Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Поколение активистов. Зумеров считают глупыми и зависимыми от интернета. Почему именно они изменят мир к лучшему?

Фото: Mandoga Media / Imago-imag / Globallookpress.com

Зумеры (или же поколение Z, или же «зеты»), то есть люди, родившиеся с середины 90-х годов и в начале 2010-х годов, — это те, кто уже не так сильно разграничивает мир интернета и физическую реальность. Иногда зумеров называют родившимися со смартфоном в руке. И хотя в действительности большинство из них получает собственные гаджеты только в 12 лет, считается, что интернет сильно меняет их: новому поколению приписывают неумение фокусироваться, склонность к стрессу, апатичность и безынициативность. Сколько в этом правды, узнавала «Лента.ру».

Перегруженные и волнующиеся

«Почему у половины населения земли депрессия? Наверное, это все из-за интернета, нужно его запретить!», «Почему родители думают, что все наши переживания и проблемы из-за интернета?» — иронизировали пользователи Twitter. Утверждение о том, что соцсети вызывают у подростков стресс, изрядно надоело молодому поколению, но специалисты не спешат однозначно его опровергать. Так, председатель кафедры психотерапии и связанных с психическим здоровьем профессий университета Хофстра (Hofstra University) в США Джейми Митус считает, что одержимость технологиями действительно может приводить к расстройствам, включая депрессии, тревогу и проблемы со сном.

По мнению специалистки, именно поколение Z сталкивается с самыми серьезными последствиями так называемого iDisorder — относительно нового расстройства. Оно заключается в том, что способность мозга обрабатывать информацию меняется из-за интернета. Правда, речь идет не об умеренном, а о бесконтрольном и компульсивном использовании сети, риск развития которого увеличивается, если ребенок рано получает доступ к гаджетам.

Когда ты получаешь девайс в возрасте пяти лет, у тебя еще не развита особенность регулировать [потребление информации]

Джейми Митуспредседатель кафедры психотерапии и связанных с психическим здоровьем профессий университета Хофстра (Hofstra University)

Боязнь упущенной возможности (fear of missing out, FoMO) — еще одна проблема, которую связывают с увлечением молодежи соцсетями. Оксфордский словарь описывает это состояние как волнение из-за того, что где-то в другом месте происходит интересное или увлекательное событие. С этим неприятным ощущением зумеры и их предшественники-миллениалы (люди, родившиеся с начала 80-х до середины 90-х годов) знакомы не понаслышке. Так, специалисты из индонезийского университета Таруманагара (Tarumanagara University) выявили прямую связь между боязнью упущенной возможности у зумеров и чрезмерным использованием смартфонов.

Исследователи из Университета штата Аризоны (Arizona State University) также выяснили, что представители поколения Z испытывают страх упущенной возможности на работе, когда не пользуются гаджетами. «Участники [опроса] рассказывали, что проверяли свои телефоны в неподходящее для этого время, чувствуя из-за этого небольшую вину», — сообщили авторы работы.

Сами подростки, впрочем, осознают неоднозначную роль интернета во влиянии на их ментальное здоровье, что показывают результаты опроса поколения Z, проведенного исследовательским центром Пью в Вашингтоне (Pew Research Center).

Около 45 процентов подростков утверждают, что испытывают перегруженность из-за накала страстей в соцсетях. Порядка четырех из десяти подростков говорят, что ощущают давление, связанное с необходимостью публиковать только контент, который выставляет их в хорошем свете или который соберет много комментариев и лайков. Другие считают, что социальные сети плохо повлияли на их самооценку: 26 процентов подростков отмечают, что эти сайты заставляют их быть недовольными своей жизнью

Исследовательский центр Пью

Вкупе с этими данными статистика использования подростками технологий способна ввергнуть в панику обеспокоенных родителей и педагогов. Компания Google узнала, что зумеры раньше своих предшественников получали собственные смартфоны: примерно в возрасте 12 лет. Согласно исследованию компании Global Web Index, большинство представителей поколения Z проводят онлайн хотя бы один час каждый день. При этом общее экранное время, которое они тратят ежедневно на потребление контента из разных платформ — смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевидения, — оценивается во внушительные восемь часов.

«Поколение Z — истинные туземцы цифрового мира. (...) Они процветают в этой обстановке, но также показывают признаки зависимости от нее. 69 процентов из них чувствуют дискомфорт после того, как они не получали доступ к интернету более восьми часов, а 27 процентов могут прожить без него лишь час», — заявил сооснователь исследовательской и консалтинговой компании Центр динамики поколений (The Center for Generational Kinetics) Джейсон Дорси, цитируя исследование своей организации.

Такое тесное взаимодействие зумеров с миром технологий с раннего возраста привело к изменению восприятия виртуальной сферы: в отличие от старших поколений, у «зетов» цифровая и аналоговая реальности почти не разграничены, а представляют единое целое

«Если говорить о поколении Z и технологиях, здесь почти нет разделения. Я даже не знаю, считают ли зумеры это технологиями. Они просто воспринимают технологии как есть. Технологии попросту прочно укоренились в их ежеминутных действиях», — рассуждает Джек Маккензи, вице-президент компании по маркетинговым исследованиям PSB. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты из университета штата Аризоны. Они выяснили, в частности, что многие зумеры не проводят грань между офлайн- и онлайн-общением, в отличие от представителей предыдущих поколений.

Многозадачные и мыслящие «клипами»

Совмещать непрекращающийся интернет-серфинг с насущными делами зумерам помогает многозадачность, которая выражается в способности одновременно пользоваться гаджетом (возможно, и не одним) и заниматься делом в аналоговом мире. «Возможность вести разговор и одновременно “свайпать” социальные сети, используя несколько гаджетов одновременно, — это то, что сразу выделяет зумера», — отметила в беседе с «Лентой.ру» Светлана Подорожная, стратег агентства по работе с блогерами DIDENOK TEAM.

92 процента представителей поколения Z практикуют многозадачность — они сидят в интернете и в то же время занимаются другими делами. Они также больше всех других поколений склонны принимать пищу (59 процентов), слушать музыку (59 процентов), говорить по телефону (45 процентов) или танцевать (28 процентов), просматривая страницы в интернете

Squarespaceкомпания, занимающаяся созданием веб-сайтов и программного обеспечения для управления контентом

Однако многозадачность вкупе с обилием потребляемой информации создает нагрузку на нервную систему, что также связывают с нарушением контроля внимания. Поколению Z свойственно поверхностное считывание контента ради экономии времени. При потреблении информации их внимание фокусируется на ярких заголовках и визуальных образах, отметили исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Асия Бухарбаева и Людмила Сергеева в статье о клиповом мышлении.

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление подразумевает, что человек воспринимает информацию фрагментарно, в виде коротких и ярких образов. Зачастую феномен такого мышления связывают именно с поколением Z как с наиболее активными потребителями контента в медиасфере, обилие которого, как считается, и стало причиной такого восприятия информации. Понятие «клиповая культура» в 1980-е годы предложил американский социолог Элвин Тоффлер, а термин «клиповое мышление» в отечественной науке впервые употребил философ Федор Гиренок в 1990-е годы.

«С учетом развития диджитал-технологий молодежь потребляет большое количество контента, информационный поток обширен и трудно поддается контролю, становится сложно отбирать информацию и формировать критическое отношение к ней. Поколение Z сознательно блокирует информационные потоки, абстрагируясь, будто не замечая их, учится избирательно их потреблять», — утверждают специалистки РАНХиГС.

У клипового мышления есть преимущества (например, возможность быстро ориентироваться в информационном потоке, защита мозга от перегрузки), но недостатки значительны: к ним причисляют проблемы с восприятием больших объемов данных, усвоением нового материала; а также подверженность манипуляциям из-за неспособности воспринимать информацию критически

Так, сооснователь Центра динамики поколений Джейсон Дорси подчеркивает: у молодых людей существует тенденция считывать лишь заголовки материалов, которые зачастую содержат неточную или неполную информацию. По его мнению, поколение Z «имеет лучший, чем у других поколений, контакт с отдаленными частями мира». Вместе с тем Дорси счел, что «иметь контакт необязательно означает быть лучше информированным».

Говоря о клиповом мышлении у подростков, преподаватель 239-го лицея в Санкт-Петербурге Денис Байгозин посетовал на то, что зачастую школьникам из-за этой особенности не удается сконцентрироваться на чем-то одном больше минуты.

[У обладателей клипового мышления] снижается способность к анализу и критическому мышлению. Такой человек, вырастая, становится идеальным потребителем. Реклама — это как раз тот самый эмоциональный посыл, который укладывается в такой способ мышления и побуждает к действию без размышлений

Денис Байгозинпедагог

«Концентрация внимания у зумеров ниже, чем у остальных поколений — 8-9 секунд», — отметила Светлана Подорожная. При этом она добавила, что привычка зумеров потреблять быстрый контент и снижение концентрации внимания приводят и к лингвистическим трансформациям. Так появился тренд на «эмодзификацию» — предпочтение использования в переписке эмодзи вместо текста. При этом меняется привычное значение эмодзи — к примеру, любимый миллениалами смайлик со смеющимся до слез человечком многими «зетами» считается устаревшим, а вместо него зачастую используется «грустное» эмодзи с текущими слезами.

Но хотя клиповое мышление, проблемы с концентрацией внимания и другие нелестные характеристики стали излюбленными чертами для описания зумеров в медиа, психолог и доцент МГМУ имени Сеченова Наталья Богачева относится к ним скептически. Специалистка считает, что характеристики, обычно приписываемые поколению нынешних подростков, не являются ключевыми свойствами этого поколения.

Комментируя, в частности, мнение о том, что подросткам присущи проблемы с концентрацией внимания, она подчеркнула: исследования внимания и мышления, проводимые на школьниках и дошкольниках, не показывают ничего необычного, и большинство из детей демонстрируют средние результаты. А проверка наличия клипового мышления, по мнению Богачевой, затруднена, поскольку существуют сложности с пониманием того, что конкретно этот термин в себя включает. Помимо этого она подчеркнула, что приписываемая молодежи цифровая многозадачность на самом деле является скорее свойством эпохи, а не нового поколения.

Очень часто можно услышать довод о том, что у современных детей отсутствуют навыки критического мышления. Но у нас нет данных о том, насколько у подростков полвека назад было развито критическое мышление. Вообще это старое опасение — есть работа 1977 года про студентов, там подсчитали, что только 20 процентов из них обладают навыками критического мышления. И неудивительно: это сложный навык, который никогда не являлся всеобщим достоянием

Наталья Богачевапсихолог

Поколение активистов

Обилие данных, которые «зеты» быстро находят и обрабатывают, делает их более свободными, чем предыдущие поколения, и менее восприимчивыми к манипуляциям, считает российский педагог и писатель Дима Зицер. «Они гораздо меньше готовы мириться с насилием в школе и дома, чем мы когда-то. (...) Они острее реагируют на несправедливость», — высказался о зумерах преподаватель.

Благодаря постоянному доступу к беспрерывному потоку информации зумеры также хорошо осведомлены о глобальных мировых проблемах, будь то неравенство в обществе или кризис с беженцами в некоторых странах

Центр Пью утверждает, что представители поколения Z, как и миллениалы, более склонны беспокоиться из-за публикаций об изменениях климата и проблемах экологии. Их родителям, а также бабушкам и дедушкам, настолько сильная озабоченность экологической обстановкой не свойственна.

Большинство юзеров соцсетей из поколения Z (69 процентов) и миллениалов (59 процентов) говорят, что испытывали тревогу о будущем, когда в последний раз сталкивались в соцсетях с контентом о климатических изменениях. Меньше половины представителей поколения X (46 процентов), бэби-бумеров и пожилых пользователей соцсетей (41 процент) сказали, что чувствовали то же самое, когда в последний раз видели такую информацию об изменении климата

Исследовательский центр Пью

Джейсон Дорси из Центра динамики поколений также уверен, что поколение Z жаждет позитивно влиять на окружающую реальность. Согласно опросу Центра, технологии, такие как искусственный интеллект, по мнению большинства зумеров, способны изменить мир к лучшему. Интернет, как они считают, способен сблизить человечество.

Колумнист Forbes Майкл Стоун назвал зумеров поколением активистов. Он счел, что «зеты» занимают твердые позиции в различных вопросах и ожидают, что другие будут делать то же самое.

Стоун обратил внимание на исследование компании по связям с общественностью Porter Novelli, которая выяснила, что 81 процент зумеров считает: соцсети дают их поколению больше гласности, чем их предшественникам. Они высказываются онлайн, чтобы выразить свое мнение по различным вопросам, в том числе для компаний, которые интересуются их взглядами для влияния на продажи

И вместе с тем поколение Z не спешит всецело доверять бизнесу. «Молодежь сегодня лучше информирована, меньше сфокусирована на брендах как на том, что определяет их идентичность, и более нетерпелива в вопросе — каких действий, а не простых слов, они ожидают от брендов. Они хотят доказательств, а не простого выражения своей позиции», — подчеркнул представитель консалтинговой компании R/GA Роб Кэмпбелл.

Стремление изменить мир зумеры демонстрируют не только в диджитал-сфере. Онлайн-платформа для писателей и читателей Wattpad по итогам опроса своих пользователей заявила, что 65 процентов зумеров регулярно занимаются волонтерской деятельностью.

Постоянное присутствие поколения Z в интернете позволяет ему распознавать важность социальных вопросов, которые нужно решать в реальности

Wattpadплатформа для читателей и писателей

Колумнист The Guardian Джин Маркс же считает, что «зеты» привносят свою позицию относительно глобальных проблем и на рабочие места. «Поколение Z хочет работать — и иметь долю — в компаниях, у которых есть здоровые принципы и которые существуют, чтобы изменить мир к лучшему. Такие работники критикуют своих же нанимателей, если поступки начальства противоречат их социальным или моральным взглядам», — высказался Маркс. Его слова подтверждает исследование агентства sparks & honey, которое показало, что 60 процентов зумеров хотят с помощью своей работы влиять на мир.

Креативные и амбициозные

Многие подростки, как следует из результатов опроса Центра Пью, по большей части верят, что соцсети помогают им укреплять дружбу и положительно влияют на разные аспекты их жизни. К примеру, 81 процент опрошенных специалистами подростков отметили, что благодаря соцсетям они чувствуют себя более сопричастными к жизни друзей. Возможность демонстрировать свои творческие стороны, общаться с людьми, которые способны поддержать в трудные времена, — другие положительные особенности, которые «зеты» выделили, говоря о соцсетях.

У зумеров крайне хорошо развито самосознание, отмечает представитель компании-производителя техники HP Тодд Хорвиц. Он указывает, что «зеты», считая технологии поборниками позитивных перемен, осознают, что достижения прогресса при чрезмерном использовании могут вызывать у них дополнительный стресс

В связи с этим молодые люди устраивают себе цифровой детокс. В Wattpad, к примеру, выяснили, что 43 процента зумеров ежедневно отказываются от соцсетей на несколько часов.

Жажда свести к минимуму негативное влияние интернета привела к тренду JoMO (joy of missing out) — «радости упущенной возможности», антиподу боязни упущенной возможности. В компании выразили уверенность в том, что этот тренд позволяет зумерам отвлечься от токсичного онлайн-контента.

Направление JoMO заключается в том, чтобы разграничить занятия в сети, которые приносят радость, и занятия в сети, которые заставляют испытывать стресс. Суть не в том, чтобы проводить меньше времени онлайн, — это не входит в варианты действий. Вместо этого поколение Z исследует, какая онлайн-деятельность приносит им меньше стресса, а какая создает ощущение «побега»

Wattpadплатформа для читателей и писателей

Исследователи из университета Аризоны между тем обратили внимание на то, что представители поколения Z сознательно способны контролировать то, сколько времени они проводят онлайн. Участвовавшие в опросе университета зумеры даже оказались удивлены тем, как много времени тратили на личные телефоны их более взрослые начальники и коллеги. «Представители поколения Z выразили недовольство тем явлением, которое, как им показалось, выражалось в непрофессиональном использовании технологий», — объяснила одна из авторов исследования Дон Янссен.

Другой позитивной чертой, сформировавшейся у зумеров благодаря интернету, назвали их креативность. «Для миллениалов YouTube был платформой для пассивного просмотра контента. Зумеры же видят в нем платформу для самовыражения. Они не хотят смотреть видео. Они хотят делать видео», — уверен представитель PSB Маккензи. А по мнению вице-президента digital-агентства Big Spaceship Виктора Пинейро, около четверти «зетов» постоянно публикуют видео в сети и поэтому уделяют немало времени улучшению творческих навыков, будь то работа с роликами или дизайн в фотошопе.

60
%

представителей поколения Z хотят с помощью работы влиять на мир

Как отмечают «Ведомости», писатели Джефф Фромм и Энджи Рид в своей книге «Маркетинг для поколения Z» называют зумеров крайне конкурентоспособным и трудолюбивым поколением, полным соревновательного духа. Squarespace к этому добавило, что «зеты» — самое амбициозное поколение: 92 процента из них заявили о желании создать свой бизнес (аналогично высказались 86 процентов миллениалов и лишь 50 процентов бэби-бумеров).

Желание воплотить эти амбиции в жизнь не так наивно, как может показаться. «Благодаря технологиям поколение Z — первое поколение, у которого действительно есть инструменты и способность для погони за своей мечтой в юном возрасте», — констатирует исполнительный директор по стратегическому росту и инновациям аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young Марси Мерриман.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше