Интернет и СМИ
00:03, 6 мая 2022

Поколение активистов. Зумеров считают глупыми и зависимыми от интернета. Почему именно они изменят мир к лучшему?

Фото: Mandoga Media / Imago-imag / Globallookpress.com

Зумеры (или же поколение Z, или же «зеты»), то есть люди, родившиеся с середины 90-х годов и в начале 2010-х годов, — это те, кто уже не так сильно разграничивает мир интернета и физическую реальность. Иногда зумеров называют родившимися со смартфоном в руке. И хотя в действительности большинство из них получает собственные гаджеты только в 12 лет, считается, что интернет сильно меняет их: новому поколению приписывают неумение фокусироваться, склонность к стрессу, апатичность и безынициативность. Сколько в этом правды, узнавала «Лента.ру».

Перегруженные и волнующиеся

«Почему у половины населения земли депрессия? Наверное, это все из-за интернета, нужно его запретить!», «Почему родители думают, что все наши переживания и проблемы из-за интернета?» — иронизировали пользователи Twitter. Утверждение о том, что соцсети вызывают у подростков стресс, изрядно надоело молодому поколению, но специалисты не спешат однозначно его опровергать. Так, председатель кафедры психотерапии и связанных с психическим здоровьем профессий университета Хофстра (Hofstra University) в США Джейми Митус считает, что одержимость технологиями действительно может приводить к расстройствам, включая депрессии, тревогу и проблемы со сном.

По мнению специалистки, именно поколение Z сталкивается с самыми серьезными последствиями так называемого iDisorder — относительно нового расстройства. Оно заключается в том, что способность мозга обрабатывать информацию меняется из-за интернета. Правда, речь идет не об умеренном, а о бесконтрольном и компульсивном использовании сети, риск развития которого увеличивается, если ребенок рано получает доступ к гаджетам.

Боязнь упущенной возможности (fear of missing out, FoMO) — еще одна проблема, которую связывают с увлечением молодежи соцсетями. Оксфордский словарь описывает это состояние как волнение из-за того, что где-то в другом месте происходит интересное или увлекательное событие. С этим неприятным ощущением зумеры и их предшественники-миллениалы (люди, родившиеся с начала 80-х до середины 90-х годов) знакомы не понаслышке. Так, специалисты из индонезийского университета Таруманагара (Tarumanagara University) выявили прямую связь между боязнью упущенной возможности у зумеров и чрезмерным использованием смартфонов.

Исследователи из Университета штата Аризоны (Arizona State University) также выяснили, что представители поколения Z испытывают страх упущенной возможности на работе, когда не пользуются гаджетами. «Участники [опроса] рассказывали, что проверяли свои телефоны в неподходящее для этого время, чувствуя из-за этого небольшую вину», — сообщили авторы работы.

Сами подростки, впрочем, осознают неоднозначную роль интернета во влиянии на их ментальное здоровье, что показывают результаты опроса поколения Z, проведенного исследовательским центром Пью в Вашингтоне (Pew Research Center).

Вкупе с этими данными статистика использования подростками технологий способна ввергнуть в панику обеспокоенных родителей и педагогов. Компания Google узнала, что зумеры раньше своих предшественников получали собственные смартфоны: примерно в возрасте 12 лет. Согласно исследованию компании Global Web Index, большинство представителей поколения Z проводят онлайн хотя бы один час каждый день. При этом общее экранное время, которое они тратят ежедневно на потребление контента из разных платформ — смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевидения, — оценивается во внушительные восемь часов.

«Поколение Z — истинные туземцы цифрового мира. (...) Они процветают в этой обстановке, но также показывают признаки зависимости от нее. 69 процентов из них чувствуют дискомфорт после того, как они не получали доступ к интернету более восьми часов, а 27 процентов могут прожить без него лишь час», — заявил сооснователь исследовательской и консалтинговой компании Центр динамики поколений (The Center for Generational Kinetics) Джейсон Дорси, цитируя исследование своей организации.

Такое тесное взаимодействие зумеров с миром технологий с раннего возраста привело к изменению восприятия виртуальной сферы: в отличие от старших поколений, у «зетов» цифровая и аналоговая реальности почти не разграничены, а представляют единое целое

«Если говорить о поколении Z и технологиях, здесь почти нет разделения. Я даже не знаю, считают ли зумеры это технологиями. Они просто воспринимают технологии как есть. Технологии попросту прочно укоренились в их ежеминутных действиях», — рассуждает Джек Маккензи, вице-президент компании по маркетинговым исследованиям PSB. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты из университета штата Аризоны. Они выяснили, в частности, что многие зумеры не проводят грань между офлайн- и онлайн-общением, в отличие от представителей предыдущих поколений.

Многозадачные и мыслящие «клипами»

Совмещать непрекращающийся интернет-серфинг с насущными делами зумерам помогает многозадачность, которая выражается в способности одновременно пользоваться гаджетом (возможно, и не одним) и заниматься делом в аналоговом мире. «Возможность вести разговор и одновременно “свайпать” социальные сети, используя несколько гаджетов одновременно, — это то, что сразу выделяет зумера», — отметила в беседе с «Лентой.ру» Светлана Подорожная, стратег агентства по работе с блогерами DIDENOK TEAM.

Однако многозадачность вкупе с обилием потребляемой информации создает нагрузку на нервную систему, что также связывают с нарушением контроля внимания. Поколению Z свойственно поверхностное считывание контента ради экономии времени. При потреблении информации их внимание фокусируется на ярких заголовках и визуальных образах, отметили исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Асия Бухарбаева и Людмила Сергеева в статье о клиповом мышлении.

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление подразумевает, что человек воспринимает информацию фрагментарно, в виде коротких и ярких образов. Зачастую феномен такого мышления связывают именно с поколением Z как с наиболее активными потребителями контента в медиасфере, обилие которого, как считается, и стало причиной такого восприятия информации. Понятие «клиповая культура» в 1980-е годы предложил американский социолог Элвин Тоффлер, а термин «клиповое мышление» в отечественной науке впервые употребил философ Федор Гиренок в 1990-е годы.

«С учетом развития диджитал-технологий молодежь потребляет большое количество контента, информационный поток обширен и трудно поддается контролю, становится сложно отбирать информацию и формировать критическое отношение к ней. Поколение Z сознательно блокирует информационные потоки, абстрагируясь, будто не замечая их, учится избирательно их потреблять», — утверждают специалистки РАНХиГС.

У клипового мышления есть преимущества (например, возможность быстро ориентироваться в информационном потоке, защита мозга от перегрузки), но недостатки значительны: к ним причисляют проблемы с восприятием больших объемов данных, усвоением нового материала; а также подверженность манипуляциям из-за неспособности воспринимать информацию критически

Так, сооснователь Центра динамики поколений Джейсон Дорси подчеркивает: у молодых людей существует тенденция считывать лишь заголовки материалов, которые зачастую содержат неточную или неполную информацию. По его мнению, поколение Z «имеет лучший, чем у других поколений, контакт с отдаленными частями мира». Вместе с тем Дорси счел, что «иметь контакт необязательно означает быть лучше информированным».

Говоря о клиповом мышлении у подростков, преподаватель 239-го лицея в Санкт-Петербурге Денис Байгозин посетовал на то, что зачастую школьникам из-за этой особенности не удается сконцентрироваться на чем-то одном больше минуты.

«Концентрация внимания у зумеров ниже, чем у остальных поколений — 8-9 секунд», — отметила Светлана Подорожная. При этом она добавила, что привычка зумеров потреблять быстрый контент и снижение концентрации внимания приводят и к лингвистическим трансформациям. Так появился тренд на «эмодзификацию» — предпочтение использования в переписке эмодзи вместо текста. При этом меняется привычное значение эмодзи — к примеру, любимый миллениалами смайлик со смеющимся до слез человечком многими «зетами» считается устаревшим, а вместо него зачастую используется «грустное» эмодзи с текущими слезами.

Но хотя клиповое мышление, проблемы с концентрацией внимания и другие нелестные характеристики стали излюбленными чертами для описания зумеров в медиа, психолог и доцент МГМУ имени Сеченова Наталья Богачева относится к ним скептически. Специалистка считает, что характеристики, обычно приписываемые поколению нынешних подростков, не являются ключевыми свойствами этого поколения.

Комментируя, в частности, мнение о том, что подросткам присущи проблемы с концентрацией внимания, она подчеркнула: исследования внимания и мышления, проводимые на школьниках и дошкольниках, не показывают ничего необычного, и большинство из детей демонстрируют средние результаты. А проверка наличия клипового мышления, по мнению Богачевой, затруднена, поскольку существуют сложности с пониманием того, что конкретно этот термин в себя включает. Помимо этого она подчеркнула, что приписываемая молодежи цифровая многозадачность на самом деле является скорее свойством эпохи, а не нового поколения.

Поколение активистов

Обилие данных, которые «зеты» быстро находят и обрабатывают, делает их более свободными, чем предыдущие поколения, и менее восприимчивыми к манипуляциям, считает российский педагог и писатель Дима Зицер. «Они гораздо меньше готовы мириться с насилием в школе и дома, чем мы когда-то. (...) Они острее реагируют на несправедливость», — высказался о зумерах преподаватель.

Благодаря постоянному доступу к беспрерывному потоку информации зумеры также хорошо осведомлены о глобальных мировых проблемах, будь то неравенство в обществе или кризис с беженцами в некоторых странах

Центр Пью утверждает, что представители поколения Z, как и миллениалы, более склонны беспокоиться из-за публикаций об изменениях климата и проблемах экологии. Их родителям, а также бабушкам и дедушкам, настолько сильная озабоченность экологической обстановкой не свойственна.

Джейсон Дорси из Центра динамики поколений также уверен, что поколение Z жаждет позитивно влиять на окружающую реальность. Согласно опросу Центра, технологии, такие как искусственный интеллект, по мнению большинства зумеров, способны изменить мир к лучшему. Интернет, как они считают, способен сблизить человечество.

Колумнист Forbes Майкл Стоун назвал зумеров поколением активистов. Он счел, что «зеты» занимают твердые позиции в различных вопросах и ожидают, что другие будут делать то же самое.

Стоун обратил внимание на исследование компании по связям с общественностью Porter Novelli, которая выяснила, что 81 процент зумеров считает: соцсети дают их поколению больше гласности, чем их предшественникам. Они высказываются онлайн, чтобы выразить свое мнение по различным вопросам, в том числе для компаний, которые интересуются их взглядами для влияния на продажи

И вместе с тем поколение Z не спешит всецело доверять бизнесу. «Молодежь сегодня лучше информирована, меньше сфокусирована на брендах как на том, что определяет их идентичность, и более нетерпелива в вопросе — каких действий, а не простых слов, они ожидают от брендов. Они хотят доказательств, а не простого выражения своей позиции», — подчеркнул представитель консалтинговой компании R/GA Роб Кэмпбелл.

Стремление изменить мир зумеры демонстрируют не только в диджитал-сфере. Онлайн-платформа для писателей и читателей Wattpad по итогам опроса своих пользователей заявила, что 65 процентов зумеров регулярно занимаются волонтерской деятельностью.

Колумнист The Guardian Джин Маркс же считает, что «зеты» привносят свою позицию относительно глобальных проблем и на рабочие места. «Поколение Z хочет работать — и иметь долю — в компаниях, у которых есть здоровые принципы и которые существуют, чтобы изменить мир к лучшему. Такие работники критикуют своих же нанимателей, если поступки начальства противоречат их социальным или моральным взглядам», — высказался Маркс. Его слова подтверждает исследование агентства sparks & honey, которое показало, что 60 процентов зумеров хотят с помощью своей работы влиять на мир.

Креативные и амбициозные

Многие подростки, как следует из результатов опроса Центра Пью, по большей части верят, что соцсети помогают им укреплять дружбу и положительно влияют на разные аспекты их жизни. К примеру, 81 процент опрошенных специалистами подростков отметили, что благодаря соцсетям они чувствуют себя более сопричастными к жизни друзей. Возможность демонстрировать свои творческие стороны, общаться с людьми, которые способны поддержать в трудные времена, — другие положительные особенности, которые «зеты» выделили, говоря о соцсетях.

У зумеров крайне хорошо развито самосознание, отмечает представитель компании-производителя техники HP Тодд Хорвиц. Он указывает, что «зеты», считая технологии поборниками позитивных перемен, осознают, что достижения прогресса при чрезмерном использовании могут вызывать у них дополнительный стресс

В связи с этим молодые люди устраивают себе цифровой детокс. В Wattpad, к примеру, выяснили, что 43 процента зумеров ежедневно отказываются от соцсетей на несколько часов.

Жажда свести к минимуму негативное влияние интернета привела к тренду JoMO (joy of missing out) — «радости упущенной возможности», антиподу боязни упущенной возможности. В компании выразили уверенность в том, что этот тренд позволяет зумерам отвлечься от токсичного онлайн-контента.

Исследователи из университета Аризоны между тем обратили внимание на то, что представители поколения Z сознательно способны контролировать то, сколько времени они проводят онлайн. Участвовавшие в опросе университета зумеры даже оказались удивлены тем, как много времени тратили на личные телефоны их более взрослые начальники и коллеги. «Представители поколения Z выразили недовольство тем явлением, которое, как им показалось, выражалось в непрофессиональном использовании технологий», — объяснила одна из авторов исследования Дон Янссен.

Другой позитивной чертой, сформировавшейся у зумеров благодаря интернету, назвали их креативность. «Для миллениалов YouTube был платформой для пассивного просмотра контента. Зумеры же видят в нем платформу для самовыражения. Они не хотят смотреть видео. Они хотят делать видео», — уверен представитель PSB Маккензи. А по мнению вице-президента digital-агентства Big Spaceship Виктора Пинейро, около четверти «зетов» постоянно публикуют видео в сети и поэтому уделяют немало времени улучшению творческих навыков, будь то работа с роликами или дизайн в фотошопе.

60
%
представителей поколения Z хотят с помощью работы влиять на мир

Как отмечают «Ведомости», писатели Джефф Фромм и Энджи Рид в своей книге «Маркетинг для поколения Z» называют зумеров крайне конкурентоспособным и трудолюбивым поколением, полным соревновательного духа. Squarespace к этому добавило, что «зеты» — самое амбициозное поколение: 92 процента из них заявили о желании создать свой бизнес (аналогично высказались 86 процентов миллениалов и лишь 50 процентов бэби-бумеров).

Желание воплотить эти амбиции в жизнь не так наивно, как может показаться. «Благодаря технологиям поколение Z — первое поколение, у которого действительно есть инструменты и способность для погони за своей мечтой в юном возрасте», — констатирует исполнительный директор по стратегическому росту и инновациям аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young Марси Мерриман.

Маргарита Щигарева

< Назад в рубрику