Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Это уникальная задача» Норильск ждет масштабная реновация. Каким станет город и как это отразится на Крайнем Севере?

СюжетРеновация Москвы:

В декабре правительство утвердило комплексный план социально-экономического развития Норильска — город ждет реновация жилищного фонда, модернизация и капитальный ремонт, реконструкция и развитие объектов инфраструктуры и формирование безопасной городской среды. На эти цели направят более 120 миллиардов рублей. Чтобы узнать, какие перспективы есть у Норильска и насколько сложно воплощать такие планы в условиях Крайнего Севера, «Лента.ру» поговорила с научным сотрудником факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Иваном Курячим.

«Лента.ру»: В Норильске планируется комплексная реновация. К чему это приведет город?

Иван Курячий: Важно сказать, что то, что сейчас запланировано в Норильске — это уникальная задача в глобальном контексте.

Комплексное изменение городской среды, социальной и инженерной инфраструктуры — это серьезный вызов для любого города, но в Арктике сложность решений усиливается кратно. Тем более в Норильске — самом крупном городе в экстремальных северных условиях

Конечно, существуют другие крупные города в высоких широтах, они расположены в основном на севере Европы и России — такие как Мурманск или Тромсё, но из-за влияния теплого течения Гольфстрима климат там относительно мягкий. А на арктических территориях восточнее Архангельска, где уже нет теплого течения вдоль берега, находятся зоны с экстремальными температурами и мерзлыми грунтами. В такой локации находится Норильск, где каждый день более 180 тысяч жителей провожают детей в детские сады и школы, студенты идут в университет, сотрудники добираются до своих административных и производственных объектов. За пределами нашей страны схожие климатические условия есть в Канаде и на Аляске, но там расположены только небольшие населенные пункты.

Фото: Страница Ивана Курячего в соцсети

Как вообще в таких условиях создать комфортную и безопасную городскую среду?

Нет достаточного международного опыта — успешных практик по созданию комфортной среды для жизни в крупном городе с восьмимесячной зимой и температурами до минус 53 градусов. Здесь необходимо создать новые решения, которые смогут обеспечить современное качество жизни для людей, которые будут там находиться постоянно или приезжать на время — постоянные жители, туристы или командированные работники.

Задача формирования такого уровня жизни, как, условно, в Осло, Торонто или Санкт-Петербурге — то есть современного города, но в условиях экстремального климата и сложной транспортной доступности

Это как раз история про то, что города конкурируют за человеческий капитал в страновом и глобальном контексте — мы принимаем решение о выборе места для жизни не только по климатическим условиям, но по возможностям для саморазвития и самореализации для себя и своих близких. Городам необходимы специалисты в той или иной сфере — образование, наука и производство, коммерческая инфраструктура с кафе и магазинами и так далее. Кроме того, города стремятся привлечь семьи, которые улучшат социально-демографический профиль города, а также обеспеченных людей старшего возраста. Например, юг России конкурирует за обеспеченных пенсионеров Сибири и Урала, которые инвестируют в недвижимость и городские сервисы. Норильск должен сформировать качество жизни, сравнимое с тем, которое люди могут получить в другом месте.

Понятно, что решения не будут такими, как в Казани или Екатеринбурге, потому что климатические условия совсем другие, но качество жизни должно быть сравнимо. Специалист может приехать один или с семьей — и он должен получить все возможности для образования, работы, досуга, спорта — все эти сервисы должны быть связаны качественной городской средой и транспортной инфраструктурой. Сложно представить, как в Норильске работает торговая улица в сильную снежную пургу и как можно создать возможность вечером пойти в кафе, чтобы выпить кофе. То есть нужно эту среду переформатировать, ведь конкурировать приходится со всеми городами мира — специалист может выбрать не Норильск, а город в той же Норвегии или Канаде.

Как учесть в таких условиях комфорт для маломобильных граждан? Это вообще возможно?

Это базовая вещь. Есть тезис о том, что город, комфортный для 8-летнего и 80-летнего, будет комфортен для всех. Если вы исключаете какую-то группу горожан, то создаете вахтовый поселок. У нас некоторые территории осваиваются вахтовым методом — например, Бованенково, газовое месторождение на Ямале, на котором сформирована база для временного проживания работников с местами проживания, кафе, медиацентром для общения, магазинами — все это для населения в трудоспособном возрасте 18-65 лет. И они там работают вахтовым методом от одного до трех месяцев, постоянно ротируясь. Но если вы формируете полноценный город, а у Норильска есть подобные амбиции, то должны сделать так, чтобы и ребенок, и старшее поколение или люди с ограниченными возможностями чувствовали себя в нем комфортно.

Какие варианты разрабатывали для застройки северных городов?

В период активного освоения Арктики во второй половине ХХ века в Советском Союзе и США создавались различные концепции того, как должен быть устроен северный город. Рассматривались концепции городов под куполом, жилых и общественно-деловых районов, объединенных в единый комплекс теплыми переходами — но большая часть из них не была реализована.

С тех пор сильно изменился контекст — появились серьезные требования к соблюдению экологических норм, устойчивому развитию, при этом появился набор современных инженерно-технических решений. То есть сейчас необходимо сформировать уникальные проектные решения, которые смогут ответить на соответствующий контекст

С 1990-х годов российская Арктика, включая Норильск, была на периферии государственных проектов развития — она финансировалась по остаточному принципу, был отток населения, города теряли конкурентоспособность по сравнению с регионами страны. Но сейчас новая волна развития — в прошлом году была подписана Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации, запущены несколько крупных инвестпроектов — как государственных, так региональных и частных. В их числе развитие Северного морского пути, освоение новых месторождений, создание нового качества жизни в арктических городах. Норильск — крупнейший из них, с более чем 200 миллиардами рублей инвестиций «Норникеля» в развитие города до 2035 года.

Предполагается, что Норильск станет опорным городом для развития всего Таймыра. Что это значит?

У каждой территории развития есть определенная логистическая структура — как доставляются туда люди, грузы, где находятся обслуживающие это сервисные и административные центры, которые все это координируют. Должны быть региональные офисы и подразделения, которые занимаются новыми проектами. Сейчас кроме «Норникеля» на севере Красноярского края также ведет развитие «Роснефть», которая занимается нефтяными месторождениями. Там очень хорошая по качеству нефть, сравнимая с добываемой в Персидском заливе. Компании, реализующие проекты в этой части Арктики, будут размещать свои сервисные и административные базы, и в данном случае Норильск — практически безальтернативный выбор.

Кроме того, есть инициатива развития экотуризма на плато Путорана, одну из самых диких природных территорий в мире и России. «Норникель» поддерживает этот проект для того, чтобы Норильск стал хабом для путешествий на плато Путорана. То есть человек летит из Москвы или другого города в Норильск — город функционирует как туристический хаб: турист проводит в нем какое-то время в гостинице, может посетить экскурсии на промплощадки «Норникеля», далее его ждет транспорт на Путорана.

А если говорить про другие северные города, как они изначально застраивались?

Было несколько волн освоения Севера, есть города с невероятной историей, например Новгород или Архангельск, торговавшие в XII-XIV веках с Ганзейским союзом — своеобразным прототипом Евросоюза, объединившим города Северной Европы. Есть северные города, созданные в XIX и начале XX века как промышленно-логистические центры — такие как Мурманск. То есть европейский север за счет сравнительно теплого климата всегда был достаточно обжитой.

Территории восточнее Архангельска исторически развивались в основном по воле государства как аутпосты для освоения ресурсов и контроля территорий. Например, Обдорск был основан на Оби в конце XVI века для обеспечения добычи стратегического ресурса того времени — пушнины, сейчас это город Салехард, являющийся административным центром нашего основного региона добычи газа.

И есть ряд городов, фактически созданных с нуля во второй половине XX века — например, Новый Уренгой, где высадились геологи, обнаружившие газовые месторождения и в 1973 году основавшие город. То есть эти новые северные города —практически наши ровесники, но там уже живет по несколько десятков тысяч человек, в них есть дома культуры, детсады, школы, филиалы университетов, офисы, торговые центры.

Поэтому очень разная судьба у арктических городов — из некоторых жители при возможности стремятся переехать в лучшие края, к другим они привязаны социальными связями и историей поколений. В этом году наша компания «Новая земля» совместно с «Арктикаметрией» разрабатывала стратегию развития поселка Чокурдах на севере Якутии. Это небольшой, но важный для развития Арктической зоны муниципалитет, находящийся в экстремальных климатических условиях — в феврале мы оказались там в нелетной погоде с туманами и температурой минус 50 градусов. В поселке достаточно укорененное население, большинство жителей не хочет уезжать оттуда. Но чтобы привлечь необходимых специалистов из других городов, необходимо сформировать качество жизни, сопоставимое с Якутском или другим региональным центром. Специалист приезжает в сельскую среду, видит одноэтажные дома, и ему сложно там адаптироваться. В рамках проекта мы сделали поселок компактнее, заменили двухэтажные дома на 3-5-этажную квартальную застройку, которая лучше защищает от зимнего ветра и формирует городской характер среды. Многие функции приходилось перепридумывать, формировать заново, чтобы люди могли получить базовые городские сервисы.

Так, центральным элементом развития территории стал многофункциональный дом культуры, в котором появилось пространство комьюнити-центра — «третье место», дополняющее места для жизни и работы. Это современное многофункциональное пространство, которое есть в городах скандинавских стран — то, что раньше называлось городской ратушей, а сейчас ближе к названию town hall. В нем обеспечивается свободный функционал для развития, досуга и коммуникации — горожане могут прийти в него пообщаться со знакомыми или поработать с ноутбуком. При экстремальных зимних температурах нет возможности коммуницировать на улице — необходимо альтернативное пространство внутри помещений. В крупных городах таким местом может быть кафе, но в маленьких городах они зачастую просто не выживают — нет соответствующего спроса.

Каковы особенности застройки на севере? Как создать идеальный дом для жителя Крайнего Севера?

Это зависит от территории. Север бывает разным — более мягким или более экстремальным. Везде модель должна быть разная, Арктику нельзя описать единым правилом, потому что модели совершенно разные по структуре расселения, например, у нас в достаточно крупном Мурманске и на севере Скандинавии, где достаточно маленькие городки. Причем обе модели возможны — можно иметь крупный город, где все плотно и многоэтажные дома, а можно иметь сеть маленьких, как на севере Норвегии. При этом северонорвежская модель развития достаточно дорогая в плане затрат на поддержание транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры.

По каждому из северных городов нужно рассматривать запрос жителей — какие у них запросы и возможности, каков социально-экономический, климатический и логистический контекст

Как при строительстве не навредить экологии и нанести минимальный ущерб вечной мерзлоте?

В Норильске основной ущерб наносится индустрией, а не городской инфраструктурой. Здания в городе размещаются на сваях, закрепленных во многолетнемерзлых грунтах, — мерзлота служит серьезным основанием при условии правильной эксплуатации фундаментов.

Но при этом происходит глобальное изменение климата, которое вызывает таяние мерзлоты. Эти температурные изменения на планете неравномерны — есть сильные очаги потепления на севере нашей страны. Из-за нарушения несущей способности фундаментов появляются трещины в несущих конструкциях, и здания становятся опасными для использования — каждый год происходит расселение нескольких многоэтажных домов в Якутске, Норильске, Новом Уренгое. Научные исследования представляют прогнозы выбытия из эксплуатации до 80-90 процентов застройки в ряде городов российской Арктики к 2050 году. Есть сложные инженерно-технологические решения, которые позволяют поддерживать несущую способность фундаментов, но в любом случае стоит рассматривать все сценарии развития ситуации.

Нужно уже сейчас прорабатывать сценарии переселения людей из существующей застройки в зонах деградации мерзлоты, а не когда пойдут необратимые последствия и планировать уже будет поздно. Есть два возможных варианта: находить участки, где есть скальные породы под грунтом, и основывать фундамент новых зданий на сваях в скале, или можно делать какие-то легкие конструкции для зданий, которые не несут большой нагрузки на фундамент. Это может быть двух-трехэтажная застройка или застройка из легких деревянных конструкций. В Канаде и Скандинавии строят из деревянных конструкций здания до 18 этажей — как офисные, так и жилые.

Необходима новая устойчивая модель развития городской среды и инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в Арктической зоне. Эта модель должна обеспечивать не только качество жизни, но и сохранение хрупкой арктической экосистемы.

Норильск будут масштабно развивать. Это подтолкнет к развитию другие города и населенные пункты? Не возникнет ли перекос, не придут ли маленькие города в запустение?

Люди из малых и крупных арктических городов и так могут уехать в Красноярск, Петербург, Осло — куда угодно. У них всегда есть выбор изменить место жительства на город, где есть комфортная среда и больше возможностей для реализации их жизненных сценариев. Поэтому необходима федеральная стратегия развития арктических населенных пунктов, которая определит их будущее и обеспечит серьезные ресурсы для развития. При этом есть три основных сценария — для каждого города нужно выбрать один.

Первый — это модель компактного города с повышением качества жизни за счет оптимизации городской инфраструктуры, повышения эффективности бюджетных расходов и привлечения внешних инвестиций. Город исключает неэффективные участки из границ развития, при этом фокусируется на развитии территорий, более обеспеченных социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Второй сценарий — это управляемое сжатие городской ткани, следующее за прогнозами сокращения численности жителей. Ряд городов был сформирован в советское время с ориентиром на дальнейшее экстенсивное развитие, но с тех пор изменился социально-экономический контекст и запрос на количество рабочих мест. Во многих арктических территориях теперь другой формат освоения с приоритетом вахтовых работников. Город должен адекватно реагировать на такие изменения, уменьшение границ развития — это не всегда плохо. Модель управляемого сжатия постепенно сокращает город до оптимального размера с точки зрения числа рабочих мест, возможностей бюджета, потенциала развития. При этом повышается качество жизни за счет концентрации ресурсов на меньшей площади территории.

Третий вариант предполагает постепенное закрытие населенного пункта и переселение жителей в другое место с большим потенциалом развития. У нас не так много людей в такой большой стране: идет снижение численности населения, замещение естественного прироста миграционным притоком. И люди ценны — в ряде случаев лучше помочь им переехать туда, где они получат лучшее качество жизни и возможности для себя и своих детей. Так была оптимизирована структура расселения в Воркутинском угольном бассейне: из-за изменения спроса были сокращены рабочие места, а затем реализованы программы переселения из неэффективных населенных пунктов. В большем масштабе эти решения заложены в стратегию пространственного развития Японии — прогнозируя сокращение численности населения практически на четверть к 2050 году, будет уменьшаться количество активных населенных пунктов, но при этом будет повышаться их связность и качество жизни.

Норильску нужно определить собственную стратегию развития, сформировав и внедрив на своем примере набор эффективных решений для дальнейшего преобразования других городов Арктики.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше