает, что зависимости не испытывает, а, наоборот, ощутила позитивные изменения, а когда перестала употреблять, то состояние осталось таким же. В следующий раз она планирует возобновить практику, когда уедет из города.

Автор Telegram-канала «Ноотропы и разгон мозга» Дмитрий Райз решил попробовать мухоморный микродозинг из интереса, когда в чате канала стали появляться положительные отзывы о мухоморах, а в личные сообщения начали писать продавцы «этого добра» и предлагать деньги за рекламу. Однако сам эффект блогера не впечатлил: он оказался «микроскопическим». Первое время было расстройство кишечника, а один раз Дмитрий попробовал большой сухой мухомор, от которого сразу уснул.

«Меня вырубило. Снились какие-то нецветные сны. Утром было впечатление, что хорошо выспался. И все. Во второй раз уже никак не подействовало. Эффект имеется, но в моем случае он оказался очень нестабильным», — говорит он.

Райз протестировал продукцию пяти разных производителей. В общей сложности эксперимент длился около года с перерывами. И в итоге почти один и тот же эффект — либо его полное отсутствие, либо раздражение кишечника.

Изначально к идее мухоморного микродозинга Дмитрий относился весьма скептически из-за общего позиционирования.

«Если зайти на сайт того же самого Вишневского и посмотреть, то у него мухомор лечит абсолютно все, — рассуждает он. — И депрессию, и простуду, и боли в мышцах после тренировок. И под разные заболевания есть разные мухоморы. Я в такое не верю, я сам маркетолог по основной деятельности и сразу вижу, когда тебе пытаются что-то продать, сбить триггеры сознания».

«В грибах ни черта не понимает»

Мухоморный микродозинг резко критикуют в научном сообществе. Ведущий инженер кафедры микологии и альгологии МГУ Максим Дьяков считает начинания Вишневского исключительно бизнесом.

«Вишневский занимается торговлей грибами, изданием популярных книг, проведением экскурсий, — говорит он «Ленте.ру». — Он как свою кандидатскую защитил, так больше микологией не занимается. Вся его деятельность направлена на раскручивание таких вещей (микродозинга — прим. «Ленты.ру»). К тому же тут уже грань с уголовным кодексом. Я очень сомневаюсь, что кто-то из нормальных врачей будет этим заниматься, ставить какие-то эксперименты. А какие он там исследования проводит, мне тоже непонятно: я тоже так могу вырастить на кухне что-нибудь, поесть и сказать, что провожу эксперименты».

Дьяков назвал фунготерапию — употребление грибов в целебных целях — «безвредной и бесполезной» практикой, а поедание сырых грибов считает однозначно опасным занятием. По его мнению, те люди, которые говорят, что им помогает мухоморный микродозинг, не обязательно лукавят: надо учитывать, что красный мухомор содержит три токсина (мусцимол, иботеновая кислота и мускарин), которые по-разному действуют на людей с разным психологическим состоянием.

«Это как с антиковидом: кто-то кричит, что ему от прививки плохо, и другие подхватывают, что не надо прививаться, — объясняет он. — Так и тут: эффект может быть совершенно разным. К тому же у разных плодовых [тел гриба] совершенно разное соотношение этих токсинов».

Кроме того, Дьяков утверждает, что не видел ни одной научной статьи, где рассказывалось бы о полезных свойствах мухомора для фармацевтики. По его мнению, намного лучше влияют на иммунную систему вешенки и шиитаке. Более того, по словам специалиста, риск нарваться на пантерный мухомор, который внешне иногда напоминает красный, действительно есть, и это может привести к необратимым последствиям, в том числе и смерти. Хотя и красный мухомор даже в дозировке как в микродозинге таит в себе ловушки.

«Я уже молчу, что мускарин, который есть в красном мухоморе, обладает некоторыми наркотическими свойствами и способствует привыканию», — подчеркивает специалист.

Он подтверждает, что красный мухомор не настолько токсичен, чтобы вызвать летальный исход при маленьких дозах. Другое дело, как утверждает миколог, это его пагубное влияние на почки и печень. А если у человека есть хронические заболевания, то он тем более в группе риска.

Как считает Дьяков, многие популяризаторы подобных практик, которые почти никогда не занимались микологией на профессиональном уровне, играют на теме иммунотонизирующих свойств, которыми действительно обладают некоторые грибы.

«Раскручивала тут фунготерапию дама одна в Питере, Ирина Филиппова. По образованию она журналист, в грибах ни черта не понимает. Там огромное количество ляпов! Вроде того, что лисичка глистов выгоняет. Ну вот что с этим поделать», — говорит он.

Председатель движения «Стопнаркотик» Сергей Полозов еще более категоричен. Он считает, что мухоморный микродозинг в будущем будет вовлекать новичков или разовых потребителей и подсаживать их на употребление других психоактивных веществ. Активист уверен, что мухоморный микродозинг направлен именно на тех, кто раньше никогда не употреблял запрещенные вещества, так как наркозависимые люди вряд ли станут на него переходить со знакомых им препаратов.

«Если очень захотеть, то можно наложить временный запрет на распространение, употребление и хранение — мы его продвигали. На время ограничений провести все необходимые испытания и выяснить всю необходимую информацию. Нужно исследовать, как он влияет на головной мозг, нервную и репродуктивную системы», — подчеркивает собеседник «Ленты.ру».

Полозов уверен, что за мухоморным микродозингом стоят заинтересованные люди, которые планомерно формируют интерес к новой практике. Тем не менее в силу относительной новизны явления критических случаев не так много, чтобы МВД занялось проверкой, и по той же причине мухомор не находится в списке запрещенных грибов. Движение же собирается инициировать проверку и получить заключение профильных ведомств.

«Обратную сторону видят далеко не все»

Психиатр и нарколог Владимир Каторгин рассказывает, что микродозинг как биохакинг используют со многими веществами, в том числе и запрещенными. Подобные практики применяются для психостимуляции: те вещества, которые содержатся в мухоморе (в частности, мусцимолл), действуют возбуждающе, раздражая серотониновые рецепторы. Неоднократное употребление приводит к психологической зависимости, а оттуда уже рукой подать до употребления более тяжелых наркотиков в будущем.

Отдельно Каторгин останавливается на «дремлющих» психических заболеваниях. Любое стрессовое событие, употребление алкоголя и наркотиков, даже в микродозах, могут способствовать их пробуждению, послужить пусковым механизмом, поясняет он.

«Конечно, изначально это все приводит к возбуждающему эффекту. На разных видео в интернете мы видим людей, которые говорят, как они употребляют мухоморы и чувствуют себя хорошо. Но обратную сторону видят уже далеко не все — а это могут быть уже тяжелые депрессивные пациенты с психозами и суицидальными мыслями, которым требуется помощь психиатра. Да иногда даже в самих роликах на YouTube видно, что у людей, которые практикуют микродозинг, есть синяки под глазами и отечность на лице. Как врач я сомневаюсь, что с такими людьми все нормально», — рассуждает он.

Каторгин говорит, что в его практике уже встречались подобные случаи. Родители приводили подростков, которые после микродозинга были на грани психотического состояния.

По словам психиатра, депрессию с помощью мухоморного микродозинга вылечить точно нельзя. Она лечится проверенными препаратами, механизм действия которых изучен и известен. Если пациенту не подходит тот или иной антидепрессант, его всегда можно поменять или скорректировать дозировку. По мухоморам таких знаний нет.

К тому же помимо непредсказуемого влияния на психическое состояние человека многие мухоморы, которые продают на маркетплейсах, не проходят достаточный контроль. В результате покупатель не знает, насколько качественно сушили и обрабатывали грибы.

Если говорить о замене алкоголя на мухоморный микродозинг, то Каторгин уверен, что это чистая замена одной зависимости на другую.

«Алкоголь замещать переходом на вещи, близкие к наркотическим, как минимум странно. При таком подходе кажется, что человек не в себе или ему что-то неправильно объяснили. Если относитесь к здоровью вот так и по легкому щелчку ведетесь на непроверенные, недоказанные факты, то вперед, конечно», — разводит руками врач.

***

Несколько лет назад Минздрав посоветовал россиянам не есть мухоморы, так как термическая обработка никак не влияет на яды, которые содержатся в этих грибах. В ведомстве также отметили, что, по статистике, каждый третий человек, съевший мухомор, получает отравление, которое может стать смертельным.

Но этот гриб, кажется, давно и прочно занял особенное место в русской культуре. О нем упоминал и Иван Бунин в рассказе «Косцы», где герои рассказа ели его и называли «чистой курятиной», и у Виктора Пелевина герои ловили мухоморный трип, который резко двигал сюжет вперед, — это было и в «Чапаеве и Пустоте» (там были просто «грибы», но, вероятно, не подосиновики), и в «Generation П». А в 1990-х на телевидении прозвучало знаменитое «Ленин — гриб»: грибницу, которую автору передачи напоминал разрез ленинского броневика, сравнивали именно с мухоморной. В 2020 году, когда пандемия накрыла весь мир, художник Павел Пепперштейн соорудил в лесу выставку, где тоже не обошлось без красного мухомора. По мнению автора, «под мухомором гнездится культура», а гриб — он как «защитник, зонт».

Автор этой статьи помнит, как первый поход в лес с дедушкой за грибами запомнился именно встречей с красным мухомором — желанием его непременно сорвать и покрутить в руках. Сорвать, конечно же, не разрешили, а вот пнуть гриб, пока не видят взрослые, удалось. «Красненький, видимо, заметный».

Дарья Новичкова

< Назад в рубрику