Анатолий Полянкин

Ректор с большой дороги. Как ректор Высшей школы сценических искусств препятствует учебному процессу

Россия

Прошлым летом театральную общественность страны сначала потрясла новость о пресеченной судом попытке Анатолия Полянкина, бывшего директора «Сатирикона» и ректора Высшей школы сценических искусств, более известной как Театральная школа Константина Райкина, ликвидировать Фонд поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина. Все радовались судебному решению, удивляясь, как вообще такая попытка могла стать возможной. А в августе стало известно, что накануне нового учебного года ректор незаконно уволил из Высшей школы сценических искусств (ВШСИ) двух ключевых преподавателей — Рената Мамина и Полину Райкину. Таким образом, в течение семестра преподавание по их предметам в вузе не велось. Мамину, восстановленному решением суда в должности в декабре, ректор не давал приступить к работе, запретив охране пропускать его в здание ВШСИ. Историю этого конфликта подробно изложили наши коллеги из «Газеты.ру». 13 января суд восстановил в должности и Полину Райкину, также признав ее увольнение незаконным. Но Полянкин, даже проиграв все судебные процессы, не отказывается ни от планов ликвидировать фонд, ни от попыток чинить препятствия в работе ключевым педагогам школы. О том, как восстановленные в правах преподаватели на свои рабочие места возвращались и почему ректор вуза подрывает учебный процесс, — на «Ленте.ру».

«Все аплодировали, никогда такого не видел»

Собираясь на работу на законных основаниях, Ренат Мамин в очередной раз, а Полина Райкина — впервые за много месяцев (поскольку решение суда по восстановлению ее в должности появилось только утром), заметно волновались. Уверенности, что в здание разрешат войти, у них не было, несмотря на то, что в соответствии с трудовым законодательством они обязаны приступить к работе в день принятия судебного решения.

Первое, что увидел корреспондент «Ленты.ру», когда вместе с Ренатом Маминым, Полиной Райкиной и их адвокатом вошел в здание Высшей школы сценических искусств, — это многочисленную группу студентов, стоящую напротив входа, метрах в десяти от проходной. Они практически заполнили весь холл и не были ни веселы, ни грустны, просто смотрели — выжидательно, без каких-либо эмоций.

И в тот момент, когда Ренат и Полина приблизились к рамке металлоискателя, чтобы войти внутрь, ВШСИ огласили счастливые вопли и мощные аплодисменты. Их явно услышали в аудиториях, потому что радостная толпа мгновенно увеличилась. Было понятно, что этих двух педагогов здесь не просто ценят, а обожают и боготворят.

«Наконец-то у нас начнется новый семестр»

«Наконец-то у нас начнется новый семестр! Рената Рустамовича очень не хватало», — эмоционально восклицала студентка третьего курса актерского факультета. По ее словам, он делает из нетанцующих курсов танцующие и просто один из лучших профессионалов не только в Москве, но и в России. «А Полина Константиновна — это просто мамуля нашего курса, и как без нее и без ее мастерства, я не знаю», — растрогалась она.

Стоявший рядом ее однокурсник радостно сообщил, что все студенты счастливы возвращению любимых преподавателей. «Все так аплодировали, никогда такого не видел», — добавил он. Весь прошедший семестр занятий по танцам не было во всем вузе, не преподавался и курс актерского мастерства Полины Райкиной.

У пришедшего поддержать любимых преподавателей актера театра «Сатирикон» Арсена Ханджяна, выпускника мастерской Константина Райкина прошлого года, Полина Райкина была педагогом по актерскому мастерству. По его словам, за эти четыре года она сделала очень много для его профессионального роста. «Прекрасный человек, великолепный учитель, талантливейшая актриса», — так охарактеризовал бывшего педагога Арсен Ханджян.

«Продолжал нарушать законы, не подчинялся решению суда»

Полина Райкина, выигравшая в этот день суд, восстановивший ее в должности, считает незаконными все действия ректора по лишению их с коллегой возможности работать. Ее особенно возмущает то, что, несмотря на постановление суда от 22 декабря об отмене приказа об увольнении Рената Мамина, ректор отказывался подписывать необходимые документы. «Он придумывал новые документы, которые нужно подписать в присутствии свидетеля, то есть продолжал нарушать законы и не подчинялся решению суда, — рассказала «Ленте.ру» Полина Райкина. — А вот буквально вчера, когда Ренат отказался подписывать очередной документ, ректор отдал распоряжение охране, чтобы его перестали пускать в школу».

По ее мнению, такое поведение ректора учебного заведения уже переходит все допустимые границы и подрывает учебный процесс. Полина сетует на то, что в течение семестра у студентов не было ни занятий по танцам, ни ее курса актерского мастерства. И подчеркивает, что договорные обязательства перед учащимися не выполняются (большая часть студентов в школе обучаются на платной основе — прим. «Ленты.ру»), и студенты пишут письма протеста, которые ректор игнорирует.

Ренат Мамин, тоже не сразу поверивший, что его наконец-то впустили в здание Высшей школы сценических искусств, объяснил неожиданное для многих решение ректора: «Это не потому, что он резко поумнел, просто к нему официально пришла информация от судебного пристава, поэтому он должен выполнить предписание суда. Тут ему деваться было некуда».

«Противостояние только начинается»

Адвокат Мерген Дораев, представляющий в суде интересы Рената Мамина и Полины Райкиной, рассказал «Ленте.ру», что в ходе судебных заседаний представители прокуратуры указали на недопустимость увольнения работников в отпускной период и подчеркнули, что трудовые договоры обоих преподавателей были заключены на неопределенный срок.

По словам адвоката, судебный акт Останкинского районного суда от 22 декабря прошлого года о признании увольнения Рената Мамина незаконным и восстановлении его в должности вступил в силу незамедлительно.

«Однако мы столкнулись с попытками ректора уклониться от его исполнения: нашего доверителя не допускали на рабочее место, отказывались восстанавливать на работе, требовали заключить новый трудовой договор, — сообщил адвокат. — В итоге только после звонка судебного пристава 13 января ему выдали приказ о восстановлении в должности, в котором была незаконно уменьшена его зарплата и ограничен срок работы».

Мерген Дораев считает действия ректора недобросовестными и предвидит, что такие же нарушения могут быть допущены и в отношении восстановленной решением суда в должности Полины Райкиной. Ренат Мамин тоже предполагает, что «противостояние только начинается».

На вопрос, зачем ректору учебного заведения, работающего со студентами по договорам, сознательно срывать учебные планы и нарушать закон, адвокат Дораев отвечает, что «к сожалению, в данной ситуации ректор школы использует неправомерные действия по увольнению преподавателей в качестве средства давления на Константина Аркадьевича Райкина».

С ним согласен и адвокат Валентин Петров, управляющий партнер адвокатского бюро «ЕМПП», представляющий интересы Константина Райкина. По его мнению, действия Анатолия Полянкина направлены на то, чтобы школа не ассоциировалась с именем Константина Райкина. Сначала он изменил наименование школы, убрав из него фамилию Райкина, и исключил фонд имени Аркадия Райкина из числа учредителей школы.

В настоящее время, по словам адвоката, Полянкин регистрирует изменения в уставе школы об исключении должности художественного руководителя. И поскольку эту должность занимает Константин Райкин, следующим шагом, считает Валентин Петров, может стать его увольнение из школы из-за сокращения его должности.

Адвокат рассказал «Ленте.ру», что Анатолий Полянкин не оставил и своего намерения ликвидировать Фонд поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина, несмотря на то, что две судебные инстанции ранее уже высказались о незаконности такой ликвидации. «Видимо, Полянкин очень хочет, чтобы в результате ликвидации фонда принадлежащее фонду здание школы оказалось в собственности структур, полностью им контролируемых», — предположил Валентин Петров.

Возникает вопрос: что может остановить ректора ВШСИ, который упорно игнорирует решения судов и наносит вред учебному процессу? Ведь речь идет о большом творческом и педагогическом коллективе и, в конечном счете, о способности Константина Райкина и его единомышленников продолжать свою работу — готовить новые поколения молодых российских артистов театра и кино.