Вводная картинка

«Я был одержим этой идеей» Двое россиян бросили вызов рутине и отправились в кругосветку. Как они осуществили мечту?

Путешествия

Для большинства людей, привыкших к комфорту, кругосветное путешествие кажется безумной и совершенно нереализуемой затеей. Однако порой находятся смельчаки и авантюристы, которые осмеливаются отказаться от рутинной жизни и пуститься в большое приключение. Такой путь выбрали для себя двое россиян из МосквыАлексей Егоров и Андрей Кипятков. Они бросили вызов заурядной жизни, приобрели яркую желтую яхту и запланировали старт кругосветки на конец декабря. «Лента.ру» встретилась с отважными капитанами перед их поездкой и выяснила, с каким настроем друзья отправляются в экспедицию. О том, с чего началась их любовь к океану, как подготовиться к кругосветному путешествию и сколько это стоит, — в материале «Ленты.ру».

«Я был одержим этой идеей»

Любовь к парусам, большой воде и ветру началась у капитанов, как и у большинства неисправимых мечтателей, в самом детстве. По словам Алексея, еще будучи мальчишкой, он зачитывался книгами Жюля Верна, восторгался приключениями литературного героя капитана Блада и радовался любой детали, так или иначе связанной с кораблями и морем.

Однако однажды его план стать моряком пошатнулся, когда в гости приехал друг семьи, служивший капитаном дальнего плавания. Он рассказал Алексею жуткие истории — о тяжелой судьбе его коллег, высоком уровне самоубийств и огромной ответственности, которая ложится на плечи капитанов. Кроме того, юный любитель моря не понимал, как именно реализовать мечту.

«В моем детстве все было не так доступно, как сейчас. На дворе гремели махровые 90-е, парусных школ рядом с домом не было, а даже если и были, я об их существовании не догадывался. Поэтому идея стать капитаном и обустроить свой быт под большими красивыми парусами так и похоронилась где-то на задворках моего сознания», — объясняет Алексей.

Тем не менее судьба все же привела его к морским приключениям, пускай и не сразу: «Уже в студенчестве я наткнулся в Facebook на рекламу парусной школы, сходил на пару тренировок и сразу записался в школу капитанов. Я был настолько одержим этой идеей, мне так сильно жгло и хотелось, что я, даже не доучив теорию, пошел сразу на практику, хотя обычно так не делается. Сдал экзамены зимой на Канарских островах, получил права и исполнил заветную мечту. Вот так — чтобы дойти от книжек Жюля Верна к первому опыту с яхтой, мне понадобилось 20 лет».

«Поначалу это очень сложно»

Андрей тоже узнал о яхтах еще в молодости, однако парусный спорт не сразу его увлек. «Мы с другом в юношестве баловались — ходили на спортивные тренировки на лодках на Клязьме. Единственное, что я помню, что никакого кайфа тогда не получал. Я как будто заставлял себя этим заниматься», — объясняет он.

Спустя годы, когда он уже устроился в IT-сферу, его компания организовала корпоратив на яхтах. Тогда-то Андрей понял, что его сердце принадлежит морю и парусам, и тоже немедленно загорелся идеей получить права.

«Принцип сдачи на права для яхты чем-то похож на получение автомобильных прав. Учишь теорию, практику, а затем сдаешь и то, и другое на экзамене. Сейчас все это стоит вполне доступных денег — теория обойдется минимум в 25 тысяч рублей, практика, которая длится от недели, — где-то в 100-130 тысяч. Плюс необходимо заплатить около 200 евро за сами права.

150-170
тысяч рублей
средняя стоимость капитанских прав

Однако их наличие не означает, что ты капитан. Для этого нужно брать лодку, искать команду и выходить в море. Поначалу это очень сложно. Нужна какая-то практика. Я до сих пор с содроганием вспоминаю свой первый опыт с командой. Это было в Афинах, учебная регата. Дул небольшой ветер, но тогда мне, конечно, казалось, что это шторм. В самой марине было очень узко, поперек не встать.

Когда я начал выходить, с берега мне крикнули, что у меня выливается масло, что сейлдрайв плохой. Я чуть с ума от волнения не сошел, никак не мог сдать назад. Но подбежал техник, проверил лодку и сказал, что она исправна. Сейчас подобные ситуации не вызывают никакой паники, но в первый раз это всегда страшно».

«Все капитаны думают об этом»

И пусть ребята называют себя совершенно простыми людьми, их жизнь немного отличается от жизни среднестатистического обитателя столицы и больше напоминает приключенческий роман. К 30 годам Алексей успел повидать немало диковинных мест — потискать гигантских черепах в заповеднике на Сейшелах, проехать на товарных поездах по Мавритании, отправиться в плавание к Фарерским островам, а также увидеть Исландию с суши и из океана.

При этом у Андрея послужной список получился не короче. За время работы капитаном он умудрился порыбачить в самых удаленных уголках планеты, отпугивал медведей от палаток на островах Кунашир и Шикотан, увидел своими глазами Кольский полуостров, приполярный Урал, Патагонию и Камчатку.

Судьбоносное знакомство двух капитанов произошло в школе парусного спорта «Сила ветра». Там же началось обсуждение кругосветки, мысли о которой посетили Алексея еще в 2019 году.

«Вообще, мне кажется, что все люди, которые становятся капитанами, где-то на подкорке думают об этом [кругосветном путешествии]. Как минимум ты не можешь пройти мимо баннера, где есть слово кругосветка. У меня тоже эта мысль всегда витала на задворках сознания, но переломным моментом стал просмотр одного документального фильма на YouTube под названием Chasing bubbles.

Он повествует об Алексе Расте, биржевом брокере из Чикаго, который сломал все стереотипы. Изначально у него не было капитанских прав. Он просто загорелся идеей, купил себе книгу "Яхтинг для чайников", походил три месяца по Карибам в рамках одного залива, а затем отправился вокруг земли. На меня он произвел огромное впечатление, за всю жизнь я посмотрел его [фильм] уже около 30 раз».

Отвечая на вопрос о вдохновляющих путешественниках, Андрей сразу вспоминает о Крисе Ларсене.

На самом деле, когда Леша предложил мне пойти в кругосветку, он дал мне всего одну книгу, и теперь она входит в топ моих любимых. Это книга «Муссон Дервиса» Криса Ларсена — человека, который устал от рутинной жизни, потерял работу и развелся, а затем просто купил недостроенный корпус, сам его доделал, соорудил мачту из обычного дерева и до сих пор выходит в море, даже будучи дедушкой. Ларсен не то что бы кругосветный путешественник, он называет себя простым морским бродягой. Так и живет

Андрей Кипятков о Крисе Ларсене

«Ларсен действительно очень крутой, — продолжает Алексей. — Потому что он презирает условности, которыми мы сейчас обросли, и плюет на них с высоты борта своей яхты. Ему говорят, что он не может путешествовать без прав на яхту, он доказывает обратное. Ему говорят, что на плохой лодке нельзя выйти в океан, но ему все равно. Говорят, что необходимо искать судно только со специалистом, однако для него это пустой звук.

Мне кажется, это очень круто — вытащить свою голову из условностей, стереотипов и чужого мнения. Я не понимаю, почему столько людей сидят в офисе, в то время как они по-настоящему мечтают путешествовать по миру. Мы явно не превозмогали себя, не сворачивали горы, не преодолевали нереальный препятствий. Просто очень сильно захотели».

«Бей посуду, я плачу»

Как только мысль о кругосветном путешествии прочно засела в головах капитанов, начался самый интересный и стрессовый этап — поиск яхты. «Здесь сложнее всего то, что постоянно вскрываются какие-то нюансы. Ты видишь снимки судна на телефоне, оно кажется тебе идеальным, а потом приезжаешь к продавцу и понимаешь, что у яхты очень много недочетов. Еще бывает такое, что внезапно появляется другой покупатель, и тебе начинает казаться, что нужно срочно покупать конкретно эту лодку, закрыв глаза на все минусы. Таким образом, мы переобувались раз пять точно», — смеется Алексей.

Искать подходящую лодку друзья начинали в Европе и наняли для этого профессионального осмотрщика, которого называют сюрвейером. Сюрвейеры основательно проверяют каждую лодку, выявляют недочеты и готовят подробный отчет для покупателя, на основании которого может быть принято решение. При этом, как выяснилось, сам поиск яхты — дело такое же затратное, как и ее приобретение, особенно если лодки находятся в разных странах.

«Если сюрвейер перемещается между государствами, необходимо оплачивать не только его работу, но также транспорт и проживание, — объясняет Андрей. — Стоимость услуг сюрвейера зависит от размера лодки. В нашем случае специалист брал 13 евро за фут. Если клиент не хочет делать полный осмотр, можно заказать и экспресс-сюрвей, который обойдется в пять евро за фут. Таким образом, суммарно на услуги сюрвейера и сопутствующую логистику для покупки яхты мы потратили около 10 тысяч евро».

На первый взгляд, эта сумма кажется огромной, однако если разобраться в нюансах, становится понятно, что каждый вложенный евро был абсолютно оправданным. Сперва капитанам приглянулась яхта в Греции, но при осмотре в корпусе была обнаружена пробоина, а также проблемы с парусами. Затем Андрей и Алексей почти купили лодку в Швеции, однако в последний момент выяснилось, что лодка находится в заложенном состоянии, поэтому приобрести ее невозможно. Капитаны пытались искать яхту и в Калининграде, тем не менее единственное доступное им судно было слишком маленьким по размерам.

Время поджимало, напряжение росло, а подходящей лодки по-прежнему не было. Поскольку капитаны сами установили себе точный дедлайн — стартовать во что бы то ни стало до конца 2021 года — они больше не могли тянуть время. Их последняя надежда, а именно желтая серийная лодка 1986 года выпуска на верфях Jeanneau ожидала в Валенсии, поэтому они немедленно приобрели билеты в Испанию и отправились на осмотр вместе с сюрвейером

Окинув лодку невооруженным взглядом, капитаны буквально влюбились в нее, но принимать окончательное решение можно было только после полного сюрвея, в рамках которого лодка поднимается на сушу для изучения корпуса, а также проводятся морские испытания.

По результатам проверки значительных повреждений выявлено не было, однако некоторые нюансы все же позволили сбить цену. Так, после мучительных поисков капитаны приобрели желтую кругосветную яхту за 62,5 тысячи евро и окончательно поверили в свои силы.

«Ты забываешь о прокрастинации»

«Море действительно затягивает. Более того, оно меняет тебя, меняет образ жизни и вместе с ним мышление. Когда возникает проблема, ты понимаешь, что ее нужно решать сейчас, поскольку от этого зависит безопасность команды. Так что, становясь капитаном, ты забываешь о прокрастинации навсегда», — делится Андрей своими мыслями перед кругосветкой.

Страха перед началом больших приключений капитаны не испытывают, поскольку уже имеют некоторый опыт мореплавания за плечами. Алексей ходил по Атлантике, гонял лодки из Норвегии в Германию, а также от Гибралтара до Канарских островов. Андрей обогнул под парусом каждую скандинавскую страну и даже прошел путь на яхте от Португалии до Исландии, поэтому хорошо понимает, что значит непогода в море, и подготовлен к путешествию вокруг земли: «В глобальном смысле кругосветка — это пересечение всех меридианов, если объяснять технически. У нас есть маршрут, он четкий, но он явно будет многократно корректироваться. Изначально мы закладывали на это полтора года, но сейчас уже думаем о двух, поскольку хотим провести в некоторых местах побольше времени».

Для кругосветного путешествия капитаны выбрали классический маршрут вдоль экватора, который проходит через Канарские острова, Барбадос, Доминикану, Колумбию, Панаму, Галапагосы, Маркизские острова, Фиджи, Таити, Бали и многие другие райские уголки планеты

«Самый опасный участок — это Тихий океан, — поясняет Алексей. — Вообще любой переход океана опасен для нас, поскольку мы пока не имеем такого опыта, да и сам факт нахождения 20-30 дней без связи немного пугает. Поэтому мы берем с собой спутниковые телефоны.

Конечно, может случиться шторм, испортиться погода, что-то сломаться. Но к базовым техническим проблемам мы так или иначе подготовлены, ведь есть большой капитанский опыт. Изначально, перед кругосветкой, казалось, что нужно освоить вообще все — и сварку, и работу с деревом, и шитье парусов, и подводную охоту, и фридайвинг. Конечно, все это нужно. Но, вспоминая историю Криса Ларсена, понимаешь, что многие вещи можно отмести. Так что мы оставили самое необходимое — медицинскую подготовку и общие знания о яхтах. Кстати, во время сюрвея и поисков лодки мы тоже получили незаменимый опыт».

«Немного волнуемся, но больше предвкушаем»

Помимо технических аспектов друзья запланировали немало развлечений. Так, Алексей мечтает поплавать с китами и научиться твердо стоять на серферской доске, а также продолжить снимать свой мини-сериал про поездку. Андрей в свою очередь задумал соорудить что-то вроде фотолаборатории на борту, чтобы документировать все происходящее на пленочные камеры, а затем проявлять снимки, не спускаясь на сушу.

Кроме того, друзья хотят построить домик на дереве на одном из островов в Тихом океане, а также посетить постепенно уходящий под воду клочок земли в Папуа — Новой Гвинее. Но и это еще не все. Капитаны неспроста купили большую лодку с несколькими каютами — в ходе кругосветки они планируют приглашать друзей и знакомых к себе на судно, чтобы разделить с ними незабываемые эмоции.

Сейчас Алексей и Андрей уже несколько дней находятся в кругосветном путешествии. Перед стартом они больше недели прожили на яхте, совершая последние приготовления и ремонтные работы, закупили необходимые инструменты и изучили все нюансы судна.

«Мы успели максимально близко познакомиться с яхтой: разобрались в паутине труб и проводов, сплетенных под палубой; отследили и привыкли к звукам, которые издают самые разные системы лодки; настроили под себя приборы и даже успели прикоснуться к быту. Работы предстоит еще очень много, чтобы можно было гордо назвать лодку идеальной. Однако мы постепенно переключаемся на грядущий выход и день за днем мониторим погодные условия в районе Гибралтара и за ним. Выход совсем скоро, немного волнуемся, но больше предвкушаем», — радостно поделились капитаны в социальных сетях.

Все желающие смогут наблюдать за их приключениями на YouTube, в Instagram или Telegram-канале.