Вводная картинка
Партнерский материал

Сбер в помощь. Банк поможет клиентам работать в поле 115-ФЗ

Экономика

В России вступил в силу новый перечень признаков сомнительных операций, разработанный Банком России. Он содержит более ста различных оснований, указывающих финансовым организациям на ограничения в проведении платежей пользователей в дистанционных каналах. В этих условиях Сбербанк — крупнейший представитель финансового рынка — предлагает своим клиентам более серьезно отнестись к вопросам, способным предотвратить появление проблем, чтобы потом не разбираться с их последствиями. О программе поддержки бизнеса, основанной на опыте, доверии и анализе имеющихся рисков, — в материале «Ленте.ру».

Что надо знать о 115-ФЗ

Финансовая система в России работает, руководствуясь, среди прочих, законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ). Принятый 20 лет назад нормативный акт называют антиотмывочным. Банки мониторят финансовые потоки, проходящие через них, и обязаны реагировать в случае выявления платежей, вызывающих подозрения в легализации преступных средств на основании установленных критериев.

Признание операции подозрительной потенциально имеет достаточно неприятные последствия для клиента — от отказа в проведении операции до расторжения банковского договора, напоминает Наталия Ракова, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ. Несмотря на то что в России, по словам эксперта, такие ситуации, особенно для физических лиц, не носят массового характера, этот вопрос требует внимания. Например, если мы посмотрим на западные рынки, в частности, Великобританию и США, то там банки очень часто ограничивают счета физических и юридических лиц со всеми вытекающими неприятными последствиями.

В среднем решение данных проблем там занимает один и более месяцев, в то время как в России этот процесс проходит гораздо быстрее. Если клиент предоставляет полный пакет документов вовремя, решение в его пользу принимается от 1 до 7 дней. В Сбере в среднем за 2,5 дня.

Как Сбер помогает предпринимателям в комплаенс-вопросах

Чтобы предотвратить возможные проблемы, Сбербанк предлагает клиентам комплексные меры помощи на различных этапах. В частности, банк оказывает бесплатную поддержку всем предпринимателям. Клиенты и не клиенты банка имею возможность позвонить в поддержку по комплаенс по телефону 0321 (нужно сказать: «Комплаенс») и получить консультацию по общим рекомендациям ведения бизнеса, порядке проведения платежей (например, как правильно заполнять платежные поручения, чтобы операции были прозрачны для банков), сбору документов и прочим вопросам.

Для клиентов банка организовано информирование в интернет-банке «СберБизнес» о возможных рисках, связанных со 115-ФЗ. Банк направляет клиенту персональные рекомендации.

Специалисты Сбера рекомендуют начать с изучения информации, представленной в соответствующем разделе на сайте банка. Это своего рода памятка, содержащая рекомендации, как избежать ограничений операций по счету, чтобы сотрудничество с финансовой организацией было максимально прозрачным, комфортным и доверительным, что в свою очередь позволит не верить распространенным мифам о 115-ФЗ.

Наиболее распространены следующие основные причины ограничений операций по счету:

• со счета часто снимаются наличные средства с бизнес-карты,
• по счету проводятся транзитные операции, не имеющие экономического смысла,
• у компании нет платежей в бюджет,
• назначения платежей в документах компании некорректны или не прописаны вовсе,
• фирма платит за товары или услуги, которые не связаны с ее видами деятельности согласно ОКВЭД

По информации, полученной от Сбера, обнаружив операции сомнительного характера, банк, как правило, направляет клиенту запрос о необходимости предоставить документы, подтверждающие экономический смысл и характер проводимых операций. У предпринимателя есть семь рабочих дней, чтобы ответить на такой запрос. В Сбере рекомендуют подробно описывать свою деятельность, прикреплять подтверждающие документы, отвечать на звонки из банка, чтобы сохранить доверительный диалог и быстро вернуться к штатному режиму сотрудничества.

Кроме того, Сбер объясняет клиентам, как правильно проводить операции в соответствии со 115-ФЗ и как оформить запрос на пояснение причин ограничений по счету.

Любые действия по повышению финансовой грамотности населения со стороны Сбербанка приветствует и директор по экономической политике НИУ «Высшая школа экономики» Юрий Симачев. По его словам, эта работа особенно важна на фоне цифровой трансформации, легкости входа в финансовые сделки, которые мы наблюдаем в последнее время. «Нужно работать над тем, чтобы клиентам банков было понятно, в какой части они рискуют, что они могут потерять. Кроме того, область, связанная с мошенничеством вокруг банков и их услуг, серьезно нарушает вопросы кредита доверия, взаимодействия населения с банковским сектором», — отметил эксперт.

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа