Спорт
00:00, 19 февраля 2022

«Просто до слез» Кто виноват в поражении Камилы Валиевой на Олимпиаде и чем закончится скандал с ее допинг-пробой?

Фото: Eloisa Lopez / Reuters

Российская фигуристка Камила Валиева осталась без медали личного турнира Олимпийских игр после провала в произвольной программе 17 февраля и утром следующего дня первой из российских одиночниц вылетела из Пекина в Москву. Правда, на этом вряд ли закончится череда неприятностей, омрачившая 15-летней фигуристке ее главное спортивное событие. Разбирательство вокруг положительной допинг-пробы лишь набирает обороты: хотя Спортивный арбитражный суд (CAS) решил, что запрещенное вещество могло попасть в организм Валиевой без ее ведома, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) настаивает на виновности спортсменки. Подливают масла в огонь и СМИ: The New York Times утверждает, что в тесте россиянки были обнаружены еще два подозрительных препарата. Чем в итоге может закончиться этот скандал? Что будет с золотом сборной России в командном турнире, которое так и не вручили? И кто виноват в том, что лучшая фигуристка мира не нашла в себе сил бороться за победу? В деталях самой драматичной истории Олимпиады-2022 разбиралась «Лента.ру».

«Зато награждение не отменят»

Поражение Валиевой в личном турнире было предсказуемым, хотя до последнего хотелось верить, что она выстоит. В короткой программе спортсменка каталась очень нервно, допустила ошибку на приземлении с тройного акселя, но все же сумела захватить лидерство. Отрыв от Анны Щербаковой был небольшим, но уверенная произвольная однозначно позволила бы Камиле сохранить первое место. Дело в традиционно более высокой второй оценке и более сложном прыжковом контенте.

Валиева закрывала соревнования и видела, что Щербакова, выступавшая прямо перед ней, выдала фантастический прокат с двумя четверными флипами. Добавило ли это нервозности изможденной допинговыми разбирательствами и несущей бремя лидерства 15-летней фигуристке? Быть может, но определяющим вряд ли стало.

Валиева вышла на лед с каким-то отсутствующим взглядом и опущенной головой. Ошибки на четверном сальхове и тройном акселе, степ-аут и падение на каскаде четверной тулуп — тройной тулуп, падение с одиночного четверного тулупа, степ-аут на каскаде тройных лутца и тулупа... Хуже Валиева на больших турнирах не каталась никогда.

Очевидно, что проблема была в психологическом состоянии, события последней недели надломили спортсменку. «Зато награждение не отменят», — в слезах сказала Камила тренерам в kiss and cry, когда на табло напротив ее фамилии вместе с суммой баллов появилась цифра четыре. Международный олимпийский комитет (МОК) отказался бы от церемонии в случае попадания фигуристки в призы. Именно такую мысль Валиева озвучила первой после поражения, что говорит, конечно, о многом.

«Они уничтожили самую большую звезду»

Инфополе просто взорвалось.

«Как же можно утешить Камилу? Ее убивали, убивали, убивали и убили. Мы сегодня это увидели», — отреагировала заслуженный тренер России Татьяна Тарасова в комментарии РИА Новости.

Трагедией произошедшее назвал и тренер Александр Жулин в беседе с «Чемпионат.com»: «То, что они устроили, — это уничтожение ребенка и человека. Такой потерянной я не видел Камилу никогда. Им с этим жить. Ждал, что Камила справится, но все волнения наложились на нее. МОК и WADA уничтожили самую большую звезду фигурного катания. Это до слез».

Двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт нашла ситуацию ужасной. «Ее сломали. Она была похожа на тень. Она не могла победить в таких условиях. Надеюсь, она вернется», — цитирует немецкую экс-спортсменку портал Sport.sky.de.

«Ты очень талантливая девочка, такой талант, как у тебя, — большая редкость, ты уникальна! В том, что произошло, твоей вины нет. Ты сама стала заложницей этой ситуации. Многие спортсмены, и я тоже, выступили за чистый спорт, и я не отказываюсь от своих слов! Я за чистый спорт! Но это не значит, что я против тебя», — написала в Instagram выступавшая за Германию в парном катании олимпийская чемпионка Алена Савченко.

А бывший американский фигурист Джонни Вейр заявил, что не может представить, через что россиянка прошла, но это не отменяет того факта, что ее не должно было быть на этом турнире. «Каждый спортсмен понимает, что если у него положительный результат теста на запрещенное вещество, он не будет соревноваться», — сказал он New York Post.

Новые детали

Последнее заявление выделяется по тону. Вейр вернулся к вопросу о том, прав ли CAS, отклонивший протесты МОК и Международного союза конькобежцев (ISU) на решение Российского антидопингового агентства (РУСАДА) снять со спортсменки временное отстранение.

13 февраля выездная панель суда после семичасового заседания постановила, что фигуристка может соревноваться: решение было принято с учетом ее статуса «защищенной персоны» (атлеты в возрасте до 16 лет — прим. «Ленты.ру») и несвоевременного уведомления спортсменки о факте нарушения антидопинговых правил. Важную роль сыграло и то, что пробы, взятые в Пекине, оказались чистыми. МОК и WADA решением арбитров были крайне разочарованы.

Официальная позиция стороны Валиевой заключалась в том, что запрещенный препарат попал в ее организм из-за бытового взаимодействия с принимающим этот препарат дедушкой

Вечером после окончания личного турнира CAS обнародовал документы по делу Валиевой. Самым интересным из ранее неозвученного стало:

— запрещенное вещество, по мнению суда, действительно могло попасть к спортсменке из-за лекарства родственника;

— WADA заявляет, что делало анализ дольше положенного срока в условиях нехватки персонала из-за пандемии коронавируса. По мнению суда, это не проблема спортсменки;

— Валиева и ее представители намерены запросить вскрытие пробы Б, так как считают, что все это могло быть технической ошибкой;

— экспертами по делу с российской стороны выступили бывший врач сборной России по футболу Эдуард Безуглов и руководитель Центра спортивной медицины и реабилитации ФМБА России Андрей Жолинский. По их мнению, смысла принимать триметазидин в фигурном катании нет;

— Олимпийские комитеты США и Канады хотели быть «молчаливыми наблюдателями» на процессе, но им было отказано;

— в начале заседания Валиева выразила обеспокоенность присутствием американца Джеффри Бенца среди судей. Он пообещал быть беспристрастным;

— по мнению Олимпийского комитета России (ОКР), в силу возраста Валиевой не нужно доказывать, как вещество попало в ее организм, комиссия лишь должна учесть, являются ли ее объяснения правдоподобными;

— ОКР считает, что Валиева может быть наказана выговором за отсутствием существенной вины;

— CAS согласен, что фигуристка может быть подвергнута наказанию в виде публичного выговора, если не будет доказано существенной вины или халатности;

— CAS пришел к выводу, что наложение временного запрета могло принести непоправимый ущерб.

WADA с официальным заявлением выступило уже спустя несколько часов. Там обвинили CAS в переписывании антидопингового кодекса под случай Валиевой, предрекли серьезные последствия этого шага и переложили ответственность за несвоевременную обработку пробы на РУСАДА, которое не пометило тест как приоритетный. Кроме того, в организации подчеркнули, что документальных подтверждений употребления дедушкой соответствующего препарата спортсменка не предоставила.

«Этот препарат можно пачками есть — это бесполезно»

Несмотря на появление подробной мотивировочной части решения CAS, которое содержит ответы на многие вопросы, суду еще предстоит окончательно разобраться в произошедшем. Усложняет ситуацию то, что в случае со столь юными спортсменами под прицел автоматически попадают тренеры и персонал. На фоне этого очень резко звучат некоторые заявления иностранных СМИ.

В какой-то момент показалось, что версию представителей фигуристки о случайном попадании запрещенного вещества разваливают данные газеты The New York Times, которая со ссылкой на главу Антидопингового агентства США (USADA) Трэвиса Тайгарта сообщила, что триметазидин — не единственный препарат, обнаруженный в пробе фигуристки. Разрешенные к приему L-карнитин и гипоксен, которые также были найдены в тесте, по словам Тайгарта, в комбинации с триметазидином могут работать на улучшение выносливости человека.

Однако спортивный врач Валентин Беляевский мнение американца раскритиковал. Специалист пояснил, что L-карнитин является популярной добавкой для спортсменов, которая не влияет на результат, а гипоксен назвал «старьем, которое использовали в 90-х годах». «Если мне какой-то спортсмен говорит, что применяет гипоксен, то это показатель того, что ему посоветовал это какой-нибудь 60-летний тренер. Он вообще не работает, по препарату нет никаких клинических исследований, его можно пачками есть — это бесполезно. Я не слышал, чтобы его с чем-то комбинировали, особенно с триметазидином», — подчеркнул он.

Еще одно предположение западных коллег, которое пока не находит подтверждения, заключается в том, что давать таблетки Валиевой мог врач национальной команды Филипп Шветский, в досье которого уже есть один допинг-скандал. Речь о событиях 2007 года, когда специалист работал со сборной России по академической гребле. Тогда сразу шесть отечественных гребцов были дисквалифицированы за несанкционированные внутривенные вливания, и Шветский взял на себя вину. В результате он был отстранен от работы, но срок наказания для атлетов уменьшили. Дисквалификацию врача отменили в 2010 году, с фигуристами сейчас он работает на законных основаниях.

Что дальше?

«Защищенная персона», коей является 15-летняя россиянка по регламенту, оказалась в этой истории самой незащищенной. Едкие комментарии иностранных журналистов, от которых приходилось прятать лицо в капюшон, голословные обвинения спортивных чиновников, неспособность российской стороны дать внятные комментарии... Есть мнение, что это так сильно ударило по ней в силу юного возраста, но кажется, не каждому взрослому в этой ситуации удалось бы не дрогнуть.

Камила выходила на лед с осознанием, что медаль, если ее удастся завоевать, не дадут, как не дали командную; мировой рекорд, если получится его побить, будет считаться лишь предварительным; результат в целом спустя месяцы могут аннулировать. Разве можно в таких условиях говорить о правильном настрое, сосредоточенности на элементах, стремлении к результату, спортивной злости?

Полноценной борьбы на льду Пекина не вышло: это не умаляет достижения завоевавшей золото Щербаковой, которая прошла тяжелейший путь и заслужила медаль, но вряд ли она сама так уж рада обыграть разобранную по частям и затравленную соотечественницу. Личный турнир многое потерял в том смысле, что был лишен и намека на гений самой талантливой фигуристки планеты. Принято считать, что Валиева — концентрация эстетического удовольствия в фигурном катании, идеально сбалансированная спортсменка, каких еще просто не рождалось. У Камилы отобрали Олимпиаду. Но и Олимпиада как явление, как шоу, как соревнование лучших из лучших, пострадала не меньше.

Кто ответит за это? Будут ли названы конкретные фамилии? Найдет ли спортсменка мотивацию вернуться, когда в этой истории наконец будет поставлена точка? И как быть с мартовским чемпионатом мира, который должен стать первым в ее взрослой карьере?

При этом Валиева выиграла пекинскую Олимпиаду в составе команды, даже если сборную России в итоге не пригласят на отложенную церемонию награждения. Этот факт никогда не поставят под сомнение те, кто разбирается в спорте и отличает его от политики. Результаты турнира не подлежат в этой ситуации автоматическому пересмотру, однако по каким правилам на самом деле ведется игра, неизвестно.

***

Вскоре после окончания соревнований в Пекине в сети появилось видео, на котором один из членов российской делегации обнимает Валиеву и повторяет: «Это не твое поражение, Камила, пожалуйста. Весь мир был против тебя, не всегда получается его обыграть. Но ты это обязательно сделаешь. Ты еще будешь кататься и покажешь всем, что умеешь. Пусть эта ситуация будет самым плохим, что у тебя случится в жизни».

И слов точнее сейчас подобрать трудно.

Ангелина Никитина

< Назад в рубрику