Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Сегодня лучший день в моей жизни!» Как жизнерадостные сотрудники ритуальных услуг подались в блогеры и покорили TikTok

В TikTok — соцсети, прославившейся благодаря веселым танцам и незатейливым песням, — существует отдельный сегмент с роликами, посвященными смерти. Его называют «TikTok о смерти», или же «СмертьTok» (в оригинале — DeathTok). Блогеры откровенно говорят с подписчиками об особенностях ритуального дела, делятся тонкостями своей работы и рассказывают о необычных случаях в своей практике. Поднимая одну из самых табуированных в обществе тем, они получают сотни тысяч просмотров, каверзные вопросы от зрителей и ненависть более консервативных коллег. Зачем работники бюро ритуальных услуг стали блогерами и почему тысячи людей так хотят узнать, что делают с телом человека перед похоронами, — в материале «Ленты.ру».

«Каким будет цвет твоей последней помады?»

«Добро пожаловать в СмертьTok!» — приветствует зрителей блогерша Эйлин Холлис, а затем демонстрирует свой защитный костюм. Он нужен девушке для работы с покойниками: костюм помогает предотвратить заражение. Мрачная тема ролика резко контрастирует с поведением Холлис, которая весело танцует, показывая униформу.

Жизнерадостная девушка, на страницу которой подписались более 780 тысяч пользователей, работает в бюро ритуальных услуг в городе Сиракьюс штата Нью-Йорк. Почти каждый день она публикует в TikTok ролики о жизни похоронного бизнеса и показывает специальную косметику, предназначенную для макияжа мертвых людей. Например, средство для губ, которое состоит из воска, вазелина и обычной губной помады. «Да, мы можем использовать средства из вашей косметички», — шутит Холлис.

С таким же воодушевлением девушка рассказывает о том, что ей предстоит покрасить волосы покойницы в голубой цвет. «Сегодня, должно быть, лучший день в моей жизни! Мне надо будет покрасить волосы пожилой женщины!» — восторженно делится блогерша.

Тиктокерша также устраивает для зрителей экскурсии по похоронному бюро. В одном из видео она под торжественную музыку показывает помещение с гробами. В другом — под звуки джаза прогуливается по похоронному дому.

О быте работников похоронных бюро девушка нередко рассказывает параллельно процедурам по уходу за собой. «В гробы частенько кладут мягкие игрушки, фильмы, кроссворды. В этом нет ничего странного», — делится она, умывая лицо

Жизнерадостная Холлис — лишь одна из многочисленных работников похоронных бюро, которые решили откровенно рассказывать о ритуальных услугах в TikTok. Ее коллега — тиктокерша-готка по имени Хезер Тэйлор (почти 500 тысяч подписчиков). Она работает в бюро ритуальных услуг и помогает обучать студентов Питтсбургского института погребальных наук (Pittsburgh Institute of Mortuary Science). Занятия со студентами часто попадают в ее объектив: Тэйлор показывает, как они на манекенах учатся наносить покойникам макияж и создавать растительность на лице, и демонстрирует, как они тренируются восстанавливать черепа.

Помимо образовательного контента Тэйлор записывает на видео свои прогулки по кладбищам и визиты к могилам известных людей, например, писателя Эдгара По. Кроме того, девушка интересуется последними обедами серийных убийц: Тэйлор приходит в рестораны, заказывает те же блюда, что и знаменитые маньяки перед смертной казнью, а затем показывает их в TikTok.

Сотрудник бюро ритуальных услуг Морти Штайн из Калифорнии в TikTok отвечает на вопросы о похоронах и делится необычными историями, связанными с ритуальными услугами (кстати, основную работу он совмещает с карьерой стендап-комика). В одном из роликов мужчина рассказал о странных похоронах в его карьере: Штайна очень удивила гравировка, которую семья выбрала для урны с прахом близкого.

Я спросил их: «Есть ли что-то конкретное, что бы вы хотели видеть на урне?» Они посмотрели друг на друга и сказали: «Мы хотели бы, чтобы там была надпись "Отец, сын, святой дух, ты был живым, а теперь ты поджарен"»

Морти Штайнсотрудник бюро ритуальных услуг, блогер

Еще одна запомнившаяся блогеру история — о том, как родственники погибшего повезли гроб на кладбище не в катафалке, а в личной машине покойника. «Военное кладбище, на котором должны были пройти похороны, находилось примерно в 45 милях от нас. Мы провели короткую заупокойную службу в церкви при нашем похоронном бюро. Они пригнали грузовик покойного. У него был очень славный пикап. Отличная идея!» — делится Штайн.

Девушка по имени Мэдди еще только учится. Это, однако, не мешает ее роликам на похоронную тематику набирать сотни тысяч просмотров. К примеру, в одном из них Мэдди подробно показывает на манекене, как сотрудники бюро ритуальных услуг маскируют раны и видимые повреждения на лицах покойников.

«Неглубокие раны заполняются специальным воском. В более глубокие раны мы кладем слой глины, прежде чем нанести воск. Некоторые части приходится восстанавливать полностью, например, уши и носы», — рассказывает девушка, демонстрируя процесс. Она также наносит манекену макияж и приклеивает брови.

«Мы говорим об одной из самых замалчиваемых тем в обществе»

Для роликов ритуальщиков в TikTok придумали специальный хештег — mortician (похоронных дел мастер). Отталкивающий на первый взгляд контент на удивление популярен в соцсети. К примеру, ролик сотрудницы похоронного бюро @lovee.miss.lauren о похоронах беременных собрал больше миллиона просмотров. Видео Холлис о том, как чистят слизистые оболочки покойников, — почти полтора миллиона просмотров.

При этом в арсенале блогеров — сотрудников похоронных бюро есть достаточно леденящие кровь ролики. Тиктокеры рассказывают о зашивании покойникам ртов, процессе бальзамирования, специальных накладках для глаз мертвецов и о том, как хоронят беременных женщин

Однако некоторых зрителей интересуют не столько сами видео, сколько возможность задать вопросы представителям одной из самых жутковатых и таинственных сфер и узнать побольше о том, что происходит с телом человека между смертью и похоронами. «А людей кремируют вместе с их вставной челюстью?», «Сколько времени занимает бальзамирование человека от начала до конца?», «Вы когда-нибудь сбривали лобковые волосы покойников?» — интересуются у ритуальщиков.

Для некоторых пользователей TikTok комментарии к подобным роликам — это возможность поделиться воспоминаниями о потери близких и болью утраты. «Два года назад мой 16-летний племянник погиб в аварии по вине пьяного водителя. Это было одно из самых тяжелых событий в моей жизни. Люди, которые восстанавливали его лицо, проделали отличную работу», — пишет зрительница под роликом Хезер Тэйлор. Многие из тех, кто столкнулся с потерей близких, признаются, что видео об изнанке похоронного бизнеса помогают: их успокаивает осознание того, что об их родных после смерти так хорошо позаботились.

Еще одна причина популярности похоронного контента — это любопытство к загадочной теме смерти. «Людей интересуют сотрудники похоронных бюро, потому что мы говорим об одной из самых замалчиваемых тем в обществе», — считает Холлис. Кроме того, она уверена, что разговоры о смерти помогают бороться с экзистенциальным ужасом, который она вызывает у некоторых людей. С этим согласна психолог Памела Ратледж, работающая в Центре изучения медиапсихологии в Калифорнии.

Смерть — это экзистенциальная угроза, потому что мы не знаем, какова она. Возможность смотреть видео сотрудников похоронных бюро частично утоляет любопытство к смерти и стирает некоторую мистику вокруг нее. А юмор особенно хорошо рассеивает тревогу и страх

Памела Ратледжпсихолог, сотрудник Центра изучения медиапсихологии в Калифорнии

Специалистка также считает, что интерес публики к макияжу покойников связан не столько с красотой, сколько с культурной традицией ухаживать за телом таким образом, чтобы человек не выглядел мертвым. «Макияж смягчает напряжение вокруг смерти и усиливает ощущение контроля в реальном мире. Он помогает частично избавиться от экзистенциального страха», — комментирует психолог. Некоторые юзеры и впрямь уверяют, что благодаря роликам тиктокеров меньше боятся ухода из жизни. «Эти видео замечательные! Они делают смерть менее страшной!» — благодарит Холлис зрительница.

Антрополог Эрика Боргстром из Открытого университета Великобритании обращает внимание: контент о смерти в TikTok помогает людям общаться на эту тему и поддерживать друг друга. Действительно, в комментариях под роликами многие юзеры не только делятся историями личных потерь, но и сопереживают друг другу. Сами тиктокеры-ритуальщики тоже нередко обращаются к зрителям, утешают их в комментариях и подбадривают в видео. «Думаю, вы, ребята, чертовски смелые, потому что принимаете тот факт, что смерть — естественная часть жизни!» — хвалит своих подписчиков Холлис.

«Я здесь, чтобы нормализовать ритуальные услуги»

Эйлин Холлис похоронное дело было знакомо с самого детства — американка выросла в семье владельца бюро ритуальных услуг. Компания ее отца располагалась прямо под домом, в котором жила семья. По словам девушки, с самого раннего возраста она постоянно видела покойников. В итоге Холлис получила образование танцовщицы в колледже. Девушка мечтала выступать на Бродвее и уверяла, что ни за что не свяжется с индустрией ритуальных услуг.

Как бы то ни было, в 2013 году я начала помогать своему отцу и по-настоящему влюбилась в это дело. Я поняла, что до этого момента не осознавала масштабы того, что делает мой отец. Потом мне стало очевидно, что он делает намного больше, чем просто ухаживает за покойниками

Эйлин Холлиссотрудница бюро ритуальных услуг, блогерша

Холлис стала обучаться похоронному делу и, получив соответствующую лицензию, начала полноценно работать с отцом. С тех пор девушка, как она утверждает, провела около тысячи процедур. Они занималась бальзамированием, кремацией, макияжем покойных и другими процедурами.

Холлис уверяет: ее профессия не такая кошмарная и удручающая, как о ней думают. «Приятно помогать людям в один из самых тяжелых моментов в их жизни», — считает тиктокерша. При этом девушка признает, что иногда ей приходится действительно тяжело: например, когда приходится ухаживать за покойниками-детьми. С ней соглашается и Морти Штайн.

Думаю, тяжелее всего работать с детьми, они такие невинные. У меня разбивается сердце, когда я вижу, как к нам приходят родители, потерявшие ребенка. Это мой самый большой страх, я больше всего боюсь, что сын умрет раньше меня. Ни один родитель не должен проходить через это

Морти Штайнсотрудник бюро ритуальных услуг, блогер

Штайн также отмечает, что ему приходилось готовить к погребению своих родственников, что тоже было весьма непросто. «Сложно не позволять эмоциям вмешиваться в дело. Но у меня есть работа, которую я должен выполнять», — объясняет мужчина.

Ухаживала за покойниками, которые приходились ей родными и близкими, и Холлис. По словам девушки, это стало для нее честью. «Когда-нибудь, когда мой отец умрет, я забальзамирую его. Он забальзамировал своего отца, а я забальзамирую его», — рассказывает она. При этом тиктокерша не считает себя бесчувственной. Как говорит Холлис, у нее твердый характер, но она умеет сопереживать. Тиктокеры, рассказывающие о ритуальных услугах, сходятся еще в одном: работа научила их спокойнее относиться к смерти.

Я не боюсь умирать. У меня была хорошая жизнь, хорошая семья, я многого добился. Я свыкся с мыслью о том, что умру. Как я уже сказал, я не боюсь смерти, и даже если она наступит завтра, меня это устраивает

Морти Штайнсотрудник бюро ритуальных услуг, блогер

Холлис говорит, что работа научила ее воспринимать смерть не так эмоционально. «Однако стерла ли моя работа полностью страх смерти? Нет. Вовсе нет. Так же, как и все остальные, я могу впадать в экзистенциальный ужас», — делится она.

Именно поэтому тиктокеры из сферы ритуальных услуг считают, что они должны бороться со стигмой вокруг смерти и погребения. «Я здесь, чтобы нормализовать ритуальные услуги», — говорит блогерша по имени Мими, которая учится похоронному делу.

«Эта сфера не такая страшная, какой мы хотим ее видеть, и не такая мрачная, какой все ее выставляют», — утверждает тиктокерша и сотрудница бюро ритуальных услуг Жасмин Берриос. Девушка добавляет, что к ее коллегам зачастую относятся предвзято, считая их мрачными и странными людьми.

Мы сами виноваты в том, что нас ненавидят. Мы не говорим о смерти, не говорим о похоронном деле, не просвещаем людей, потому что думаем, что они не хотят просвещаться. Мы не говорим о смерти, потому что думаем, что никто не хочет о ней говорить. Это неправда

Жасмин Берриоссотрудница бюро ритуальных услуг, блогерша

Однако представители старшего поколения не всегда разделяют энтузиазм молодых коллег. По словам Холлис, похоронная индустрия очень консервативна, а ее работники с недоверием относятся к соцсетям. «Некоторые специалисты по похоронному делу думают, что мы позорим индустрию, потому что делимся подробностями своей работы», — уверяет блогерша. Мими подтверждает: старшее поколение ритуальщиков пытается контролировать новичков, однако молодежь, по ее мнению, разрушает все их рамки. «Теперь в чат вошли поколение Z и миллениалы, они полностью уничтожили все правила и руководства, которые касались смерти. Мне это нравится!» — радуется Мими.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15